Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Времена года»

Лала Ситдикова
Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Времена года»

Аннотация. Непосредственно образовательная деятельность по теме «Времена года» построена как игра-путешествие, в процессе которой дети систематизируют и обобщают представления о временах года; в ходе игр с логическими блоками дети учатся анализировать, кодировать-декодировать информацию о свойствах предметов, производить логические операции «не», «и», «или», а также использование блоков Дьенеша позволяет реализовать индивидуальный подход в зависимости от уровня развития детей; отвечают на проблемные вопросы. Игровая форма организации занятия позволяет развивать познавательную и творческую активность детей, вызывая у них стремления к самостоятельному поиску ответа, решения проблемы, построению простейших умозаключений; активизирует мыслительную деятельность детей.В непосредственно образовательной деятельности ставятся задачи: упражнять в узнавании геометрических фигур по зашифрованному информацию о наличии или отсутствии определенных свойств по их знаково-символическим обозначениям; учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей; развивать логическое мышление детей – способствовать формированию умения устанавливать причинно-следственные связи и построить простейшие умозаключения.

Содержание методической разработки предназначено для работы в группе компенсирующей направленности с детьми нарушениями речи подготовительного к школе возраста.

Цель: обобщение и систематизация представлений детей о временах года.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

а) упражнять в узнавании геометрических фигур по зашифрованному информацию о наличии или отсутствии определенных свойств по их знаково-символическим обозначениям;

б) учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении животных, жизни и труде людей;

в) учить устанавливать причинно-следственные связи в природе.

2.Задачи на развитие речи:

а)развивать логическое мышление детей: учить делать простейшие выводы, логические умозаключения, отстаивать свое мнение;

б) активизировать в речи слова, связанные природными явлениями.

3.Воспитательные задачи:

а) формировать доброе отношение друг к другу;

б) развивать умение слушать и слышать вопрос.

Предварительная работа. Чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки», игры с блоками Дьенеша, беседа о временах года, рассматривание иллюстраций.

Материал. Блоки Дьенеша, карточки знаково-символическими обозначениями к блокам, карточки-свойства к временам года, план-карта для путешествия.

Ход игры

Дети заняты своими делами, вдруг раздается голос Незнайки (аудиозапись). Плачет.

«Рассказал им правду, что побывал сразу в гостях у всех времен года, а они, как всегда, не поверили. Ах, эти противные малыши, говорят, что я сочиняю. Я ведь правду им сказал. А-а-а-… Ребята, съездите в гости к временам года, и докажите противному Знайке и другим малышам, что я не вру. А-а-а-…»

Воспитатель. Ребята, чей это голос?

Дети. Это Незнайка.

Воспитатель. Правильно, это голос Незнайки.

Он говорит, что сразу побывал в гостях у всех времен года.

Ребята, сколько у нас времен года? Перечислите их.

Дети. Зима, весна, лето, осень.

Воспитатель. Как вы думаете, Незнайка правду говорит. Может такое быть? Чтобы за один час или день попасть в гости к четырем временам года?

Дети. Ответы детей. В жизни нет, а в сказке можно.

Воспитатель. Вы хотели бы отправиться в путешествие в сказку и попасть в гости к временам года?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. На чем можно отправиться в сказочную страну?

(обсуждение возможностей попасть в сказочную страну)

Воспитатель. Ребята, нас доставит в сказочную страну волшебный поезд.

Игра «Найди свое место» (с блоками Дьенеша)

На стульчиках разложены карточки с зашифрованными обозначениями свойств геометрических фигур.

Детям раздаются логические фигуры («билеты»). Они должны расшифровать информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у фигуры («билета») по их знаково – символическим обозначениям и находить свои места и отправляются в сказочную страну.

Воспитатель. Вот мы прибыли в сказочную страну. Хорошо бы попить. Да вот беда, есть сок, есть стакан, а нас много. Из одного стакана нельзя пить, не гигиенично. Как же нам быть, как выйти из положения?

(Предложения детей. Дети приходят к мнению, что можно сделать стаканчики из бумаги. Дети делают стаканчики в виде оригами и пьют сок)

Воспитатель. Дальше нам найти дорогу поможет карта.

Рассматривание карты и обсуждение направления пути.

Воспитатель. Вот мы пришли.

Отгадав загадку, узнаете, у какого времени года мы очутились в гостях.

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весна)

Дети. Отгадывают загадку. Это весна.

Воспитатель. Правильно, мы в гостях у весны.

Незнайка на память нарисовал картину и подписал. (Картина с изображением весны, но внизу картины надпись «зима»). Ребята, как назвал картину Незнайка, прочитайте, пожалуйста. (Дети читают «зима»)

Воспитатель. Но мне кажется, Незнайка что-то перепутал. Вам так не кажется? Зимой, что происходит?

Дети. Перечисляют приметы зимы.

Воспитатель. Как вы думаете, какое время года получилось у Незнайки?

Дети. Ответы детей.

Воспитатель. Докажите, что это весна. Вам помогут в этом карточки – схемы. (Детям предлагаются схематически нарисованные карточки с признаками времен года.)

Игра «Времена года»

(Дети выбирают картинки – схемы, относящееся к весне, называют и размещают их рядом с большой картиной, где нарисована весна)

Воспитатель. А теперь мы пойдем в гости к другому времени года. А найти туда дорогу нам поможет карта. (Детям предлагается карта. По карте определяют дорогу.)

Отгадайте загадку, и вы узнаете у какого времени года мы в гостях.

Снег на полях, лед на водах,

Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)

Дети. Это зима.

Воспитатель. Вы знаете, однажды Незнайка хотел стать поэтом. Когда гостил у Зимы, он написал рассказ о зимнем лесе.Послушайте: «Однажды, в прекрасный зимний день, решил прогуляться. Пошел в лес. Зимний лес казался волшебным, заколдованным. Деревья стояли в белых платьях. На ветках и сучьях лежал белый пушистый снег. Это был иней.

Я стоял и любовался. Вижу, из-за елок вылезла большая медведица с маленьким медвежонком и направились к лесной поляне. Мне стало интересно, что же дальше будет? Дальше на поляне появились ежиха с ежатами, а за ними прискакали серые зайчата. Всем зверятам было весело. Они резвились, кувыркались в пушистом снегу. А на сосновой веточке сидели ярко оранжевые белки и любовались игрой зверят.

В лесу я еще видел много птиц: дятла, синицу, снегиря, а еще – грачей и жаворонков. Пока стоял и наблюдал за всем этим, замерз и пошел потихоньку домой. А в поле издалека мелькнула ярко рыжая лисица, я крикнул и она убежала.»

Воспитатель. Ребята, как всегда Незнайка все перепутал. Что не так в этом рассказе? Дети. Зимой медведи, ежи спят; белки и лиса не ярко-оранжевые, зайцы белые; грачи и жаворонки перелетные птицы, их зимой не увидишь, так как они осенью улетели в теплые края.

Воспитатель. Продолжаем путь по карте.

Отгадав загадку, вы узнаете, у какого времени года мы в гостях.

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

(Летом)

Дети. Это лето.

Лежит конверт. В конверте от Незнайки письмо с предложением играть.

Воспитатель. Незнайка приготовил нам игру, которая называется «Продолжи предложение».

Игра «Продолжи предложение»

- Летом люди купаются, потому что…

- Летом жарко, потому что…

- На небе появилась радуга, потому что…

- Люди одеваются легко, потому что…

- Сверкнула молния, потому что.

- Растения нужно поливать очень часто, потому что.

- Погода ясная, потому что…

- Воздух влажный чистый, потому что.

- На листочках капельки воды, потому что.

Воспитатель. Вот мы побывали в гостях и у лета, а теперь дальше продолжим путь.

- Определите по карте, куда нам идти.

Обсуждение по карте направления пути.

Воспитатель. Ребята, отгадав загадку, вы узнаете у какого времени года мы в гостях?

Вот и стали дни короче,

И длиннее стали ночи,

Птицы тянутся на юг,

Пожелтели лес и луг.

(Осенью)

Дети. Это осень.

Воспитатель. Ребята, что происходит осенью?

Дети. Перечисляют приметы осени.

Воспитатель. Незнайка предлагает нам сочинять загадки? Осенью созрели овощи и фрукты. Давайте попробуем, сочиним загадку о моркови.

Предлагаю таблицу

Какая? Что такое же?

длинная сосулька

оранжевая апельсин

хрустящая сухарь

Получилась загадка:

Длинная как сосулька,

Оранжевая, как апельсин,

Хрустящая, как сухарь.

Игра «Да - нет» (тема «Овощи-фрукты»)

Воспитатель. Вот ребята, путешествие наше подошло к концу.

Вам понравилось в гостях у времен года?

Что именно понравилось?

Пора возвращаться в детский сад.

Полетим самолетом, покупаем через терминал «билеты» и проходим на посадку.

Игра «Отгадай фигуру» (С блоками Дьенеша. У детей карточки - «деньги», последовательно нарисованными символами-свойствами, например, «треугольник, не красный, большой, не толстый». «Терминал» - коробочка, где лежат блоки. Дети подходят к «терминалу» и в соответствии с карточкой – «деньгами», покупают билет на самолет.)

Воспитатель. Приехали, спасибо за внимание.

Используемая литература

1. Панова Е. Н., Дидактические игры – занятия в ДОУ, ТЦ «Учитель», 2006

2. Носова Е. А., Немомнящая Р. Л., Логика и математика для дошкольников, Санкт- Петербург, 2006

Публикации по теме:

Игра по РЭМП с блоками Дьенеша для детей старшего дошкольного возраста Превращаемся в художников "картина рыбак" рисование блоками Дьенеша. на картинку выкладываються блоки согласно описанию (лодка большой.

Игры с логическими блоками ДьенешаИгры с логическими блоками Дьенеша Логические блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста Логические блоки Дьенеша представляют собой 48 объемных геометрических фигур.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Методическая разработка игровой НОД по ознакомлению с окружающим миром по теме «Времена года»
Опубликовано: 29 декабря 2014 в 16:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. Праздник зеркал на МААМ

Загадочному миру зеркал посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы познакомить ребенка со всеми возможностями зеркала и увлечь «зеркальным»...

27 октября. День шишки на МААМ

Во многих детских садах сейчас проходят выставки осенних поделок из природного материала. За основу многих из них берутся шишки хвойных деревьев. Материал хороший, удобный для творчества, и далеко ходить...

Игра для детей младшего возраста «Разноцветные бусы»
Цель: формирование умения у детей собирать бусы на шнурок. Задачи: обогащать сенсорный опыт детей; развитие мелкой моторики; развитие зрительного,...
«Осенний букет в тыкве». Конспект занятия по изодеятельности (аппликация с элементами...
Интеграции: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и познавательное развитие. Цель: Продолжать знакомить с различными техниками...
Конспект занятия по развитию связной речи (составление сказки по опорным картинкам) в...
Программное содержание: 1. Образовательные: упражнять детей в описании игрушки, упражнять в словообразовании существительных с помощью суффиксов, учить...