Рублёва Анна
Конспект занятия по краеведению «Край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по краеведению
«Город, в котором я живу»
Программное содержание: Способствовать созданию условий для эффективной работы по ознакомлению детей с символикой города: герб, флаг. Побуждать воспитанников к активности при изучении нового материала (природные богатства своего края). Направлять учебную деятельность воспитанников на восприятие красоты природы родного края и осознания чувства ответственности за свой край. Создать условия для знакомства детей с процессом очистки воды разными способами.
Публикация «Конспект занятия по краеведению „Край родной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Материал: иллюстрации с символикой города (герб и флаг, географическая карта, указка, картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки», иллюстрации с разными видами рыб, иллюстрации с изображением хвойных и лиственных деревьев, записи песен В. Михайлова «Волгоград» и Л. Зыкиной «Течёт река Волга», компьютер, атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Моряки».
Материал для проведения опытно-экспериментальной деятельности: ёмкости с водой, ёмкость с крахмалом, промокательная бумага, тряпочки, ёмкость с песком.
Ход
Дети под музыку В. Михайлова «Волгоград» входят в группу.
-Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашем городе и о реке, на берегу которой он располагается.
На карте мира не найдёшь,
Тот дом, в котором ты живёшь.
И даже улицы родной
Ты не найдёшь на карте той.
Но мы всегда на ней найдём,
Свою страну - наш общий дом".
(В. В. Степанов)
(Стук в дверь. В группу входит мальчик).
- Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают). Меня зовут Петя. Я приехал к вам в гости из Москвы. Я много раз видел фотографии вашего города, но, ничего чего не знаю о нём. Вы меня познакомите со своим городом? (Дети соглашаются.)
-Петя, конечно, мы тебя не только познакомим, но и расскажем о нашем городе и о реке, на берегу которой он располагается. Проходи и присаживайся с нашими ребятами.
- Ребята, с начало давайте скажем, нашему гостю, как называется наш город? (Ответы детей). Правильно, Волгоград. А как назывался наш город раньше, много лет тому назад? (Ответы детей) Правильно. Наш город имел несколько названий. Сначала назывался Царицын, затем его переименовали, и стал он называться Сталинград, а сегодня наш город называется Волгоград.
Царицын, Сталинград и Волгоград!
Ты имена свои несёшь по-праву.
Ты – гордость нашей доблестной державы:
Царицын, Сталинград и Волгоград!
(В. В. Степанов)
- Ребята, а вы знаете, что у нашего города есть свои символы - это флаг и герб. (Воспитатель показывает иллюстрацию, на которой изображён герб и флаг). Флаг города Волгограда представляет собой прямоугольное полотно красного цвета с двухсторонним изображением в центре герба города Волгограда. Красный цвет - исконный цвет национальных флагов России, олицетворяющий мужество, отвагу, кровь, пролитую за нашу Родину. (приложение 1). Герб представляет щит, пересечённый лентой медали «За оборону Сталинграда». В верхнем поле изображена медаль «Золотая звезда», верхний край поля стилизован под крепостную стену с амбразурами. В нижнем поле - золотые шестерня (деталь) и сноп пшеницы. Золотая звезда и лента медали-символы города-героя. Шестерня-это символ промышленности, сноп - сельского хозяйства, голубой цвет нижнего поля - цвет нашей реки. (приложение 2)
- Ребята, а как называется река, на берегу которой располагается наш город? (Ответы детей). Правильно, Волга. И сейчас я предлагаю вам и нашему гостю отправиться в путешествие по этой замечательной реке. А какой вид транспорта можно использовать для путешествий? (Ответы детей). Хорошо, давайте отправимся на корабле. (Обыгрывание смоделированной ситуации.) Итак, корабль у нас готов, капитан у нас есть, значит можно отправляться в путь.
- Когда-то давным–давно из маленького прозрачного ручейка на Валдайской возвышенности (воспитатель показывает на карте) зародилась огромная река Волга. Но тогда у реки названий было несколько. Древние народы называли её «Ра», что значит - «щедрая». А другие народы называли её «Итиль», что означает Река – рек - самая главная, самая могучая. А третьи прозвали Волгой, что означает «Светлая». В те далёкие времена вода была тихая, прозрачная и светлая, поэтому в ней водилось много рыбы, да такой вкусной и редкостной, какой в заморских краях и не видывали. Посмотрите вот на эту иллюстрацию (воспитатель показывает) - это осетр, сельдь, стерлядь и много других видов рыб. (приложение 3)
Вот какое богатство было в водах нашей реки.
- А если взглянуть на волжские берега (воспитатель показывает детям иллюстрацию, то нашему взору откроется дивный мир природы и чарующей красоты. (приложение 4)
Послушайте, что писал о Волге великий поэт Николай Алексеевич Некрасов:
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно – голубым волнам,
Я убегал к родной реке…
- В те давние времена берега Волги были покрыты лесами. С названием каких лесов мы с вами знакомы? (Ответы детей). А какие произрастают в этих лесах деревья? (приложение 5, 6). (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель им напоминает: «Хвойные леса: росли там ель, сосна; лиственные леса: тополь, берёза и т. д.) В таких лесах и зверям привольно жилось. Как вы думаете, каких зверей можно было здесь встретить? (Ответы детей). Какие ещё лесные богатства вы знаете? (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаё т им наводящий вопрос: «Что растёт в лесу?») (Дети отвечают). (приложение 7)
- Вот какие богатства дарила людям наша река Волга и её берега, очаровывая своей красотой людей, поэтому и прозвали её Волга – светлая и красивая.
-Ребята, а как вы считаете, почему люди селились на берегах Волги? (Ответы детей. Если дети затрудняются ответить на вопрос, воспитатель им объясняет: «Селились люди на берегах Волги потому, что здесь произрастало много деревьев, из них рубили брёвна, а из брёвен строили себе дома, в реке водилось очень много рыбы, которую использовали для приготовления пищи). Поэтому народ прозвал Волгу, Волга - кормилица.
-Посмотрите (воспитатель показывает иллюстрацию) : на берегу нашей реки построено очень много зданий. Среди этих зданий находится картинная галерея. Я предлагаю сделать остановку и посетить её. (Дети подходят заранее организованной выставки картин.)
- Посмотрите, ребята, в этой галерее находится очень много картин, но прежде всего я хочу обратить ваше внимание вот на эту картину (Воспитатель показывает.) (приложение 8)
Написал её русский художник Илья Ефимович Репин. Когда на реке появились речные суда, появилась и очень трудная и опасная профессия – бурлак, поэтому он и назвал свою картину «Бурлаки на Волге». Бурлаки – это люди, которые тянули речные суда вручную, с помощью верёвок и ремней. Присмотритесь к этим людям. Они измучены, еле стоят на ногах, им тяжело тянуть судно. Но делать было нечего, нужно было работать и зарабатывать деньги. Вот какая была тяжелая эта работа. В наше время все речные суда оснащены различными двигателями, и с помощью этих двигателей они перевозят груз в разные города, страны.
- А теперь мы с вами вернёмся на волжский берег, где немного отдохнём. (Дети присаживаются на ковёр).
- Раньше по Волге можно было приплыть только в Каспийское море, а сейчас и в Балтийское, и в Азовское, и в Чёрное, и в Белое (Воспитатель показывает на карте). Люди прорыли каналы и соединили нашу реку с пятью морями. Волга – главный водный путь России. Очень много важных дел у реки каждый день! Вода её трудится каждую минуту, а на берегах построили заводы и фабрики: где строили корабли, шили одежду, обувь и т. д. И везде используют воды Волги. Трудится, трудится река день и ночь для людей, не зря её прозвали Волгой – труженицей. Да вот беда! Заболела Волга. Стала вода грязной, потому что с заводов и фабрик сливают в реку воду с вредными веществами. Многие виды рыб стали исчезать, и воды в реке стало меньше. А в лесах по берегам реки стали погибать цветы, деревья, стало меньше ягод, т. к. воздух загрязнён отходами заводов, автомобилей. Наступило экологическое бедствие. Теперь учё ные думают: что же делать, как спасти природу, как помочь Волге?
-Ребята давайте подумаем, как мы с вами можем помочь нашей Волге? (Дети высказывают свои предположения). Молодцы, правильно. Давайте сейчас с вами попробуем очистить грязную воду. (Воспитатель заранее подготовила материал для проведения опыта). Посмотрите, у нас есть лаборатория, где всё готово к проведению опыта. (Воспитатель предлагает подойти столу). Посмотрите, перед вами стоит ёмкость с водой. Насыпьте в неё крахмал и ложечкой размешайте. (Дети выполняют задание). Ребята, какой стала вода? (Ответы детей). Сейчас мы её попробуем очистить. Для этого нам нужно сделать разные фильтры. (Воспитатель вместе с детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги.) (Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. По окончании опыта воспитатель вместе с детьми выясняет, какой фильтр лучше очищает воду).
-Теперь, ребята, вы знаете, как и с помощью чего можно очистить воду. А сейчас мы с вами пройдём на поляну, где поиграем в очень интересную игру, которая называется «Хорошо-плохо».
-Плывет по Волге теплоход, на нем – путешественники. Любуются красотой реки, слушают про неё рассказ, воду пьют, бутылки, банки в Волгу бросают. А один путешественник пакет с кислым молоком дальше всех бросил, а другой все использованные банки, бутылки собрал в пакет. Как вы думаете, что хорошо, а что плохо в этой картине? (Дети отвечают)
-На берегу реки Волги построены два завода. На одном заводе воду с вредными веществами сбрасывают прямо в реку, а на территории другого завода построен очистительный бассейн, где вода очищается от вредных веществ. Как вы думаете, на каком заводе поступают правильно? (Дети отвечают).
- Да, ребята. Прежде чем что – нибудь сделать, надо хорошо подумать: а не будет ли от этого кому – нибудь плохо? Я надеюсь, что вы никогда так не поступите и наша Волга всегда будет такой, какой она была раньше.
- Ну что ж, нам пора отправляться в обратный путь. Садимся на наш корабль, прощаемся с Волгой (Дети садятся и слушают песню «Волга» в исполнении Л. Зыкиной). (По окончании песни дети выходят с корабля).
- Ребята, что нового и интересного вы узнали, путешествуя по реке Волге? (Дети отвечают). Петя, ты теперь знаешь, как называется наш город, река, на которой он расположен? Ребята, а какие символы есть у нашего города? (Дети отвечают. Если дети затрудняются ответить на этот вопрос, воспитатель задаёт его Пете.) (Петя отвечает). А наше путешествие тебе понравилось? (Отвечает.)
- Спасибо вам за путешествие, мне очень понравилось, я много узнал о вашей реке и вашем городе. Когда я приеду в Москву, я обязательно расскажу своей воспитательнице и ребятам о том, что я сегодня узнал. До свидания (дети отвечают.)
По завершении путешествия воспитатель предлагает детям разделиться на две команды. Одной команде он предлагает раскрасить символы города, а другой команде сделать коллаж реки.