Александра Назипова
Методическая работа с начинающими воспитателями ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Основные ориентиры методиста детского сада в работе с начинающим воспитателем.
Не секрет, что первый год работы молодого педагога в коллективе наиболее напряженный, так как связан с периодом адаптации к новым условиям, к коллегам, к воспитанникам и их родителям. Молодым воспитателям целесообразно начинать свою профессиональную деятельность в группах детей раннего или младшего возраста. Вхождение в профессию требует терпения и понимания не только адаптирующегося педагога, но и его наставников. Поэтому старшему воспитателю необходимо также работать в этом направлении и с напарниками новичка. Профессиональная адаптация молодого воспитателя должна проходить в тесной связи с процессом развития его личностных качеств. В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов наставникам следует уделять внимание овладению педагогическими приемами и технологиями, выполнению задач дошкольного образования, спецификой общения. Планомерная систематическая работа с начинающим воспитателем способствует развитию у него познавательного интереса к профессии, успешному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают большое влияние на его рост как профессионала.
Публикация «Методическая работа с начинающими воспитателями ДОУ» размещена в разделах
Процесс формирования и становления в профессии воспитателя проходит в несколько периодов:
1 период – 1-й год работы: самый сложный период и для новичка, и для помогающих ему адаптироваться коллег. На этом (самом сложном и важном) этапе вхождения в профессию молодому специалисту целесообразно несколько дней проходить стажировку у своего более опытного коллеги - наставника. За это время он знакомится с воспитанниками и их особенностями, родителями, младшим воспитателем, режимом дня группы, документацией и др. В процессе стажировки обсуждаются возникающие вопросы с наставниками и старшим воспитателем.
2 период – 2–3-й год работы включает в себя: развитие профессиональных навыков и умений, поиск оптимальных методов и приемов работы с воспитанниками, накопление опыта работы, формирование своего стиля в педагогической деятельности. Педагог изучает опыт работы воспитателей своего учреждения и других ДОУ, консультируется со старшим воспитателем, посещает открытые мероприятия разного уровня. Все интересные идеи, методы и приемы берёт на заметку. Вместе с методистом ДОУ обсуждает и определяет о методическую тему, над которой будет работать более углубленно. Участвует в открытых мероприятиях на уровне детского сада.
3 период – 4–5-й годы работы: сформирована система работы, есть свои разработки. Воспитатель активно внедряет в свою профессиональную деятельность инновационные технологии;
4 период – 6-й год работы: это совершенствование как педагога, обобщение и распространение своего опыта работы.
Прохождение этих периодов индивидуально для каждого педагога. Профессиональные качества во многом зависят от качеств характера и темперамента, жизненного опыта. В связи с этим нужно отметить большое значение дифференцированного подхода в работе с молодыми воспитателями.
Перспективный план работы с молодыми педагогами ДОУ «Зайчик» Советского района города Казани
Начальный период
Месяц Мероприятия
Сентябрь 1. Знакомство с молодым воспитателем. Беседа
2. Наблюдение и анализ воспитательно-образовательной работы. Анкетирование.
3. Ознакомление с требованиями к работе в данном ДОУ (направлениями работы, образовательной программой)
4. Разработка индивидуального плана профессионального развития по результатам анкетирования.
5. Выявление трудовой мотивации, педагогической направленности,
6. Диагностика педагогических умений и навыков педагога, социорефлексии и эмпатии
7. Изучение локальных актов ДОУ, основных требований к ведению нормативной документации (табель, фильтр, листы адаптации, журнал приёма детей, журнал сведений о родителях воспитанников, календарный план, перспективные планы, план работы с родителями).
8. Планомерное целенаправленное сопровождение начинающего педагога
9. Особенности планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ; Виды планирования в ДОУ»
Октябрь 1. Обсуждение основных подходов в воспитании в период адаптации малышей к условиям ДОУ
2. Беседа на тему: «Соблюдение принципа эмпатии и социорефлексии в профессиональной сфере»
3. Моделирование педагогических ситуаций
4. Определение методов работы с тяжело адаптирующимися детьми
5. Создание благоприятного эмоционального климата в группе
6. Обеспечение щадящего режима пребывания ребёнка в группе детского сада, «Понятие “адаптация”, степени адаптации; Психические особенности детей в период адаптации; Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ» «Взаимодействие с родителями в период адаптации»
Ноябрь 1. Определение основных функций общения с детьми раннего возраста
2. Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с воспитанниками»
3. Рекомендации по охране жизни и здоровья детей в группе ДОУ
4. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций
Беседа.
Выбор наиболее оптимальной модели общения с воспитанниками раннего возраста молодым специалистом
Формирование умения работать в направлении поставленных воспитательно – образовательных задач
«Особенности психического развития детей второго, третьего, года жизни;
Учет особенностей физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста в работе воспитателя детского сада»
"Соблюдение режима дня в раннем возрасте – главное условие формирования здорового образа жизни"
Декабрь 1. Мастер – класс педагога – наставника по теме: «Интегрированный подход в воспитании детей раннего возраста» Обсуждение педагогической ситуации, выводы.
2. Совместная процедура диагностики нервно-психического развития воспитанников группы раннего возраста
3. Совместное составление коррекционных планов работы с детьми
4. Творческая работа в коллективе в рамках подготовки к новогодним утренникам.
5. Использование комплексного подхода в воспитании. Выбор форм работы с малышами.
6. Проявление активности, коммуникативных, творческих качеств, осознание себя как части коллектива.
«Виды занятий; Этапы занятия; Особенности составления конспектов для детей разного дошкольного возраста»
7. Правила проведения праздника в условиях ДОУ
Январь 1. Семинар-практикум: «Принципы организации игровой деятельности с дошкольниками в ДОУ»
2. Мастер – класс педагога – наставника по организации предметно – развивающей среды в ДОУ, соответствующей педагогическим и санитарным требованиям. Ознакомление с педагогическими требованиями к проведению совместной деятельности с дошкольниками
3. Ознакомление с понятием “предметно-развивающая среда” «Предметно-развивающая среда в ДОУ как условие успешного воспитательно – образовательного процесса»
Февраль 1. Смотр-конкурс «Лучшая родительская газета «Наша дружная семья». Презентация издательских работ
2. Опрос воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей
3. Круглый стол для начинающих педагогов ДОУ «Родительские собрания в ДОУ (приемы, используемые в процессе проведения)
4. Смотр-конкурс «Лучшее оформление зимней площадки ДОУ»
Налаживание контакта и доверительных отношений с воспитанниками и их родителями. Развитие умения работать в контакте с родителями
5. Формирование навыков проведения коллективной работы с родителями воспитанников «Конфликты «родитель – воспитатель». Пути решения. Советы наставника»
6. Консультация с элементами тренинга «Неконструктивные типы отношения родителей к воспитанию ребенка в ДОУ» «Методические рекомендации и требования по подготовке и проведению родительского собрания»
Март 1. Семинар – практикум на тему: «Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании»
2. Моделирование педагогических ситуаций
Обсуждение с воспитателями-наставниками, обмен мнениями.
3. Привлечение молодого специалиста к совместной работе по подготовке к проведению праздника «Масленица» в старших группах
4. Изучение понятия “личностно-ориентированный подход”; особенностей внедрения личностно-ориентированного подхода в ДОУ
5. Обучение эффективным педагогическим приёмам, используемым в работе педагога. Развитие умения общаться с коллегами в процессе работы, творческих способностей
6. Принципы организации индивидуальной работы с воспитанниками
«Преодоление капризов и упрямств»
«Кризис трёх лет»
7. Ознакомление с основными этапами мониторинга развития дошкольников.
8. Ознакомление с основными принципами и формами коррекционной работы с детьми
Апрель 1. Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости
(тест разработан Н. В. Микляевой, Ю. В. Микляевой, педагогами-психологами)
2. Выбор направления коррекционной работы с воспитателем по итогам проведённого исследования на стрессоустойчивость
3. Открытый показ совместной деятельности с воспитанниками внутри ДОУ; совместный анализ, обмен мнениями и пожелания коллег
4. Изучение стрессоустойчивости молодого воспитателя.
5. Повышение уровня компетентности молодого воспитателя в определённых направлениях
6. Подведение итогов проведённой работы с молодым педагогом, определение ориентиров дальнейшего развития воспитателя как профессионала
«Значение стресса как изменчивости жизненных событий»
«Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов»
Статьи из опыта работы педагогов детского сада на заданную тему
7. Самостоятельный выбор интересующих тем консультаций
Май 1. Выбор методической темы для работы по самообразованию
2. Педагогическое самообразование; выступление на педагогическом совете; участие в методическом объединении; посещение открытых мероприятий опытных коллег
3. Ознакомление с требованиями к работе с детьми группы раннего возраста в летний период
4. Изучение определённой темы в области дошкольной педагогики.
Самостоятельное составление плана оздоровительной работы на летний период
5. Основные этапы работы педагога по самообразованию.
6. Руководство для работы с использованием ИКТ (интернет, мультимедийные компакт - диски и тд)
«Летняя оздоровительная работа в ДОУ»