Лала Ситдикова
Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Непосредственно образовательная деятельность по теме «Времена года» построена как игра-путешествие, в процессе которой дети систематизируют и обобщают представления о временах года; в ходе игр с логическими блоками дети учатся анализировать, кодировать-декодировать информацию о свойствах предметов, производить логические операции «не», «и», «или», а также использование блоков Дьенеша позволяет реализовать индивидуальный подход в зависимости от уровня развития детей; отвечают на проблемные вопросы. Игровая форма организации занятия позволяет развивать познавательную и творческую активность детей, вызывая у них стремления к самостоятельному поиску ответа, решения проблемы, построению простейших умозаключений; активизирует мыслительную деятельность детей. В непосредственно образовательной деятельности ставятся задачи: упражнять в узнавании геометрических фигур по зашифрованному информацию о наличии или отсутствии определенных свойств по их знаково-символическим обозначениям; учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей; развивать логическое мышление детей – способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи и построить простейшие умозаключения.
Публикация «Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года, месяцы, недели. Игры и дидактические пособия
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Содержание методической разработки предназначено для работы в группе компенсирующей направленности с детьми нарушениями речи подготовительного к школе возраста.
Цель: обобщение и систематизация представлений детей о временах года.
1. Задачи на развитие познавательных способностей :
а) упражнять в узнавании геометрических фигур по зашифрованному информацию о наличии или отсутствии определенных свойств по их знаково-символическим обозначениям;
б) учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей;
в) учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.
2. Задачи на развитие речи:
а) развивать логическое мышление детей: учить делать простейшие выводы, логические умозаключения, отстаивать свое мнение;
б) активизировать в речи слова, связанные природными явлениями.
3. Воспитательные задачи:
а) формировать доброе отношение друг к другу;
б) развивать умение слушать и слышать вопрос.
Предварительная работа. Чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки», игры с блоками Дьенеша, беседа о временах года, рассматривание иллюстраций.
Материал. Блоки Дьенеша, карточки знаково-символическими обозначениями к блокам, карточки-свойства к временам года, план-карта для путешествия.
Ход игры
Дети заняты своими делами, вдруг раздается голос Незнайки (аудиозапись). Плачет.
«Рассказал им правду, что побывал сразу в гостях у всех времен года, а они, как всегда, не поверили. Ах, эти противные малыши, говорят, что я сочиняю. Я ведь правду им сказал. А-а-а-… Ребята, съездите в гости к временам года, и докажите противному Знайке и другим малышам, что я не вру. А-а-а-…»
Воспитатель. Ребята, чей это голос?
Дети. Это Незнайка.
Воспитатель. Правильно, это голос Незнайки.
Он говорит, что сразу побывал в гостях у всех времен года.
Ребята, сколько у нас времен года? Перечислите их.
Дети. Зима, весна, лето, осень.
Воспитатель. Как вы думаете, Незнайка правду говорит. Может такое быть? Чтобы за один час или день попасть в гости к четырем временам года?
Дети. Ответы детей. В жизни нет, а в сказке можно.
Воспитатель. Вы хотели бы отправиться в путешествие в сказку и попасть в гости к временам года?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. На чем можно отправиться в сказочную страну?
(обсуждение возможностей попасть в сказочную страну)
Воспитатель. Ребята, нас доставит в сказочную страну волшебный поезд.
Игра «Найди свое место» (с блоками Дьенеша)
На стульчиках разложены карточки с зашифрованными обозначениями свойств геометрических фигур.
Детям раздаются логические фигуры («билеты»). Они должны расшифровать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у фигуры («билета») по их знаково – символическим обозначениям и находить свои места и отправляются в сказочную страну.
Воспитатель. Вот мы прибыли в сказочную страну. Хорошо бы попить. Да вот беда, есть сок, есть стакан, а нас много. Из одного стакана нельзя пить, не гигиенично. Как же нам быть, как выйти из положения?
(Предложения детей. Дети приходят к мнению, что можно сделать стаканчики из бумаги. Дети делают стаканчики в виде оригами и пьют сок)
Воспитатель. Дальше нам найти дорогу поможет карта.
Рассматривание карты и обсуждение направления пути.
Воспитатель. Вот мы пришли.
Отгадав загадку, узнаете, у какого времени года мы очутились в гостях.
Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
(Весна)
Дети. Отгадывают загадку. Это весна.
Воспитатель. Правильно, мы в гостях у весны.
Незнайка на память нарисовал картину и подписал. (Картина с изображением весны, но внизу картины надпись «зима»). Ребята, как назвал картину Незнайка, прочитайте, пожалуйста. (Дети читают «зима»)
Воспитатель. Но мне кажется, Незнайка что-то перепутал. Вам так не кажется? Зимой, что происходит?
Дети. Перечисляют приметы зимы.
Воспитатель. Как вы думаете, какое время года получилось у Незнайки?
Дети. Ответы детей.
Воспитатель. Докажите, что это весна. Вам помогут в этом карточки – схемы. (Детям предлагаются схематически нарисованные карточки с признаками времен года.)
Игра «Времена года»
(Дети выбирают картинки – схемы, относящееся к весне, называют и размещают их рядом с большой картиной, где нарисована весна)
Воспитатель. А теперь мы пойдем в гости к другому времени года. А найти туда дорогу нам поможет карта. (Детям предлагается карта. По карте определяют дорогу.)
Отгадайте загадку, и вы узнаете у какого времени года мы в гостях.
Снег на полях, лед на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)
Дети. Это зима.
Воспитатель. Вы знаете, однажды Незнайка хотел стать поэтом. Когда гостил у Зимы, он написал рассказ о зимнем лесе. Послушайте: «Однажды, в прекрасный зимний день, решил прогуляться. Пошел в лес. Зимний лес казался волшебным, заколдованным. Деревья стояли в белых платьях. На ветках и сучьях лежал белый пушистый снег. Это был иней.
Я стоял и любовался. Вижу, из-за елок вылезла большая медведица с маленьким медвежонком и направились к лесной поляне. Мне стало интересно, что же дальше будет? Дальше на поляне появились ежиха с ежатами, а за ними прискакали серые зайчата. Всем зверятам было весело. Они резвились, кувыркались в пушистом снегу. А на сосновой веточке сидели ярко оранжевые белки и любовались игрой зверят.
В лесу я еще видел много птиц: дятла, синицу, снегиря, а еще – грачей и жаворонков. Пока стоял и наблюдал за всем этим, замерз и пошел потихоньку домой. А в поле издалека мелькнула ярко рыжая лисица, я крикнул и она убежала.»
Воспитатель. Ребята, как всегда Незнайка все перепутал. Что не так в этом рассказе? Дети. Зимой медведи, ежи спят; белки и лиса не ярко-оранжевые, зайцы белые; грачи и жаворонки перелетные птицы, их зимой не увидишь, так как они осенью улетели в теплые края.
Воспитатель. Продолжаем путь по карте.
Отгадав загадку, вы узнаете, у какого времени года мы в гостях.
Солнце печет,
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом)
Дети. Это лето.
Лежит конверт. В конверте от Незнайки письмо с предложением играть.
Воспитатель. Незнайка приготовил нам игру, которая называется «Продолжи предложение».
Игра «Продолжи предложение»
- Летом люди купаются, потому что…
- Летом жарко, потому что…
- На небе появилась радуга, потому что…
- Люди одеваются легко, потому что…
- Сверкнула молния, потому что.
- Растения нужно поливать очень часто, потому что.
- Погода ясная, потому что…
- Воздух влажный чистый, потому что.
- На листочках капельки воды, потому что.
Воспитатель. Вот мы побывали в гостях и у лета, а теперь дальше продолжим путь.
- Определите по карте, куда нам идти.
Обсуждение по карте направления пути.
Воспитатель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете у какого времени года мы в гостях?
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг.
(Осенью)
Дети. Это осень.
Воспитатель. Ребята, что происходит осенью?
Дети. Перечисляют приметы осени.
Воспитатель. Незнайка предлагает нам сочинять загадки? Осенью созрели овощи и фрукты. Давайте попробуем, сочиним загадку о моркови.
Предлагаю таблицу
Какая? Что такое же?
длинная сосулька
оранжевая апельсин
хрустящая сухарь
Получилась загадка:
Длинная как сосулька,
Оранжевая, как апельсин,
Хрустящая, как сухарь.
Игра «Да - нет» (тема «Овощи-фрукты»)
Воспитатель. Вот ребята, путешествие наше подошло к концу.
Вам понравилось в гостях у времен года?
Что именно понравилось?
Пора возвращаться в детский сад.
Полетим самолетом, покупаем через терминал «билеты» и проходим на посадку.
Игра «Отгадай фигуру» (С блоками Дьенеша. У детей карточки - «деньги», последовательно нарисованными символами-свойствами, например, «треугольник, не красный, большой, не толстый». «Терминал» - коробочка, где лежат блоки. Дети подходят к «терминалу» и в соответствии с карточкой – «деньгами», покупают билет на самолет.)
Воспитатель. Приехали, спасибо за внимание.
Используемая литература
1. Панова Е. Н., Дидактические игры – занятия в ДОУ, ТЦ «Учитель», 2006
2. Носова Е. А., Немомнящая Р. Л., Логика и математика для дошкольников, Санкт- Петербург, 2006