Приложение МААМ

Комплект учебно-методических материалов по проекту «Россия моя мастеровая»

Галина Бадикова
Комплект учебно-методических материалов по проекту «Россия моя мастеровая»
▼ Скачать + Заказать документы

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность…. 2 2. Цель…2

3. Задачи…. …. …2

4. Методы, формы и средства реализации…. …. …2

5. Предполагаемые результаты…. 3

6. Этапы работы. 1 – й этап – организационно - подготовительный…. 3

7.2 – й этап - практический…. 3

8.3 – й этап – заключительный…. ….…. 3

9. Перспективный план образовательной деятельности. Речевое развитие….…. 4

10. Познавательное развитие…. …. ….…. 4

11. Социально – коммуникативное развитие…. 4

12. Художественно – эстетическое развитие….…. 5

13. Физическое развитие…. ….5

14. Работа с родителями…. …. 5

15. Приложение 1…. ….6

Публикация «Комплект учебно-методических материалов по проекту „Россия моя мастеровая“» размещена в разделах

16. Приложение 2…. ….7

17. Приложение 3…. ….8

18. Приложение 4. …. …10

19. Приложение 5….11

20. Приложение 6…. …. 11

21. Приложение 7…. …12

22. Приложение 8….…13

23. Приложение 9…. …. 16

24. Приложение 10…. ….…21

25. Список литературы…. …. 23

АКТУАЛЬНОСТЬ

В условиях современного общества главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. А такие категории, как нравственность, патриотизм и духовность занимают далеко не первые места. Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас, взрослых: родителей, педагогов, общества в целом. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут духовно – нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно – нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с детства и тогда это станет неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Необходимо организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к Родине, людям труда разных профессий.

ЦЕЛЬ:

1) Приобщать дошкольников к культуре русского народа.

2) Воспитывать чувство прекрасного и развивать интерес к народному творчеству.

ЗАДАЧИ:

1) Познакомить детей с русским народным промыслом.

2) Развивать интерес к изучению истории России, в том числе к прикладному искусству; уважение к труду народных мастеров.

3) Воспитывать патриотическую гордость за богатую народными талантами свою страну.

4) Формировать умение различать виды декоративной живописи (хохломская, дымковская, гжельская).

5) Развивать у детей умение понимать характерные особенности изделий различных народных промыслов.

4) Активизировать речь, расширять словарь.

5) Воспитывать у детей нравственно – патриотические чувства через приобщение к культуре и традициям.

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ

Совместная деятельность педагога с детьми (игры, беседы, чтение художественной литературы, стихотворений, обыгрывание народных игр, инсценировок с употреблением изделий и предметов старинного быта, игры – забавы).

Продуктивная деятельность детей.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

1)расширяются знания детей о своей родной стране, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастает интерес к родному краю, его достопримечательностям;

2)воспитывается любовь и чувство гордости за свою Родину, бережное отношение к родному краю;

3)развивается познавательная активность, исследовательские умения и навыки, навык проектной деятельности;

4)проявляется доброта, забота, бережное отношение к сверстникам;

5)возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.

Родители:

1)обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

2)повышение компетентности родителей при выборе игр;

3)активизация участия родителей в конкурсах, выставках по данной тематике.

1 ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.

1)Определение темы, целей и задач, содержание материала, прогнозирование результата.

2) Изучить педагогическую литературу на тему:

«Россия – страна народных промыслов», по истории и культуре России.

3)Изучить информацию, фотографии о знаменитых людях страны, исторических событиях, достопримечательностях, игрушках.

2 ЭТАП. ПРАКТИЧЕСКИЙ.

1)НОД;

2)Беседы с элементами диалога;

3)Чтение художественной литературы;

4)Рисование, лепка, аппликация;

5)Дидактические игры, подвижные игры, СРИ;

6)Знакомство с пословицами, стихотворениями по теме.

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

1)Выставка коллективной работы «Декоративное блюдо»;

2)Создание мини – музея «Народная игрушка»;

3)Создание фотоальбома «Моя любимая игрушка».

Перспективный план образовательной деятельности

Речевое развитие

Сентябрь: чтение произведения П. Воронько «Лучше нет родного края».

Октябрь: чтение произведения Е. Ярышевской «Хохлома».

Ноябрь: чтение произведения Н. Летошко «Музыкальная шкатулка».

Декабрь: чтение произведения В. Степанова «Что мы Родиной зовем».

Январь: разучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Родная земля» (отрывок). (Приложение 1)

Февраль: разучивание стихотворения А. Пришелец «Наш край».

Март: разучивание потешки «Жили у бабуси…» (Приложение 2)

Апрель: чтение русской народной сказки «Гуси – лебеди».

Май: чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса».

Познавательное развитие

Сентябрь: тематическая беседа «Что такое народные промыслы России (Приложение 3)

Октябрь: тематическая беседа «Дымковские мастера».

Ноябрь: тематическая беседа «Веселые матрешки». (Приложение 4)

Декабрь: просмотр презентации «Разноцветные матрешки».

Январь: просмотр презентации «Русская изба». (Приложение 5)

Февраль: просмотр презентации «Чудесные свистульки».

Март: просмотр презентации «Хохломские игрушки».

Апрель: просмотр презентации «Богатыри Руси». (Приложение 6)

Май: просмотр презентации «Что такое валенки?» (Приложение 7)

Социально – коммуникативное развитие

Сентябрь: НОД «Знакомство с матрешкой». (Приложение 8)

Октябрь: НОД «Хохломские игрушки».

Ноябрь: НОД «Жил – был самовар». (Приложение 9)

Декабрь: театрализованная игра «Теремок».

Январь: театрализованная игра «Колобок».

Февраль: сюжетно – ролевая игра «Чаепитие у куклы Кати».

Март: беседа «Откуда берутся русские народные игрушки?»

Апрель: сюжетно – ролевая игра «Наш быт».

Май: театрализованная игра «Угостим матрешек чаем».

Художественно – эстетическое развитие

Сентябрь: рисование «Русский сарафан».

Октябрь: лепка «Укрась тарелочку».

Ноябрь: рисование «Золотые ложки».

Декабрь: аппликация «Украсим салфетку».

Январь: рисование «Красочная лошадка».

Февраль: рисование «Русская изба».

Март: лепка «Птичка – свистулька».

Апрель: прослушивание музыкального произведения русская народная песня «Ладушки».

Май: рисование (коллективная работа) «Декоративное блюдо».

Физическое развитие

Сентябрь: подвижная игра «Пузырь».

Октябрь: комплекс утренней гимнастики «Веселые погремушки».

Ноябрь: подвижная игра «Найди погремушку».

Декабрь: хороводная игра «Гуси – лебеди».

Январь: подвижная игра «У медведя во бору».

Февраль: комплекс утренней гимнастики «С ленточками». (Приложение 10)

Март: подвижная игра «Котик к печке подошел».

Апрель: хороводная игра «Каравай».

Май: подвижная игра «Самовар».

Работа с родителями

1)Выставка творческих работ «Россия – мастеровая», «Моя любимая Россия».

2)Консультации «История народных игрушек», «Народные промыслы».

3)Фотовыставка «Моя любимая игрушка».

Приложение 1

Стихотворение Г. Ладонщикова «Родная земля».

Приложение 2

Чтение и разучивание потешки «Жили у бабуси…»

Приложение 3

Тематическая беседа «Что такое народные промыслы России

Приложение 4

Тематическая беседа «Веселые матрешки»

Приложение 5

Презентация «Русская изба»

Приложение 6

Презентация «Богатыри Руси»

Приложение 7

Презентация «Что такое валенки?»

Приложение 8

Непосредственно – образовательная деятельность «Знакомство с матрешкой»

Конспект НОД во второй младшей группе

«РУССКАЯ МАТРЕШКА».

Цель: Знакомство детей с русской деревянной игрушкой - матрешка.

Программное содержание: познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи (косыночка, сарафан).

Учить внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки. Развивать связную речь.

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству и бережное отношение к игрушкам.

Материал : Семеновская матрёшка, матрешки- маски, сундучок, книжки раскраски.

Ход занятия:

Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Воспитатель в русском народном костюме входит в группу.

Хозяйка. Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу!

Гости в дом, радость в нём!

(Дети проходят и присаживаются на лавочки).

Сядем ладком, поговорим мирком

У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете. Что может там быть? Хотите заглянуть?

Но что бы заглянуть, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

Я на ярмарке бывала,

И игрушки выбирала,

Принесла игрушки непростые,

А волшебно-расписные.

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

принесите им сапожки — и пойдут плясать. (Матрешки).

(открывает сундук)

Дуйте в дудки, бейте в ложки

В гости к нам пришла матрешка

Матрешечка деревянная

Матрешечка, румяная.

- А какой секрет есть у нашей Матрешечки?

Правильно, внутри матрешки прячутся их сестрицы другие матрешки, каждая матрешка меньше прежней. Давайте с вами посмотрим, кто же спрятался в наших матрешках.

Дети подходят и открывают матрешку.

Пальчиковая гимнастика:

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз — Матрена, два — Милаша, (Загибают поочередно пальцы на

Мила - три, четыре — Маша, правой руке, начиная с большого)

Маргарита — это пять.

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки 2 раза).

- Ребята, как вы думаете для чего сделали этих матрешек?

- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться ума-разума набираться!

- Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?

- Конечно из дерева! Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

Ведь дерево светлое, а матрешки расписные, цветные, яркие. Как это получилось?

- верно, украшали красками, разрисовывали ей сарафан, платок и фартук. Каждый мастер старался. Чтобы матрешка была красивая и поэтому матрешки такие разные. Ребята, а вы хотите немного побыть матрешками?

Физкультминутка (ОДЕТЬ МАСКИ - МАТРЕШКИ)

"Мы матрёшки, вот такие крошки"

Хлопают в ладошки дружные матрёшки (хлопают)

На ногах сапожки топают матрёшки (топают)

Влево, вправо наклонись (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются)

Девчёнки озорные, матрёшки расписные (кружатся)

В сарафанах ярких, пёстрых (приседают)

Вы похожи словно сёстры (качают головой)

Ладушки, ладушки. Весёлые матрёшки (хлопают)

Наша гостья-матрешка такая затейница, приготовила для нас игру «Поставь матрешек по росту». (Показ воспитателя) А теперь попробуйте сами поставить их по росту. (Дети проходят к столам и кладут плоскостных матрешек по убыванию).

Воспитатель. Поют матрешки в хоре,

Живут, не зная горя,

И дружно и счастливо,

И весело на диво!

Если мы похлопаем в ладошки, нам споют матрешки.

(Просмотр мультфильма «Весёлые матрешки).

Матрешки вам и спели и сплясали и чтоб их вспоминали, дарю вам книжки-раскраски «Матрешкины сказки».

Приложение 9

Непосредственно – образовательная деятельность «Жил – был самовар»

Цель: приобщать детей к истокам русского народного творчества и культуры

поведения. Пробудить любовь к народной культуре. Вызвать у детей интерес к традициям

русского народа, познакомить с обрядом чаепития, пополнить словарный запас,

формировать знания о культуре поведения за столом.

Задачи:

1) познакомить детей с историей возникновения и появления самовара

на Руси, с традициями народного чаепития;

2) расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»,

«посиделки», «горница», «фарфор»;

3) воспитывать у детей желание быть гостеприимными,

доброжелательными;

4) доставить радость от чаепития, формировать у детей культуру

чаепития, культуру поведения за столом;

5) Расширение словарного запаса: самовар, посиделки, чаепитие, горница, фарфор,

гулянье.

Материалы : самовары, чашки, сахарницы, чайные угощения, русская народная музыка.

Ход занятия:

(Звучит русская народная песня «Пых-пых, самовар, русский самовар», воспитатель в русском народном костюме встречает детей у накрытого стола).

Хозяйка: Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места

хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник

большой, праздник радостный. В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чаю горячего, бодрящего, освежающего! Загадаю я вам загадку.

Стоит толстячок

Подбоченевши бочек

Шипит и кипит

Всем чай пить велит. (Самовар)

Хозяйка: Дети, как вы думаете: «Почему назвали самовар «самоваром»

(Ответы детей).

Всем известно, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит»

- отсюда и название произошло «самовар».

(Показ фото).

Давно на белом свете

Живет годами стар

Поэтами воспетый

Пузатый самовар

Сиянье излучая

Морозным зимним днем

Он сердце согревает особенным теплом.

Так кто же он такой – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для

нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара –

город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. Делали самовары из серебра,

меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки

делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр.

Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать

свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою

фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась.

Хозяйка: Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар- то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. (Дети встают в круг).

Подвижная игра «У Маланьи, у старушки».

Дети вместе с ведущей выполняют движения, проговаривая текст:

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей, семь дочерей

Вот с такими головами (Показывают).

И с такими вот ушами… (Показывают).

Вот с такими волосами… (Показывают).

И с такими вот глазами… (Показывают).

И с такими вот носами… (Показывают).

Целый день сидели, ничего не ели.

А делали вот так. А как?

(На кого из детей ведущая укажет, тот должен показать какие-либо движения. Повторить можно 2-3 раза).

Хозяйка: Ребята, а давайте мы устроим сегодня праздничное чаепитие.

Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолья русского народа. В

древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и

радость!».

Ребята, а я вот хочу спросить, если самовар закипел, как будет, называется вода, ( дети: кипяток, правильно, потому что он очень горячий).

А трогать руками его можно? Нет нельзя, верно. Запомните!

А теперь приглашаю вас к столу, я покажу вам, как заваривается чай. Есть разные сорта чая, а я приготовила для вас черный и зеленый. Мы возьмем прозрачный чайник, открываем у самовара краник, посмотрите, льется кипяток! Какого он цвета, ребята? (ответы детей). Бесцветный, прозрачный. А почему идет пар (ответы детей) Потому что вода только что закипела, и очень горячая. Вот какой у нас кипяток! А теперь я насыпаю черный чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется - заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? (ответы детей) Правильно, из самовара. Открываем краник и наливаем кипяток. Посмотрите, кипяток был прозрачный, а что же сейчас с ним происходит? (ответы детей) Чай заваривается, как много чаинок плавает и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другом заварочном чайнике у нас зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются, а заварка получается светлого оттенка. Посмотрите, ребята, как разные сорта чая, окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай - становится темного цвета, а зеленый - светлого. А что бы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо, настояться несколько минут. Пока заваривается чай, давайте отгадаем интересные загадки?

Загадки:

Был листок Зелёным -

Черным стал, томлённым,

Был листок зубчатым -

Стал листок трубчатым,

Был он на лозине -

Стал он в магазине. (Чай)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее

Всем на загляденье….

Ну и объедение. (Бублик/баранок)

Бел как снег,

В чести у всех

В рот попал

Там и пропал. (Сахар)

Стоит толстячок

Подбоченивши бочек,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьёз.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет — убедится. (Чайник)

Зелёный, чёрный и в пакетах,

Есть развесной, а есть в брикетах.

Давай, дружище, выручай:

"Что утром пьёшь с лимоном"? (ЧАЙ)

Хозяйка: Ай, да молодцы ребята, все загадки разгадали!

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить.

А я отроду не знаю,

Как же этот чай варить.

Взял тогда, налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок,

И приправил луку, перцу,

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подать.

Гости с барином плевались,

Сам он даже озверел,

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить.

А потом- то догадался,

Что забыл я посолить.

Хозяйка: Я думаю, что с вами такого не случится, ведь о том, как правильно заваривать чай, мы только что узнали.

(Чаепитие)

Хозяйка:

Чай мы пили, танцевали

Очень весело играли.

О чае многое узнали,

Но по моему устали.

Наступает час прощенья,

Будет краткой наша речь

Говорим Вам "До свидания"!

До приятных новых встреч!

Приложение 10

Комплекс утренней гимнастики «С ленточками»

- Построение.

- Ходьба обычная.

- Ходьба на носках.

- Ходьба обычная.

- Ходьба, высоко поднимая колени.

- Ходьба обычная.

- Бег обычный.

- Ходьба обычная.

- Бег парами.

- Ходьба обычная.

- Перестроение в круг.

- Размыкание.

Комплекс ОРУ.

1 .«Веселые ленточки»6 раз.

И. п. - ноги врозь, ленточки внизу.

1 -2- поднять ленточки.

3-4- и. п., темп медленный.

2. «Веселые колени»4 раза каждой ногой.

1- поднять правую ногу, согнуть в колене,

коснуться ленточками колена (выдох).

2- и. п.

3- то же другой ногой, темп медленный.

3. «Наклонись», 6 раз.

И. п. - ноги на широкой дорожке, руки с ленточками у плеч.

1-2- наклониться, коснуться коленей ленточками (выдох). I

3-4- и. п., темп медленный. I

4. «Помаши», 6 раз.

И. п. - ноги врозь, руки внизу.

1-2- махнуть ленточками вверх (вдох).

3-4- и. п., темп умеренный.

5. «Ленточки качаются», 5 раз в каждую сторону.

И. п. - ноги врозь, ленточки вверху.

1 -2- наклон в одну сторону.

3-4- наклон в другую сторону, дыхание произвольное, темп медленный.

6. «Прыжки».

И. п. - ноги чуть расставлены, ленточки у пояса. 1 -20- прыжки по кругу.

-Ходьба.

21-40- прыжки с продвижением вперед.

-Ходьба.

Список литературы

1. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий». Изд. 4 – е доп. – М. : УЦ «Перспектива».

2. Алешина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной».

3. Алексеевская «Озорной карандаш через игру к совершенству». – М. : 1998 г.

4. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 3 – 4 года».

5. Васильева М. А., Гербова В. В, Комарова Т. С. «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы». М. : Мозаика – Синтез, 2019 г. – 336 с.

6. Вершинина Н, Горбова О. «Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр». // Дошкольное воспитание. 2004 г №6

7. Выготский Л. Н. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте». – СПб. : Союз, 1997 г. – 92 с.

7. Грибовская А. А. «Народное искусство и детское творчество». 2 – е изд. – М. : Просвещение, 2006 г.

8. Князева О. А., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997 г.

9. Лунина Г. В. «Воспитание нравственных чувств у дошкольников». Под ред. Виноградовой А. М. – М., 1980 г.

10. Лялина А. «Народные игры в детском саду». – М. : ТЦ Сфера, 2009 г.

11. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий. – М. , : Владос, 2005 г. – 98.

12. Тихомирова О. «Декоративное рисование в детском саду. // Дошкольное воспитание. 2004 г. - №1, №2, №3. – С. 35 – 37.

13. Рабочие альбомы серии «Искусство детям».

14. http//www.maam.ru

15. http//dohcolonoc.ru

16. http//infourok.ru

17. http//nsportal.ru

18. http//docplayer.ru

19. http//educontest.net/ru

Автор публикации:
Комплект учебно-методических материалов по проекту «Россия моя мастеровая»
Опубликовано: 15 февраля 2023 в 21:27
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплект учебно-методических материалов по проекту «Россия моя мастеровая»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Бадикова (УИ 2228572) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД