Анна Чулкова
Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов не является новым методом в педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он стал популярным интерактивным методом обучения.
Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска (ВикипедиЯ).
Публикация «Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
Общая цель проектной деятельности – формирование образовательных компетенций участников через их включение в технологию проектной деятельности.
Метод ориентирован на самостоятельную деятельность участников проекта – индивидуальную, парную или групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
В соответствии с характером деятельности, лежащей в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.
Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема:
• Определены задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить…
• Определены методы - виды деятельности.
• Намечен предполагаемый результат.
Критерии успеха работы над проектом :
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Результат проекта зависит от состава участников и организации работы. Особое внимание следует обратить на :
• Баланс ролей.
• Четкость целей.
• Разработка подходящей методики работы.
• Регулярный отчет о проделанной работе.
• Обеспечение успешного руководства со стороны руководителя.
• Развитие навыков общения.
• Воспитание поддержки и взаимного доверия.
• Формирование умения выходить из конфликтных ситуаций.
Оценить индивидуальное развитие и вклад каждого участника в проект можно по следующим критериям:
Оценочный лист участников проекта :
В ходе выполнения проекта… (Имя участника проекта)
Предлагает новые идеи
Нуждается в помощь товарищей или учителя
Активно помогает товарищам по группе
Задает вопросы, ищет разъяснения
Находит и исправляет ошибки в работе группы
Следит, чтобы вся работа выполнялась в срок
Преодолевает трудности в достижении результата
Спорит, конфликтует с товарищами по группе
Ответственно выполняет свои обязанности в группе
Условные обозначения: *** Всегда. ** Иногда. * Никогда
Метод проектов может быть реализован в любом объединении детей и взрослых (в группе, подгруппе, одновременно в нескольких группах, охватывать всё учреждение или несколько учреждений, с привлечением родителей дошкольников, посещающих ДОУ и т. д.).
Активными участниками любого проекта должны быть родители, которые могут принять участие в анкетировании, имеют возможность ознакомиться с содержанием проекта и его результатами, принять участие в совместных мероприятиях, подготовить необходимое оборудование, а также специалисты, деятельность которых может быть направлена на предоставление недостающего оборудования, составление тематического планирования, разработку сценариев, участие в совместных праздниках и подведение итогов проекта.
Проект может быть различным по продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным — до года и более).
Метод проектов можно использовать с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он формирует у детей познавательный интерес к различным областям знаний, развивает навыки сотрудничества.
С 2 до 5 лет деятельность детей носит подражательно-исполнительский характер: дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Начиная со старшего дошкольного возраста, дети могут согласовывать собственные действия, оказывать друг другу помощь, активно организовывать совместную деятельность со сверстниками; развиваются самоконтроль и самооценка. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
В 6-7 лет дети способны самостоятельно определить цель и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и возможности его организации.
В целях овладения детьми простейшими приемами проектирования следует включать в работу проблемные ситуации, сюрпризные моменты, ИКТ, элементы ТРИЗ–педагогики, моделирование, игровые ситуации и ситуации успеха, различные виды творческой деятельности.
При реализации проектов необходимо уделять внимание коллективной работе детей, работе в группах, парах, что дает возможность каждому ребенку проявить себя в различных видах ролевой деятельности и способствует развитию коммуникативных и нравственных качеств.
Чтобы проект стал продуктом сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, специалистов, их тема, форма и подробный план действий разрабатывается коллективно. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, тщательно продумывается предметная среда таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности.
Реализация проектов осуществляется поэтапно: выбор и обоснование актуальности, выстраивание плана мероприятий, подбор необходимого оборудования, внесение необходимых коррективов в ходе осуществления деятельности, анализ и представление результатов.
Подведение итогов по работе с проектом осуществляется на совместном мероприятии, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о своих замыслах на будущее.
Литература
1. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2012.128с.
2. Майер А. А. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детей в детском саду: Учебно-методическое пособие. Барнаул; Змеиногорск, 2009. 250 с.
3. Яковлева Н. О. Проектирование как педагогический феномен// Педагогика 2002.№6. С. 810.