Евгения Сергеева
Конспект родительского собрания «Здоровье ребенка в наших руках»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:"Здоровье ребёнка в наших руках".
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель согласно ФГОС ДО в работе с семьей является - создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основными задачами успешного взаимодействия детского сада с семьей выделены:
- привлечение семей к участию в совместных мероприятиях;
Публикация «Конспект родительского собрания „Здоровье ребенка в наших руках“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
- ознакомление педагогов и родителей с передовым опытом воспитания детей в доу и в семье;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения;
Форма поведения нетрадиционная: конкурс «День здоровья».
Участники: родители, воспитатели, медсестра, заведующая детским садом, музыкальный работник.
Предшествующая работа:
1. Рассылка приглашения родителям.
2. Анкетирование родителей.
3. Проведение анализа состояния здоровья воспитанников.
4. Подготовка воспитателем материала для проведения всеобуча для родителей (см. приложения).
План проведения.
1. Вступительное слово.
2. Ведение конкурса.
3. Выступление медсестры.
4. Педагогический всеобуч.
5. Заключительный этап собрания
6. Подведение итогов собрания
Уважаемые родители, здравствуйте! Кажется на первый взгляд, какое простое и обыкновенное слово. В нем все: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья.
Вот и сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.
Одной из главных задач в работе с детьми по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни во ФГОС ДО поставлена (в данном возрасте) - «дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни»
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Вопрос о воспитании здорового ребенка является одним из главных в работе любого дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.
На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми, стоит очень важная задача: воспитать человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне грамотно развитого.
От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни у детей, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.
Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.
Сегодня я предлагаю Вам принять участие в конкурсе «День здоровья».
Предлагаю разделиться на две команды, придумать название своей команды, связанной со здоровьем.
Предлагаю командам представиться и поприветствовать друг друга.
Итак, начинаем наш конкурс.
Вопрос № 1 : «Что такое здоровье?» Свои ответы предлагаю записать.
Представитель от команды зачитывает варианты, вторая команда дополняет.
• Здоровье – сила и ум, настроение, эмоциональное состояние.
• Здоровье – это красота.
• Здоровье – это счастье.
• Здоровье – это богатство.
Вопрос № 2: «Что нужно делать, чтобы быть здоровыми взрослым и детям?».
Команды совещаются, записывают ответы и представитель от команды зачитывает их (в этом случае начинает вторая команда, а первая дополняет) :
а) Следить за физическим состоянием;
б) Не заниматься самолечением;
в) Следить за состоянием зубов;
г) Чередовать виды деятельности;
д) Спать не менее 7 – 8 часов в день;
е) Заниматься спортом или физическими упражнениями, закаливать свой организм;
ж) Использовать нетрадиционные средства оздоровления (аромотерапия, фитотерапия, цветотерапия и т. д.).
Из Ваших ответов попытаемся сформулировать и обобщить «Кодекс здоровья».
Представляю «Кодекс здоровья» обеим командам и каждый родитель по очереди зачитывает по одному пункту «Кодекса» (приложение).
А сейчас мы узнаем, как обстоят дела со здоровьем наших детей.
Представляю слово медицинской сестре, где она сообщает о «Результатах заболеваемости детей» и отвечает на вопросы родителей, предлагает несколько упражнений, которые помогут часто болеющим детям.
Показывает родителям точечный массаж.
(Благодарю медсестру за выступление).
Согласитесь приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым
Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено русским народом. Например одна из них: «В здоровом теле - здоровый дух!».
Задание №3. Назовите пословицы и поговорки, в которых говорится о здоровье.
а) «Здоровье дороже золота».
б) «Здоровье, ни за какие деньги не купишь».
в) «Береги нос в белый мороз».
г) «Кто не болеет, тот здоровью цены не знает».
(Называют команды по очереди)
Педагогический всеобуч «Использование здоровьесберегающих технологий в доу и дома» (приложение)
Продолжение конкурса.
Как уже было отмечено, вынужденная статическая поза, умственная работа ведёт к утомлению, снижает уровень работоспособности. Из-за ограниченной амплитуды движение уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам головному мозгу. Для того чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научится и научить наших детей чередовать умственное напряжение с физической работой. К таким малым формам активного отдыха можно отнести физические минутки и динамические паузы.
Задание№4. Родители команды «Солнечные лучики» проводят динамическую паузу. Раздою им несколько вариантов динамических пауз. Они советуются и приводят одну, наиболее понравившуюся.
Затем родители команды «Силачи» проводят психогимнастику под музыку. Помощь в её проведении оказывает музыкальный руководитель.
Связь голоса со здоровьем была отмечена ещё в древности. В ту минуту, когда мы смеёмся, из зоны смеха поступают нервные импульсы. Эти сигналы заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия. Минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для наших детей.
Давайте продолжим нашу жизнь, выполнив следующие задания.
Задание№5. «Веселые истории». Каждая команда рассказывает смешную историю или случай из жизни семьи, ребёнка, детское высказывание.
Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние.
Предлагаю выбрать из палитры красок тот цвет, соответствует вашему настроению в данное время.
Задание № 6. Звучит спокойная музыка, ставлю на каждый стол по одному подносу, на котором лежат листы бумаги разных цветов. Родители делают свой выбор.
Упражнение «Мой цвет». Цвет влияет на организм человека, на его нервную систему и сферу эмоций. (Родителям раздают памятку, и они знакомятся с интересующими их значениями цвета).
Наиболее распространённый метод в работе с дошкольниками является игра. Давайте поиграем. Мне очень хочется, чтобы все члены команды выполнили следующие задания.
Предлагаю родителям встать в круг и выполнить упражнение с мячом «Веселый мяч». Под музыку родители выполняют релаксационные упражнения с небольшим массажным мячом (самомассаж, на координацию, на развитие мелкой моторики концентрацию внимания)
Заключительный этап собрания.
Вот и подошел к концу наш конкурс «День здоровья». А сейчас я хочу предложить вам игру «Возьмёмся за руки».
(Все стоят в кругу. Каждый желает соседу справа чего-либо и берёт его за руку. Действие происходит до тех пор, пока круг не замкнётся)
Наша ниточка не прервалась и я надеюсь, что мы всегда будем вместе бороться за здоровье наших детей, будем также крепко дружить, поддерживать друг друга в трудную минуту. Ведь добрые дела, дружба – это тоже здоровье.
Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!
Вам необходимо для сохранения здоровья детей использовать здоровье содержащие технологии в домашних условиях. Дома вы можете подробно познакомиться с упражнениями, которые наши педагоги применяют на занятиях для снятия мышечного и эмоционального напряжения, для профилактики снижения остроты зрения и плоскостопия
(Раздают родителям распечатанные листы с материалом).
Список литературы:
Программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Комаровой Т,С., Васильевой М. А. разработана на основе ФГОС ДО
«Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» Павлова М. А. -2007 г
«Оздоровительная работа в ДОУ» Горбатова М. С. 2007 г
«Физическая культура в детском саду» Т. И. Осокина 1989 г
«Школа здорового человека»Г. И. Кулик 2000 г
«Физкультурные минутки и динамические паузы» И. Е. Аверина 2006 г
Педагогический всеобуч
«Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и дома»
Уважаемые родители. Помните, что здоровье ребёнка в Ваших руках!
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ : двигательная развивающая среда в группе, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультурные праздники, соревнования, Дни Здоровья, динамические часы, ритмика, бодрящая гимнастика после сна, прогулки, бассейн, проветривание, закаливающие процедуры, зрительная гимнастика, точечный массаж по методу Уманской, и хождение босиком по ребристым дорожкам, колючим и т. д. по методу Сигалова, авторскую технологию А. Н. Стрельниковой (дыхательая гимнастика, сбалансированное питание, все это направлено на оздоровление детей.
I. По статистике, современные дети очень много времени проводят перед телевизором, за компьютерами и т. д., все это влияет на ухудшение зрения, необходимо делать зрительную гимнастику. Мы ее проводим несколько раз от 3 до 5 минут.
Двигаются только глаза:
• Вправо-влево
• Вверх-вниз
• Далеко-близко
• По кругу
• По диагонали снизу-вверх и наоборот.
• Частое моргание в течение 20 секунд.
Гимнастика показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройства при нагрузке на глаза.
«Пальминг»
Не только расслабляет мышцы глаз, но и является базой для мысленного представления. Необходимо проводить сидя, положив локти на стол и максимально расслабив руки. Следует потереть ладошки друг о друга, сделать их «горячими». Поставив локти на стол и мягко закрыть глаза. Недопустимо давить на глазные яблоки. Хорошо проводить в течении 2-3 минут после зрительного напряжения при работе вблизи (рисование, прописи)
«Замечаем пальчики»
Локти ставим на стол, ладони рук по обеим сторонам от лица. Шевелим пальцами на обеих руках, глядя перед собой. Сморим перед собой, но краем глаза (периферическим зрением) видим движения пальцев.
«На прогулке»
Перевод взгляда с одного объекта, находящегося на расстоянии 1 метра, на дальний объект – крышу дома, облако, макушку дерева и др.
«Одень» взглядом елку на участке в бусы сверху-вниз и по диагонали
«На что похожи облака?» - взгляд вверх и вдаль.
II. «Точечный массаж» по методу Уманской
Для поддержания высокой сопротивляемости организма к вирусной инфекции и другим неблагоприятным фактором среды необходимо:
1. Массаж делать не менее 3 раз в день, а также после каждого контакта с больным ОРЗ или гриппом, после поездки в городском транспорте или пребывания в общественных местах.
2. Строго соблюдать последовательность и режим воздействия. Прекращение контроля за состоянием зон и их коррекции приводит к быстрой детренировке.
Помните: СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - ЗАЛОГ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.
Приложение № 1
«Рекомендации при плоскостопии»
1. Жесткая обувь, высота каблука 1,5 – 2,0 см.
2. Ортопедические стельки
3. Физкультура для стоп
4. Массаж стоп
5. Коррекционная ходьба босиком
6. Бег, прыжки, плавание, катание на велосипеде.
Физкультура для стоп
1. Упражнение «Каток» - катание мяча назад – вперед ногами поочередно.
2. Упражнение «Разбойник» - сидя на полу, пятки плотно прижаты к полу. Движением пальцев ног ребенок старается подтащить салфетку, на которой лежит небольшой камень.
3. Упражнение «Кошка» - повороты туловища вправо и влево с присяданием одновременно, чередуя вдох и выдох (12 раз)
4. Упражнение «Обними плечи» - «объятья» своего туловища руками, сначала широко развести их, а потом обнять себя. (12 раз)
5. Упражнение «Маятник» - наклоны впер ед и назад. (12 раз)Продолжительность занятий 10 минут.
Памятка № 2
Памятки для родителей
• Каждый день начинаем с зарядки.
• Просыпаясь, не задерживаемся в постели.
• Берем холодную воду в друзья: она дает бодрость и закаляет.
• В детский сад, в школу и на работу — пешком и в быстром темпе
• Будем щедрыми на улыбку, никогда не унываем.
• При встрече желаем друг другу здоровья («Здравствуйте!»).
• Режим — наш друг, хотим все успеть — успеем!
• Ничего не жевать, сидя у телевизора.
• В отпуск и в выходные — только вместе.
Расти — значит учиться все делать самостоятельно.
1. Не будьте назойливы. Ребенок в 2,5—3 лет может самостоятельно раздеться, но одеться он сможет только в 5—6 лет.
2. Разрешите ребенку видеть, что вы делаете то же, чему стараетесь научить его.
3. Полезно хвалить ребенка. Если вы сделаете замечание, что он плохо причесался или неудачно надел рубашку, только подорвете его веру в себя.
4. Обратите внимание на мелочи быта. Ребенку трудно дотянуться до крана, если нет скамеечки. Бывает, что вешалка прибита высоковато, поместите ее выше уровня глаз. У детской одежды бывают узкие петли для пуговиц, расширьте их.
Памятка № 3
Закаливание
• Основное средства закаливания — солнце, воздух и вода, босохождение, самомассаж.
• Комнату, где находится ребенок, необходимо тщательно проветривать. Оптимальная температура в помещении 19—20 °С. Ребенок должен находиться в легкой рубашке или платье.
• Самый доступный вид закаливания — воздушные ванны. Г,И. Сперанский писал: «День, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на воздухе не менее 3 часов.
• Солнечные ванны хотя и полезны (они укрепляют защитные силы организма, должны быть строго дозированы. Во время принятия солнечных ванн голову следует прикрывать панамкой.
• Наиболее сильным средством закаливания является вода. К водным процедурам относятся: обливание, обтирание, душ, купание в открытых водоемах. Водные процедуры должны проводиться после утренней зарядки.
• Зарядка, водные процедуры, завтрак способствуют тому, что ребенок становится бодрым, у него появляется желание активно играть, идти в детский сад, а затем и школу.
Памятка № 4
Точечный массаж
Этот точечный массаж проводится после сна, точнее после гимнастики пробуждения.
Дети садятся в кроватках, скрестив ножки.
Текст сопровождается воздействовием указательного пальца, перпендикулярно к поверхности кожи и в указанной точке, согласно текста, лёгким надавливанием, при котором используется тяжесть пальца, поглаживание. Движение пальца - по часовой стрелке, оно всегда должно быть безостановочным.
Грудку мы слегка надавим,
Шейку гладить мы начнём,
Головку низко мы наклоним,
Сзади косточку найдём (массажируется выпуклаякосточка шейного позвонка)
Эту косточку нажмём.
Бровки гладим мы слегка.
Мы над глазками надавим,
Носик вычистим вот так,
Ушкам сделаем зарядку. (растираем мочки ушей)
Каж-дый паль-чик ра-зот-рём (Каждый слог на палец)
Рас-ти-ра-ем!
Здесь вот ямочку найдём, (Ямочка между большим и указательным пальцем)
И на ямочку нажмём.
Ручки гладим мы слегка, (гладить от плеч, до кистей)
Отдохнуть теперь пора! (потрясти кистями рук) Дети делают с удовольствием. Текст и движения заучиваются легко, в процессе массажа.
Памятка № 5
ЦВЕТОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Цветотерапия – лечение цветом ребёнка
Мир полон красок и света. Это нельзя не отрицать – люди счастливы тем, что могут эти цвета различать, в отличие, например, от акул и собак. Им мир видится в чёрно-белом варианте. А, помните, сколько радости приносили первые цветные телевизоры? Ведь они помогали нам разглядеть мир таким, какой он есть, в свете и красках! Магическая сила цвета – цветотерапия, ждёт нас, чтобы помочь.
Ребёнок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по природе своей более восприимчивы к многоцветью нашего мира цвет ребёнок и особо остро в нём нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая палочка-выручалочка в любых критических случаях. Цветотерапия зарекомендовала себя в медицине уже давно, и даже в современной косметологии используются её элементы. Это ни в коем случае не профанация. Цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в наш мозг и воздействие на определенные светозависимые гормоны – это магическая сила цвета цветотерапия.
На востоке цветотерапию связывают с наличием у человека так называемых чакр – участков вдоль позвоночника. Именно они отвечают за восприятие цвета лечение цветом организмом. Цветотерапию используют даже в фен-шуй, не говоря о современных дизайнерских мыслях по оформлению квартир.
Что нужно знать для того, чтобы начать цветотерапию? Вот основы цветотерапии. Для начала, в это просто надо поверить и самому в этом убедиться. А убедиться достаточно легко – просто обратите внимание на то, какой цвет у вашего ребёнка самый любимый. Обычно дети цвет ребёнок называют яркие цвета – красный, жёлтый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов лечение цветом, надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.
Голубой цвет незаменим при стрессах и излишних волнениях. Он действует на организм успокаивающе, в основном благодаря тому, что снижает кровяное давление. Так же он в силах понизить температуру и остановить распространение инфекции. Схожие эффекты достигаются и с помощью синего цвета магическая сила цвета цветотерапия: он особенно эффективен для борьбы со стрессом. Считается, что долгое созерцание синего цвета может утолить боль, к тому же, он отлично действует и на глаза в качестве успокаивающего средства.
Схожи с синим и голубым по действию и фиолетовый и сиреневый. Эти цветы вообще всегда считались основы цветотерапии цветами благородства и высшей знати. Любить такой цвет означает показывать себя высоким и интеллектуальным человеком. Однако избыток этого цвета вполне может привести к депрессии. Поэтому стоит обратить особое внимание на то, если ребёнок стремится ко всему фиолетовому или сиреневому. Возможно, он ищет не покоя, а просто, таким образом, подсознательно сигнализирует о душевном дискомфорте. Лечение синим цветом – особенно благотворное.
Зелёный цвет хорош при переутомлении и головной боли. Ему также дано стабилизировать кровяное давление и усмирять нервные срывы, бороться с хронической усталостью, правда, многие находят этот цвет скучным и вгоняющим в тоску, поэтому не переусердствуйте.
Красный цвет, словно физически излучает тепло. Он активизирует силы организма основы цветотерапии и даже лечит простуду. Некоторые, памятуя об этом, даже накрываются при простуде красными пледами. Красный цвет стимулирует сердечную активность, активизирует обмен веществ, однако с его употреблением надо быть наиболее осторожным! От долгого воздействия красного цвета человек может переутомиться и стать раздражительным.
Жёлтый цвет – цвет радости и оптимизма. Он имеет способность укреплять нервную систему и зрение. Если долго смотреть на жёлтый лечение цветом, то плохие мысли скорей покинут голову. Вы заметили, что в школах почти все кабинеты окрашены в жёлтый цвет? Именно так дизайнеры стараются пробудить больше положительных мыслей в головах цвет ребёнок усталых учеников.
Оранжевый цвет помогает улучшить пищеварение, и полезен при нарушениях в системе желудочно-кишечного тракта, он также стимулирует щитовидную железу. Диетологи отметили способность оранжевого стимулировать аппетит – это тоже можно взять на заметку.
Цветотерапия для детей предполагает в первую очередь определение любимого цвета вашего ребенка, а затем наполнение этим цветом как можно большего пространства, которое окружает вашего кроху. Что означает то или иное предпочтение в цвете вашего ребенка?
Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве.
Успокоить малыша и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов.
Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако, если Ваш ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.
Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться.
Цвет в интерьере детской комнаты играет огромную роль в становлении мировоззрения и формировании представления об окружающем мире Вашего ребенка. Именно поэтому, оформляя комнату для самого маленького члена семьи, нужно помнить о том, что тот или иной цвет в интерьере детской может оказать сильное эмоциональное воздействие на Вашего малыша, развеселить его, придать сил или же, наоборот, принести в его жизнь тоску и чувство отчужденности.
Белый цвет в интерьере детской является универсальным выбором многих родителей, которые хотят, чтобы их ребенок вырос общительным и дружелюбным. Однако с этим цветом нужно быть осторожным, дабы не сделать комнату ребенка стерильно белой. Выбирайте более теплые тона – бежевый, кремовый и другие или же разбавляйте белую комнату яркими красками, так Ваш малыш почувствует себя защищенным и уверенным в себе.
Если ребенок беспокойный, то привести его в уравновешенное состояние лучше всего помогут светло-серые тона его окружения. Светло-серый тон как нельзя лучше подходит тем деткам, которые плохо спят или выказывают излишнюю активность днем. Оформляя комнату в серых тонах, не забудьте о ярких теплых вкраплениях других цветов, а также избегайте темно-серого, который, будучи лишенным жизненной энергии, принесет в жизнь Вашего малыша тоску и печаль.
Зеленый цвет в интерьере детской, а также персиковый и другие пастельные тона считаются оптимальными для нормального развития ребенка. Эти тона создают атмосферу покоя и уюта, не раздражая ребенка и даря ему чувство защищенности и умиротворения. Отличным вариантом будет выкрасить стены в детской в разные теплые цвета – персиковый, кремовый, светло-зеленый – так Вы создадите необычную атмосферу свежести и гармонии.
Памятка для взрослых № 6
Кодекс здоровья
1. Помни: здоровье не все, но все без здоровья – ничто!
2. Здоровье нужно не только тебе, но и людям, которым ты обязан помогать и защищать.
3. Здоровье – не только физическая сила, но и душевное равновесие.
4. Здоровье – это твоя способность удовлетворять в разумных пределах свои потребности.
5. Здоровье – это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.
6. Здоровье – это душевная культура человека: доброта, надежда, вера и любовь к тем, кто тебя окружает.
7. Здоровье – социальная культура человека, культура человеческих отношений.
8. Здоровье – это любовь и бережное отношение к природе, природа не брат и сестра, а отец и мать человечества.
9. Здоровье – это стиль и образ твоей жизни, источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и твоего образа жизни.
10. Хочешь быть здоровым – подружись с физической культурой, чистым воздухом, здоровой пищей.
11. Помни: солнце наш друг и все мы - дети солнца, но с его лучами не шути, загорание не должно стать сгоранием на солнце.
12. Ходи периодически по земле босиком – земля дает нам силу, отводит из тела лишнее электричество.
13. Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно.
14. Семья – наша опора и наше счастье, делай в семье так, чтобы каждый член семьи чувствовал свою нужность и зависимость друг от друга.
15. Люби нашу землю – мать и кормилицу, бережно относись к ней и ко всему живому, чему она дала жизнь. Хочешь жить - люби жизнь!
16. Здоровье – наш капитал. Его можно увеличить и прокутить. Хочешь быть здоровым – будь им!