Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Времена года»

Лала Ситдикова
Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Времена года»

Аннотация. Непосредственно образовательная деятельность по теме «Времена года» построена как игра-путешествие, в процессе которой дети систематизируют и обобщают представления о временах года; в ходе игр с логическими блоками дети учатся анализировать, кодировать-декодировать информацию о свойствах предметов, производить логические операции «не», «и», «или», а также использование блоков Дьенеша позволяет реализовать индивидуальный подход в зависимости от уровня развития детей; отвечают на проблемные вопросы. Игровая форма организации занятия позволяет развивать познавательную и творческую активность детей, вызывая у них стремления к самостоятельному поиску ответа, решения проблемы, построению простейших умозаключений; активизирует мыслительную деятельность детей. В непосредственно образовательной деятельности ставятся задачи: упражнять в узнавании геометрических фигур по зашифрованному информацию о наличии или отсутствии определенных свойств по их знаково-символическим обозначениям; учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей; развивать логическое мышление детей – способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи и построить простейшие умозаключения.

Содержание методической разработки предназначено для работы в группе компенсирующей направленности с детьми нарушениями речи подготовительного к школе возраста.

Цель: обобщение и систематизация представлений детей о временах года.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

а) упражнять в узнавании геометрических фигур по зашифрованному информацию о наличии или отсутствии определенных свойств по их знаково-символическим обозначениям;

б) учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей;

в) учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

2. Задачи на развитие речи:

а) развивать логическое мышление детей: учить делать простейшие выводы, логические умозаключения, отстаивать свое мнение;

б) активизировать в речи слова, связанные природными явлениями.

3. Воспитательные задачи:

а) формировать доброе отношение друг к другу;

б) развивать умение слушать и слышать вопрос.

Предварительная работа. Чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки», игры с блоками Дьенеша, беседа о временах года, рассматривание иллюстраций.

Материал. Блоки Дьенеша, карточки знаково-символическими обозначениями к блокам, карточки-свойства к временам года, план-карта для путешествия.

Ход игры

Дети заняты своими делами, вдруг раздается голос Незнайки (аудиозапись). Плачет.

«Рассказал им правду, что побывал сразу в гостях у всех времен года, а они, как всегда, не поверили. Ах, эти противные малыши, говорят, что я сочиняю. Я ведь правду им сказал. А-а-а-… Ребята, съездите в гости к временам года, и докажите противному Знайке и другим малышам, что я не вру. А-а-а-…»

Воспитатель. Ребята, чей это голос?

Дети. Это Незнайка.

Воспитатель. Правильно, это голос Незнайки.

Он говорит, что сразу побывал в гостях у всех времен года.

Ребята, сколько у нас времен года? Перечислите их.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Как вы думаете, Незнайка правду говорит. Может такое быть? Чтобы за один час или день попасть в гости к четырем временам года?

Дети. Ответы детей. В жизни нет, а в сказке можно.

Воспитатель. Вы хотели бы отправиться в путешествие в сказку и попасть в гости к временам года?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. На чем можно отправиться в сказочную страну?

(обсуждение возможностей попасть в сказочную страну)

Воспитатель. Ребята, нас доставит в сказочную страну волшебный поезд.

Игра «Найди свое место» (с блоками Дьенеша)

На стульчиках разложены карточки с зашифрованными обозначениями свойств геометрических фигур.

Детям раздаются логические фигуры («билеты»). Они должны расшифровать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у фигуры («билета») по их знаково – символическим обозначениям и находить свои места и отправляются в сказочную страну.

Воспитатель. Вот мы прибыли в сказочную страну. Хорошо бы попить. Да вот беда, есть сок, есть стакан, а нас много. Из одного стакана нельзя пить, не гигиенично. Как же нам быть, как выйти из положения?

(Предложения детей. Дети приходят к мнению, что можно сделать стаканчики из бумаги. Дети делают стаканчики в виде оригами и пьют сок)

Воспитатель. Дальше нам найти дорогу поможет карта.

Рассматривание карты и обсуждение направления пути.

Воспитатель. Вот мы пришли.

Отгадав загадку, узнаете, у какого времени года мы очутились в гостях.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весна)

Дети. Отгадывают загадку. Это весна.

Воспитатель. Правильно, мы в гостях у весны.

Незнайка на память нарисовал картину и подписал. (Картина с изображением весны, но внизу картины надпись «зима»). Ребята, как назвал картину Незнайка, прочитайте, пожалуйста. (Дети читают «зима»)

Воспитатель. Но мне кажется, Незнайка что-то перепутал. Вам так не кажется? Зимой, что происходит?

Дети. Перечисляют приметы зимы.

Воспитатель. Как вы думаете, какое время года получилось у Незнайки?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Докажите, что это весна. Вам помогут в этом карточки – схемы. (Детям предлагаются схематически нарисованные карточки с признаками времен года.)

Игра «Времена года»

(Дети выбирают картинки – схемы, относящееся к весне, называют и размещают их рядом с большой картиной, где нарисована весна)

Воспитатель. А теперь мы пойдем в гости к другому времени года. А найти туда дорогу нам поможет карта. (Детям предлагается карта. По карте определяют дорогу.)

Отгадайте загадку, и вы узнаете у какого времени года мы в гостях.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)

Дети. Это зима.

Воспитатель. Вы знаете, однажды Незнайка хотел стать поэтом. Когда гостил у Зимы, он написал рассказ о зимнем лесе. Послушайте: «Однажды, в прекрасный зимний день, решил прогуляться. Пошел в лес. Зимний лес казался волшебным, заколдованным. Деревья стояли в белых платьях. На ветках и сучьях лежал белый пушистый снег. Это был иней.

Я стоял и любовался. Вижу, из-за елок вылезла большая медведица с маленьким медвежонком и направились к лесной поляне. Мне стало интересно, что же дальше будет? Дальше на поляне появились ежиха с ежатами, а за ними прискакали серые зайчата. Всем зверятам было весело. Они резвились, кувыркались в пушистом снегу. А на сосновой веточке сидели ярко оранжевые белки и любовались игрой зверят.

В лесу я еще видел много птиц: дятла, синицу, снегиря, а еще – грачей и жаворонков. Пока стоял и наблюдал за всем этим, замерз и пошел потихоньку домой. А в поле издалека мелькнула ярко рыжая лисица, я крикнул и она убежала.»

Воспитатель. Ребята, как всегда Незнайка все перепутал. Что не так в этом рассказе? Дети. Зимой медведи, ежи спят; белки и лиса не ярко-оранжевые, зайцы белые; грачи и жаворонки перелетные птицы, их зимой не увидишь, так как они осенью улетели в теплые края.

Воспитатель. Продолжаем путь по карте.

Отгадав загадку, вы узнаете, у какого времени года мы в гостях.

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(Летом)

Дети. Это лето.

Лежит конверт. В конверте от Незнайки письмо с предложением играть.

Воспитатель. Незнайка приготовил нам игру, которая называется «Продолжи предложение».

Игра «Продолжи предложение»

- Летом люди купаются, потому что…

- Летом жарко, потому что…

- На небе появилась радуга, потому что…

- Люди одеваются легко, потому что…

- Сверкнула молния, потому что.

- Растения нужно поливать очень часто, потому что.

- Погода ясная, потому что…

- Воздух влажный чистый, потому что.

- На листочках капельки воды, потому что.

Воспитатель. Вот мы побывали в гостях и у лета, а теперь дальше продолжим путь.

- Определите по карте, куда нам идти.

Обсуждение по карте направления пути.

Воспитатель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете у какого времени года мы в гостях?

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

(Осенью)

Дети. Это осень.

Воспитатель. Ребята, что происходит осенью?

Дети. Перечисляют приметы осени.

Воспитатель. Незнайка предлагает нам сочинять загадки? Осенью созрели овощи и фрукты. Давайте попробуем, сочиним загадку о моркови.

Предлагаю таблицу

Какая? Что такое же?

длинная сосулька

оранжевая апельсин

хрустящая сухарь

Получилась загадка:

Длинная как сосулька,

Оранжевая, как апельсин,

Хрустящая, как сухарь.

Игра «Да - нет» (тема «Овощи-фрукты»)

Воспитатель. Вот ребята, путешествие наше подошло к концу.

Вам понравилось в гостях у времен года?

Что именно понравилось?

Пора возвращаться в детский сад.

Полетим самолетом, покупаем через терминал «билеты» и проходим на посадку.

Игра «Отгадай фигуру» (С блоками Дьенеша. У детей карточки - «деньги», последовательно нарисованными символами-свойствами, например, «треугольник, не красный, большой, не толстый». «Терминал» - коробочка, где лежат блоки. Дети подходят к «терминалу» и в соответствии с карточкой – «деньгами», покупают билет на самолет.)

Воспитатель. Приехали, спасибо за внимание.

Используемая литература

1. Панова Е. Н., Дидактические игры – занятия в ДОУ, ТЦ «Учитель», 2006

2. Носова Е. А., Немомнящая Р. Л., Логика и математика для дошкольников, Санкт- Петербург, 2006

Публикации по теме:

Игра по РЭМП с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста Превращаемся в художников "картина рыбак" рисование блоками Дьенеша. на картинку выкладываються блоки согласно описанию (лодка большой.

Игры с логическими блоками ДьенешаИгры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста Логические блоки Дьенеша представляют собой 48 объемных геометрических фигур.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Времена года»
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 16:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома», приуроченного...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку. Старшая группа
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Фотоочерк об открытии нового сквера ко Дню города Ставрополя
В этом году мой родной город Ставрополь отпраздновал свое 242- летие. В день рождения горожане получили подарок - новый сквер в храмовом комплексе...