Лучший педагог года

«Мир глазами волшебника». Пояснительная записка

Ольга Акентьева
«Мир глазами волшебника». Пояснительная записка

Методическая разработка "Мир глазами волшебника"

О творчестве, о творческом подходе к любому виду деятельности, о творческом отношении к учению в последнее время говорится достаточно много. Правда, готовых, доказанных, неоднократно подтвержденных методик, как сделать из ученика творческую личность, никто пока не может предложить.

Публикация «„Мир глазами волшебника“, Пояснительная записка» размещена в разделах

Общепризнанно, что особые способности, или одаренность зависят от врожденных задатков. Можно ли, в таком случае, выделять творческий уровень познавательной активности для всех учащихся? Не создаем ли мы группу, куда заранее попадут более половины всех учеников, так как по данным психологов одаренностью наделены от 5 до 20 % учащихся?

Но суть данной проблемы состоит не только в том, чтобы выделить этих способных, или продвинутых учащихся, но и в том, чтобы помочь остальным ученикам открыть в себе способности, о которых они ранее и не подозревали.

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности. Творчество – это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Некоторые психологи утверждают, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека.

Однако реализуется эта потребность всего на 10 % в течение жизни. Как доказали психологи, у человека «работает» только около 10% клеток головного мозга (у Пушкина – 65 %, остальное – залежи, которые «гниют» от неупотребления. Ребенок, как и всякий взрослый человек, стремится выразить свое «Я». Но часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями, которые проявятся рано или поздно, только бы не мешали ребенку. Но, как показывает практика, такого вмешательства мало: не все дети могут самим открыть дорогу к созиданию и, уж, конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности (от лат. творить, создавать). Следовательно, именно в школьный период им как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «Я».

Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, которые педагог осуществляет в ходе обычных занятий, так и специальные уроки творчества, не зависящие от специфики учебного предмета.

Данная методическая разработка нова по своей сущности, так как является одним небольшим звеном в реализации целой программы развития творческих способностей детей. Эта работа актуальна и социальна значима. Это продиктовано временем и современными требованиями к личности будущего выпускника школы. В любой виде деятельности востребованы только творчески мыслящие молодые люди. Именно они будут решать многие насущные проблемы в социальной и экономической сферах.

Цель разработки – преодолеть стереотипные стандартные установки и помочь детям проявить свои креативные способности в решении предложенных задач.

Творчеству, как и любому другому виду человеческой деятельности, присущи эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы. Но отличают творческую деятельность от остальных видов такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Именно эти черты называются психологами и педагогами при исследовании проблемы творчества.

Программа по развитию творческих способностей детей включает в себя активизацию всех компонентов творчества: эмоциональную сферу, сферу воображения, интуиции, образного мышления, волевую и интеллектуальную сферы. А на занятиях необходимо создать творческую атмосферу. Для ее создания необходимо введение специальных педагогических приемов, настраивающих детей на творческую деятельность.

Важным приемом (и одновременно условием) творческой деятельности является чувство удивления, новизны, готовности принять нестандартный вопрос, нестандартное решение. «Удивление… это и начало творческого отношения к миру», - считает В. С. Шубинский. Было бы неплохо, если уроки творчества начинались с чего-то необычного для детей.

Сферы эмоций и воображений тесно взаимосвязаны друг с другом. Если поставить подобные же ограничительные рамки для воображения, то будут ли найдены новые пути для решения учебных, мыслительных и других задач? Об управлении эмоциональной сферы человека в науке говорится достаточно широко и разнообразно, но нужно ли переносить процесс управления (в том числе и самоуправления) на сферу воображения?

Некоторые ученые утверждают, что можно. Существуют определенные приемы, которые помогают активизировать и развивать творческое воображение. Часть этих приемов применяется в технике ТРИЗ – теоретическое решение изобретательских задач.

Подобные задания учат детей не бояться фантазировать, помогают смотреть на обыденные вещи под новым, непривычным углом зрения.

К сожалению, учебная программа, основанная на четком и логичном изложении материала, изначально не приемлет интуитивного знания. И многочисленные попытки создать алгоритмы учебных действий исключают интуитивный познавательный путь.

Так можно отбить всякое желание идти нестандартным путем (школьное «меню» из разных предметов, вкусных и нет).

И сами условия учебного процесса предполагают единое для всех значение, стандартные алгоритмы подходов в решении задач. Вот почему необходимо введение в школьную программу уроков творчества, на которых учащиеся безбоязненно могут фантазировать, сознательно искать нестандартные решения, соревноваться друг с другом в образном восприятии или воспроизведении происходящего.

Можно сослаться на рекомендациях ученых под руководством С. Парнаса:

- устранять внутренние препятствия творческим проявлениям;

- воздерживаться от оценок;

- показывать детям возможности использования метафор и аналогий;

- давать возможность умственной разминки;

- уделять внимание работе подсознания.

Так же для творческой атмосферы необходимы творческая свобода и ощущение уверенности в том, что твои творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены.

Нужно уже на первых творческих уроках объяснить ученикам, что к своему труду нужно относиться уважительно и достойно.

Отношение педагога к результатам детского творчества – тема очень обширная. На начальном этапе должно превалировать бережное отношение к тому, что создается детьми. Возможно, стоит на первых творческих занятиях полностью отказаться от критики, выбрать позицию принятия, ценностного отношения к творчеству детей. В дальнейшем, когда закрепятся отношения доверия и открытости между учителем и детьми, можно (и нужно) сравнивать задание с поставленной творческой задачей.

Но не стоит забывать о том, что любая крайность в данном вопросе нежелательна, так как может сформировать в учащемся неадекватную (заниженную или завышенную) самооценку. Дети, обладающие способностью к творческим проявлениям, всегда немного непредсказуемы.

Стремление к проявлению творческой индивидуальности должно рассматриваться педагогами как явление естественное для ребенка, однако, оно не должно быть противопоставлено остальным ученикам.

Деятельность педагога на творческом уровне познавательной активности заключается, прежде всего, в развитии у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самовыражению, самоактуализации через различные виды творчества.

Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие творчество учащихся, и специальные творческие уроки. Для педагогов есть несколько рекомендаций-пожеланий в работе:

- будьте терпеливы. Не надо ждать быстрых результатов от детей, они обязательно будут;

- не надо забывать о доброжелательности. Оценивание творческих работ детей – инструмент очень тонкий, деликатный, не надо размахивать им, как карающим мечом, можно только бережно касаться его;

- надо помнить о равноправии. Каждый ребенок имеет право на творческое самовыражение, потому не надо делить детей на талантливых и остальных;

- творите сами. Нет детей без воображения; нет и педагогов без творческих порывов.

Смотрите далее.

Публикации по теме:

Для кого-то мелочь, а у нас Победа!!!Для кого-то мелочь, а у нас Победа!!! Здравствуйте, уважаемые МАААМОВЦЫ! Хочу поделиться своей радостью. Мы со своим воспитанником, Сашей Тюгановым получили I место во Всероссийском.

Смотр-конкурс «Дядя Степа полицейский»Смотр-конкурс «Дядя Степа полицейский» Наше муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида принял активное участие в творческом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Мир глазами волшебника». Пояснительная записка
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 06:17
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД