Людмила Гречкина
Сценарий мероприятия экологической направленности «Приключение в царстве Природы» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
«Приключение в царстве Природы»
Оглавление описания мероприятия.
1. Введение…3
2. Цель, задачи, актуальность, новизна и значимость проводимого мероприятия…4-5
3. Содержание мероприятия…. 6
4. Результаты мероприятия…11
5. Выводы о проведенном мероприятии….11
6. Заключение…. 11
1. Введение.
Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Все ли в порядке в нашем зеленом доме?
Публикация «Сценарий мероприятия экологической направленности „Приключение в царстве Природы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. В воздух попали выхлопные газы машин, и от этого людям стало тяжело дышать.
Кто виноват в этих нарушениях? К сожалению, сами люди. Не все и не всегда берегут Землю – наш Зеленый дом. Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Чтобы мир явился нашим детям красивым и одухотворенным, чтобы представления о нем были иные мы, взрослые, должны помочь им в этом.
Реки, луга, степи с разнообразием растений и животных – богатство нашего Донского края. Его надо беречь. О родной природе, о ее богатствах нужно воспитывать в детях заботу.
На этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, развития способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к окружающим людям, к себе и своему здоровью. Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность,
т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
2. Актуальность.
Проблемы:
1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
2. Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
В любой газете, в любом журнале мы кричим об экологии, призываем оглянуться вокруг и увидеть то, что мы натворили, требуем вернуть нам природу в чистом виде! Природа, человек, нравственность – понятия тождественные. И к великому горю, в нашем обществе именно эти понятия разрушены. Мы требуем от детей порядочности, доброты, любви, душевного понимания, но согласитесь, мы очень мало занимаемся воспитанием экологической культуры у детей. В этой борьбе за будущее человечества, за экологию и за высоконравственного человека, огромное, вернее, практически самое важное место занимаем мы, педагоги. Экологическое образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающейдействительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям,животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. Асегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьмимало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родителисами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающимлюдям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе иникакие объяснения взрослых не помогают.
Цель.Обобщение и углубление экологических знаний дошкольников, развитие разносторонних интеллектуальных и творческих способностей, воспитание экологической культуры, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать элементарные научные экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника.
• Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих.
• Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека.
• Продолжать использовать ТРИЗ технологию как средство развития творческого мышления.
• Закрепить знания о способах утилизации промышленного мусора.
• Закрепить представления о разных состояниях воды.
Развивающие:
• Развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни.
• Развивать у детей интерес к познанию природы, к открытию ее тайн и загадок.
• Развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки.
• Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы.
• Развивать у детей воображение, логическое мышление, творческие способности.
Воспитательные.
• Воспитывать наблюдательность и положительное отношение к окружающей природе.
• Воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Новизна данного мероприятия заключается в том, что оно охватывает разные аспекты
экологического образования дошкольников. Мероприятием предусмотрено не только
экологическое просвещение детей, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Методы ТРИЗ способствуют повышению уровня коммуникативной, информационной, познавательной потребностей, что особенно актуально в условиях реализации ФГОС.
Предварительная работа:чтение энциклопедии о растительном и животном мире, рассматривание иллюстраций; чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; игры ТРИЗ - «Хорошо-плохо», «Да-Нет»; решение проблемных экологических ситуаций; экспериментальная деятельность «Три состояния воды в природе».
Оборудование: конверт с письмом,экологические знаки, различный бытовой мусор, 3 корзины для игры «Рассортируй мусор», указатели (стрелки, макет «болотце», наборы для экспериментирования,сделанные из пластиковых бутылок, вата, чернила, губка, чашка Петри, клубок ниток, набор картинок для игры «Экологическая цепочка», салфетки, магнитофон, саженец кленового дерева, лопата, лейка.
3. Содержание мероприятия.
В группу приходит письмо от Феи Природы.
«Уважаемые дети группы «Забавушка», вот и наступила замечательная пора - «Золотая осень». Деревья одели свой красочный наряд, мои друзья птицы и звери уже начали готовиться к зиме. И я, с радостью, хочу пригласить вас к себе, в моё королевство Природы!
В Королевство Природы попасть легко,
Не надо ехать далеко.
Один хлопок, ещё хлопок -
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится,
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Закрой глаза и сделай шаг.
Теперь в ладоши хлопнем так:
Жду вас! Фея Природы.
Детей встречает Фея Природы.
Фея:
Я - фея Природы,
Живу среди букашек и стрекоз.
В нарядном платье орхидеи,
На голове в венке мимоз.
Ем землянику, пьюросу.
Проверю - все везде в порядке,
Примечу каждый стебелек
И с птичками играю в прятки…
(вдруг начинает плакать)
Воспитатель. Милая фея, что сучилось?
Фея. Беда, злая волшебница заколдовала природу, теперь птички не поют, не растут цветы, деревья не одевают свой красивый осенний наряд. Завалила все мусором, загрязнила озера и речки. Все погибло (плачет). Одна я не справлюсь с этой бедой.
Воспитатель. Не расстраивайся, фея. Мы с ребятами поможем тебе. Правда, ребята?
Дети. Да!
Фея. Спасибо! А вы не боитесь трудностей и проделок злой волшебницы?
Дети. Нет
Фея. Вы очень смелые и отважные дети. К сожалению, я не смогу пойти с вами, мне надо отправиться в лес, чтобы помешать злой волшебнице, творить дальше свои нехорошие дела, но я оставила для вас небольшие подсказки, чтобы путь не был такой трудный и опасный
Воспитатель. Спасибо, Фея. Мы обещаем, что справимся с трудностями и поможем тебе расколдовать природу. Ну что ребята, отправляемся? А на каком транспорте мы с вами поедем?
Дети предлагают свои варианты и отправляются в путь под «Песенку веселых путешественников».
1. Лесная полянка
Лесная полянка, заваленная мусором, на пеньке сидит грустный медвежонок.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто это сидит на пеньке?
Дети. Медвежонок.
Воспитатель. Да, правильно, медвежонок, но он очень грустный. Мишка, что случилось? Почему ты грустишь?
Медвежонок. Я пришел на полянку, чтобы поиграть со своими друзьями, но кто-то набросал здесь столько мусора, что даже пройти невозможно. Что же делать?
Воспитатель. Это все проделки злой волшебницы. Ребята, как мы можем помочь медвежонку?
Дети. Надо навести порядок на полянке, убрать весь мусор.
Воспитатель. Правильное решение. Мы поможем тебе, Мишка! Скажите, ребята, а чем опасен мусор?
Дети. Он загрязняет природу, землю. Играть среди мусора неприятно.
Воспитатель. Вот,поэтому,давайте очистим полянку от мусора и поможем медвежонку.
Игра «Рассортируй мусор».
Около полянки стоят три корзины для сбора мусора с ориентирами «Бумага», «Пластик», «Металл». Задача детей рассортировать мусор по корзинам.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно и быстро сделали. Теперь этот мусор можно отправлять на завод для переработки.
Медвежонок (радостно). Спасибо вам большое! Теперь я могу позвать своих друзей!
Воспитатель и дети. До свидания, медвежонок!
Дети отправляются дальшепо ориентиру (стрелка).
2. Мостик Загадочный (ситуации, экологические знаки).
Воспитатель. Посмотрите, перед нами бурная река. Перейти ее по мостику смогут только те, кто правильно ответит на предложенные ситуации и подберет соответствующий экологический знак. Итак, будьте внимательны (знаки разложены на банкетке около мостика)
Ситуации:
1. Девочки пришли в лес за земляникой. Ягод так много, что можно набрать целую кружку, не сходя с места. Вдруг одна из девочек сказала: «Жаль, что с нами нет Светы, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем».
Ответ: Нельзя рвать растение с ягодами целиком.
2.«Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер», - предложил Саша. «Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее», - возразили девочки.
Ответ: под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара.
3. Нашёл Лёша гнездо с яичками птички в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их хотел взять домой. А птичка кружилась над ними и кричала. Как правильно поступить Алёше?
4. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. Давай её возьмём к себе, чтобы она не заблудилась» – сказал один мальчик. «Не трогай её, лягушка сама найдёт дорогу» – сказал другой. Кто из мальчиков был прав?
5. Кто-то из девочек заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче.
Ответ: В лесу нельзя шуметь и пугать его обитателей.
Воспитатель. Все перешли бурную речку, потому что справились с заданием. Молодцы!
3. Лесная сказка.
Воспитатель. Посмотрите, куда же мы попали, что вы видите?
Возле болотца сидит печальная Аленушка, рядом с ней – козленочек.
Ответы детей.
Воспитатель. Аленушка,что случилось?
Аленушка. Мы гуляли с братцем Иванушкой по лесу и ему захотелось пить,он увидел болотце и напился из него. А вода грязная и он превратился в козленочка. Что делать теперь?
Воспитатель. Да, беда. Ребята, скажите, а разве можно пить воду из болотца или лужицы?
Дети. Нет, вода грязная, можно заболеть.
Воспитатель. Правильно вы говорите. Непослушный Иванушка. Но мы можем помочь твоему горю, Аленушка. Фея Природы дала нам с собой в путь волшебную живительную водичку, я думаю, она нам сейчас пригодится.
Воспитатель дает козленочку выпить «волшебную» водичку и он превращается в Иванушку.
Аленушка радуется и благодарит детей за помощь.
Воспитатель. А ты, Иванушка, слушайся сестрицу и никогда больше не пей грязную воду. Ребята, а вы хотите узнать, как загрязняется вода в озерах, ручьях, морях?
Дети. Да!
Воспитатель. Предлагаю вам ненадолго стать исследователями и перенестись в лабораторию. И вас Аленушка с братцем тоже приглашаем. Итак, закрывайтеглаза -«Раз, два, три - в лаборатории очутись». Открывайте глаза и подходите к рабочему столу.
4. Исследовательская деятельность «Загрязнение почвы» (показ воспитателя)
Воспитатель. Возьмём контейнер, положим губку – это слой почвы. Контейнер можно поставить под наклоном, ведь земля не везде ровная. Представим, что, какое – то вредное вещество попало на почву (капнуть чернила).Какие вредные вещества вы знаете?
Дети. Бензин, краска.
Воспитатель. Вы видели, где – ни будь, чтобы вредные вещества попадали на почву?
(дети приводят примеры попадания в почву вредных веществ)
Воспитатель. Правильно! Кажется, они лежат и никому не мешают. Но вот пошёл дождь! (воспитатель поливает из лейки на губку).
Воспитатель. Что происходит?
Дети. Грязная вода пошла глубже в почву.
Воспитатель. Исчезло ли вредное вещество?
Дети: Нет.
Воспитатель. Если оно не исчезло, то куда оно делось?
(дети высказывают свои предположения).
Воспитатель. Посмотрите, в пустую чашку, стекает грязная вода. Как вы думаете, а в природе, куда она попадает?
Дети. В реки, озёра, моря, океаны.
Воспитатель. Вот и получается, если загрязнена почва, то вредные вещества обязательно попадут в воду. А мы с вами пьем эту воду, купаемся в речках и озерах. Должно пройти очень много лет, прежде чем вода снова станет чистой!А вы знаете, что же можно сделать с водой, чтобы она стала чистой?
(ответы детей)
Воспитатель. Ребята давайте поможем фее природы и покажем, как можно очистить воду, например воду из болотца, которое повстречалось нам в пути, и превратить его в чистое озерцо.
5. Экспериментальная деятельность «Очистим болотце».
Дети подходят к столам и с помощью фильтра (ваты) очищают воду.
Воспитатель. Ну что, вот и еще с одной проделкой злой волшебницы мы справились. Нам нужно вернуться обратно в лес и дальше выручать Фею Природы. Закрывайте глаза -«Раз, два, покружись и в волшебный лес вернись!». Вот мы и на месте. Я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть в игру и заодно вспомнить в каких состояниях встречается вода в природе.
Подвижная игра «Капельки, озеро, ручеек, тучка».
Вначале игроки свободно двигаются по залу под музыку. Когда воспитатель говорит: «Капельки!» – дети замирают на месте. Когда он произносит: «Озеро!» – образуют круги по 2–5 человек. Когда говорит: «Ручеек!» – берутся за руки и идут змейкой по залу. Когда произносит: «Тучка!» – образуют круги по 2–5 человек и поднимают руки вверх.
Воспитатель. Ну что отдохнули? Отправляемся дальше. Посмотрите, светофор!
Оказывается, бывает не только дорожный светофор, но и лесной, экологический.
6. Игра «Если я приду в лесок»
Детям раздаются круги зеленого и красного цвета.
Отрицательный ответ (нет)-«загорается» красный свет, утвердительный (да)-зеленый)
Если я приду в лесок, то сорву ромашку. Дети: Нет!
Если съем я пирожок, то выброшу бумажку. Дети: Нет!
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? Дети: Да!
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? Дети: Да!
Если разведу костер, то тушить не буду. Дети: Нет
Я люблю свою природу, я ей помогаю! Дети: Да!
(Слышится шум мотора, воспитатель начинает чихать и кашлять)
Воспитатель. Дышать стало совсем невозможно. Что происходит?
Дети. Машины едут и загрязняют воздух.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего нужен воздух и кому?
Дети. Чтобы жить, дышать, он нужен животным,растениями людям.
Воспитатель. Что произойдет, если исчезнет воздух?
Дети. Люди не смогут жить.
Воспитатель. А что загрязняет воздух?
Дети. Машины, заводы.
Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, автомобиль это хорошо?
Дети. Да, он перевозит людей, грузы. Помощник человека.
Воспитатель. Но, может, автомобиль-это плохо.
Дети. Плохо, что он загрязняет воздух.
Воспитатель. А вот в лесу воздух чище и легче дышится. Почему?
Дети. Потому что там много деревьев.
Воспитатель. Правильно, в лесу больше кислорода, которым мы дышим. Это заслуга растений, ведь именно они выделяют кислород. Больше растений - больше кислорода.
Воспитатель. Отправляемся дальше. Следующая стрелочка привела нас к указателю, на котором изображена паутинка. Что же это может значить?
(«мозговой штурм», предположительные ответы, самые невероятные и фантастические (ТРИЗ)
7. Дидактическая игра «Паутинка жизни»
Правила: дети с воспитателем стоят в кругу Воспитатель задает
вопросы, а дети на них отвечают, разматывают клубок и передают его. Нитку надо держать в руках до конца игры и не выпускать ее.
Вопросы:
-Какое животное живет у человека дома? (кот)
Кого кот может поймать и съесть? (птицу)
-Птица кого может съесть? (бабочку)
-Что нужно бабочке для питания? (цветок)
-Где растет цветок? (на полянке)
-Что нужно полянке, чтобы выросли цветы? (дождь)
-Откуда появляется дождь? (из тучки)
-Как появляется туча на небе? (вода испаряется из реки и скапливается в тучке)
-Что нужно, чтобы вода из реки испарялась? (яркое солнце)
-Солнце, где находится? (в небе)
-Кто изучает и солнце, и небо, и всю природу? (человек)
Воспитатель: Посмотрите, ниточка соединила всех нас. Такие же нити есть и в природе. Просто мы их не видим. Но в природе все связано между собой. Представьте, что в реке исчезла вода. Появится ли тогда на небе тучка? (ребенок отпускает ниточку) Польет ли тучка полянку? Вырастут ли на полянке цветы? Сможет ли поесть бабочка? Вот видите, как все в природе связано и что может произойти, если из цепочки исчезнет хотя бы один элемент.
Воспитатель. Какие сложные испытания мы с вами уже прошли, но справились со всеми. Не страшно нам никакое злое волшебство. Вот перед нами последний указатель. И он привел нас к заключительному заданию.
8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
(экологическая цепочка)
Детям предлагается разложить карточки в порядке роста и развития животных и растений.
Варианты:Яйцо-цыпленок-курица.
Икринка-головастик-лягушка.
Икринка-малек-рыба.
Семя-росток-дерево.
Воспитатель. Отлично справились. А сейчас я предлагаю каждому из вас превратиться в маленькое семечко.
Звучит спокойная музыка
9. Психогимнастика «Семечко»
Закройте глаза. Представь, ты — маленькое семечко. Ты сидишь глубоко в земле. Темно. Вдруг стало теплее. Ты потянулся вверх и твой росток оказался на воле. Солнышко согрело тебя, теплые лучи коснулись твоего стебелька, качнул ветерок. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко своими лучами потянуло тебя вверх. Ты стал расти выше и выше. И вот брызнул живительный дождик, ты стал пить дождевую водичку, стал сильным и большим. И «росток» превращается прекрасное «дерево».«Дерево» хорошеет, любуется собой, улыбается деревьям соседям, дотрагивается своими «листочками» к соседям «деревьям». И тебе так хорошо, что ты живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах теплого солнышка.
Звучит запись «Звуки природы»
Появляется фея Природы с подарком.
Фея. Как прекрасно, я опять слышу пение птиц, мои ручейки стали чистыми и прозрачными, повсюду чистота, нет мусора, радуются растения и животные. Вы спасли нас, спасли природу. Спасибо вам большое. Вы настоящие мои помощники и друзья, друзья природы. И за то, что вы помогли мне, я хочу отблагодарить вас. Я дарю вам красивое маленькое деревце, которое вы посадите в детском саду, будете ухаживать за ним, любоваться его красотой и вспоминать наше сегодняшнее приключение.
Воспитатель и дети. Спасибо за прекрасный подарок, Фея Природы!мы посадим это деревце и оно будет украшать детский сад и радовать нас. Нам очень понравилось у тебя в гостях! До свидания!
Фея уходит, а дети под «Песенку веселых путешественников» возвращаются в детский сад и идут на участок сажать деревце.
4. Результаты.
С помощью проведенного мероприятия с использованием исследовательской деятельности, экспериментирования, дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе. У них сформировался познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них, появилось желание общаться с природой и отражать своё впечатление через различные виды деятельности. Нам удалось сформировать осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
5. Выводы.
С помощью проведенного мероприятия дети погрузились в мир природы,узнали, какую роль играет человек в ее охране. Они активно беседовали, отвечали на множество вопросов, определили связь человека с природой, познакомились с экологическими проблемами, которые возникли по вине человека. Самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения в природе. Дети совместно с взрослыми провели экологическую игру «Паутина жизни», которая наглядно показала взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом. Во время проведения мероприятия детям были предложены различные виды заданий: игровые упражнения,экологические задания и загадки, экспериментальная деятельность. Дети с удовольствием выполнили все предложенные им задания и показали неплохие знания о природе, ее защите и охране. Они прониклись проблемами экологии на Земле. У детей появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, нашего села. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети с удовольствием поделились со своими родителями и с другими детьми. А посадка саженца клена вызвала у детей настоящий восторг и гордость за то, что они помогли Фее Природы и за это получили такой прекрасный подарок.
Мы думаем, такие мероприятия должны стать системой в экологическом развитии дошкольников,ведь только на своем примере,на своем личном опыте, где-то даже методом проб и ошибок, у детей сформируется осознанное, положительное отношение к окружающему миру.
6. Заключение.
Мы, считаем, что важно дать возможность детям побывать в мире природы, ощутить единство со всем живым, преодолеть оторванность от природной среды. Факт этот особенно важен для детей. Такая «лаборатория» дает возможность самостоятельно проводить несложные опыты, экспериментировать, познавать свойства и качества живых объектов, любоваться их красотой, испытывать переживания, т. е. применять полученные знания и умения, взаимодействуя с живыми существами и проявляя свое отношение к ним. Уважение детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому, прежде всего, нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей среде. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать её богатства