Людмила Рыбакова
Методическая разработка для педагогов «Учим детей рисовать в стиле «Неопластицизм» Пита Мондриана
▼ Скачать + Заказать документы
Людмила Рыбакова Методическая разработка для педагогов «Учим детей рисовать в стиле «Неопластицизм» Пита Мондриана. Соавтор И. Минчукова.
Публикация «Методическая разработка для педагогов „Учим детей рисовать в стиле „Неопластицизм“ Пита Мондриана» размещена в разделах
Немного истории. С началом ХХ века во весь голос заявила о себе наука, впервые появилась промышленность, техника. Менялась политика многих стран. Шла Первая мировая война, проходили революции. Настало время глубоких противоречий, поиска новой гармонии в новых реальных условиях. Искусство не было в стороне. Появилась фотография, которая полностью могла «заменить живопись». Художники решили, что «всё уже нарисовано»: портреты, пейзажи, натюрморты… В поисках самовыражения новой реальности,- возникает - АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО- это искусство без распознаваемых образов, с использованием сочетания чистых красок и линий. Так появляются направления, течения, стили абстрактного искусства, которых к настоящему времени уже более семидесяти.
Нидерландский художник Пит Мондриан (1872-1944)
начинал свое творчество с классической живописи, прошел многие направления абстрактной, и наконец придумал «Неопластицизм» (новая пластика). В основе «Неопластицизма» использование только вертикальных и горизонтальных линий. Образовавшиеся при их пересечении квадраты и прямоугольники заполняются только основными цветами: Красным, Синим, Желтым. Цвета Черный, Белый и Серый –дополнительные, подчеркивают силу основных цветов.
Чем полезно знакомство дошкольников с «Неопластицизмом» Пита Мондриана?
1. Дети любят создавать абстрактные картины - в них нет четких правил, можно проявить свою фантазию и выражать себя доступными способами, не имея каких-то специальных навыков рисования.
2. Абстрактные рисунки настолько простые, что их несложно повторить или нарисовать нечто похожее, вложив свой собственный смысл
3. Через игру с формой, линией, цветом,-в данном случае, мы соединяем «Искусство и математику».
4. Сделать ребенка восприимчивым к красоте цвета и формы, развить способность замечать прекрасное в «необычном» и наслаждаться такими открытиями, осваивая новые приемы рисования, аппликации, по-новому посмотреть на окружающий мир, поддержать то, что заложено в ребенке самой природой, — фантазию, воображение.
5. Абстрактное искусство развивает и абстрактное мышление, которое пригодится и «физикам» и «лирикам», так как используется практически во всех сферах деятельности.
Показать детям картины Пита Мондриана.
Пит Мондриан, как и многие художники- абстракционисты начала ХХ века заботились о том, как их идеи могли бы быть использованы в жизни и быту людей. У Пита Мондриана была своя «Теория Жизни-строения», по которой средствами Искусства можно преобразить действительность, а Действительность, в свою очередь, преобразит Человека, внося в его жизнь Гармонию. «Неопластицизм» Пита Мондриана – оказался наиболее востребованном на практике: в архитектуре, дизайне интерьера, одежды.
На пяти пешеходных переходах в подмосковных Химках появились фрагменты картин основоположников абстракционизма - Пита Мондриана, Казимира Малевича и Василия Кандинского.
Искусство художника, оказалось не чуждо компьютерщикам. Дэвид Морган-Мар придумал язык программирования, код которого выглядит как абстрактный рисунок, схожий с «решетками» картин Пита Мондриана. Программист назвал этот язык именем художника — Piet.
Мондриановские мотивы есть и в Москве: Торговый центр «Кубик» оформлен в стиле художника-абстракциониста П. Мондриана. В январе 2016 года на красной ветке метро открыта станция «Румянцево», в интерьерах которой использованы витражи с элементами абстрактных картин Мондриана.
В Королевском парке Койкенхоф в городе Лиссе в Нидерландах был посажен «цветочный ковер» по мотивам Мондриана и, чтобы сделать эту красоту, понадобилось 80 тысяч луковиц тюльпанов, мускари и гиацинтов!
В 30-х годах французский модельер Лола Прусак создала линейку чемоданов и сумок со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи.
А в 1965 году Ив Сен-Лоран представил знаменитые платья «Мондриан» — без воротника и рукавов, из трикотажного полотна, с декором в виде «цитат» из картин художника-абстракциониста.
Игрушки в стиле Мондриана
Сразу после смерти Мондриана его имя ставят в один ряд с Рембрандтом и Ван Гогом. Сегодня большая часть работ художника хранится в музеях в Гааге, Амстердаме, Нью-Йорке. В девяностых годах XX века картины Пита Мондриана были представлены в России, и в крупнейших городах прошли выставки: "Пит Мондриан. Абстракционизм". Вместе с Малевичем и Кандинским Мондриан входит в тройку художников, которые положили начало абстракционизму.
Практическая часть в работе с детьми подготовительной группы.
Задачи: 1. Узнать об абстрактном искусстве, о художнике.
2. Использование основных и дополнительных цветов
3. Уточнение геометрических форм: квадрат и прямоугольник.
материалы:
лист белой бумага А5 для каждого.
полоски бумаги черного цвета в виде ленты шириной 1 см
ножницы
изобразительные средства: гуашь, восковые мелки, фломастеры, пластилин основных цветов: красный, синий, желтый (или заготовки из цветной бумаги для аппликации)
кисти (клей для аппликации, пластилин для пластилинографии.
Методический прием: 1 вариант: Педагог на листе белой бумаги А5 заранее клеит черную ленту в нужном положении, т. е. строго под прямым углом,
а дети разукрашивают квадраты и прямоугольники самостоятельно, или аппликацией подбирают по размеру и форме нужную фигуру. При этом обращаем внимание детей, что некоторые «окошечки» должны оставаться белыми, а «окошечки» с одинаковыми цветами не должны располагаться рядом,- это важно.
2 вариант: Педагог на листе белой бумаги А5 заранее только рисует простым карандашом «сетку», остальное ребенок делает сам: наклеивает черную ленту и закрашивает фигуры.
3 вариант: Раскрась нарисованный тобой предмет, игрушку, фигурку в стиле абстракции Мондриана.
Возможно, подготовка немного «длительна», но зато результат очень полезен! В итоге получается Интегрированное Занятие, включающее в себя область Познание, РЭМП, Изо.
Использованная литература: Франсуаза Барб-Галль «Как говорить с детьми об искусстве» Арка, 2017
«Всё о стилях и течениях в современном искусстве» СПб, 2015
Спасибо за внимание.