Анастасия Николаевна
План работы кружка «Веселый оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»
Веселый оркестр
Программа кружка
А. Н. Казанцева,
музыкальный руководитель
2013
Автор – составитель Анастасия Николаевна Казанцева, музыкальный руководитель Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников»
Публикация «План работы кружка „Веселый оркестр“» размещена в разделах
Данная методическая разработка представляет кружок «Веселые ложкари». В разработке представлены тематическое планирование, методика обучения игре на музыкальных инструментах, консультации для родителей воспитанников.
Методическая разработка предназначена музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений.
Кружок «Веселый оркестр» [Текст] : методическая разработка / авт. -сост. А. Н. Казанцева. – Полысаево, 2013. – 26 с.
Содержание
Пояснительная записка ….
4
Тематическое планирование….
6
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах….
9
Список литературы…. ….
14
Приложения….
15
Приложение 1. Музыкально-дидактические игры….
15
Приложение 2. Консультации для родителей….
20
Пояснительная записка
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально-ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Но, как показывает практика, объем времени отведенный на реализацию задач основной общеобразовательной программы дошкольного образования по образовательной области «Музыка» не достаточен для полноценной и систематической работы по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
С этой целью разработана программа кружка «Веселые ложкари» для детей 4-5 лет.
Определены задачи:
- развивать музыкальные и творческие способности (с учётом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.
Работа кружка осуществляется во вторую половину дня один раз в неделю.
Тематическое планирование
Месяц
№ п/п
Тема
Задачи
Сентябрь
1
Разнообразный мир инструментов
Обучать приемам звукоизвлечения на бубне ладошкой и пальчиками.
Учить правильно держать молоточек, легко касаться пластинок металлофона.
2
В гости к музыке
3
Путешествие в лес
4
Знакомство с металлофоном
Октябрь
5
К нам пришла лошадка
Учить узнавать инструменты по внешнему виду и по тембру звучания.
Закреплять навыки игры на бубне, погремушке, барабане.
Развивать сенсорные способности.
6
Звуки осени
7
Веселое путешествие
8
Веселое путешествие
Ноябрь
9
Случай в лесу
Учить воспроизводить ритм слов на различных инструментах; слышать в голосах природы звуки различных инструментов.
Развивать ритмический и тембровый слух; определять по ритмическому рисунку свое имя.
10
Учимся считать
11
Звуки бывают разные
12
Развлечение «Прогулка в осенний лес»
Декабрь
13
Мы играем — сочиняем
Учить реагировать на смену регистров; передавать ритмический рисунок потешки, четверостишия.
Развивать ритмический слух; навыки продолжения ритма.
14
Веселые молоточки
15
Низкие и высокие звуки
16
Низкие и высокие звуки
Январь
17
Новогодняя песенка
Знакомить с расположением высоких и низких звуков и пластинок на металлофоне.
Развивать звуковысотный слух.
18
Зимний лес
19
Что такое ритм
20
Я люблю животных
Февраль
21
Знакомство с ударными инструментами
Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса.
Учить аккомпанировать себе в пении; играть на одной и на двух близлежащих пластинах металлофона.
22
Путешествие музыкального колокольчика
23
Разнообразный ритм в музыке
24
Развлечение «Прогулка в зимний лес»
Март
25
Маме песенку пою
Учить передавать ритм. Подводить к игре ансамблем.
26
Маме песенку пою
27
Что такое ансамбль
28
Здравствуй. Весна!
Апрель
29
Наш веселый оркестр
Учить играть на двух пластинах металлофона. Закреплять технику игры.
Развивать звуковысотный и ритмический слух.
30
Наш веселый оркестр
31
Яркий мир звуков
32
Знакомство со струнными инструментами
Май
33
Весенний дождь
Учить играть ансамблем.
Закреплять умение правильно держать молоточек, извлекать звуки.
Принимать посильное участие.
34
Весенний лес
35
Музыкальная викторина
36
Развлечение «Прогулка в весенний лес»
Методика обучения детей игре на музыкальных инструментах
Разные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудности приемов игры.
Основными приемами являются:
- дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей детей;
- последовательность выполнения различных музыкальных заданий;
- преемственность в коллективной и индивидуальной работе : на общих занятиях и в самостоятельном музицировании, на праздничных выступлениях и развлечениях;
- выразительное исполнение произведения (на различных инструментах) педагогом, показ приемов, способов звукоизвлечения;
- пояснения педагога;
- показ иллюстраций, слайдов, видео;
- самостоятельное «обследование» инструментов детьми;
Когда обучение проходит в условиях сочетания указанных методов, можно рассчитывать на педагогический успех.
Познакомив детей на общих занятиях, допустим, с внешним видом цитры, с основными приемами игры на ней, разучив в течение нескольких занятий 2-3 попевки, инструмент передают в дальнейшем в группу. Там во время игр дети уже по своей инициативе продолжают знакомиться с инструментом, воспитатель помогает им. Тем временем на общих занятиях идет знакомство с другим инструментом.
Рассмотрим особенности методики обучения с точки зрения следующих задач: освоения технических приемов игры; последовательности заданий для освоения игры на отдельных инструментах; разучивания некоторых произведений.
Технические приемы
Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку.
Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке.
Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения:
- при игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной;
- при игре на цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн;
- кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен;
- тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям;
- при игре на треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим и если он продолжается долго, следует прижать треугольник рукой - звук сразу прекратится;
- бубен издает различные по характеру звуки в зависимости от того, ударяют по его перепонке пальцами, мягкой частью ладони или одним большим пальцем. Если к тому же менять место удара – ближе к деревянной раме (где сильнее резонанс, к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.
Последовательность заданий
В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия.
В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы – голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре. Металлофон хорошо передает звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще – дождь усиливается. Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет. На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками).
Смысл подобных приемов – в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента.
На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры».
Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками – пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д.
Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом
прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий.
Желательно обращать внимание детей на то, что в различных игровых и жизненных ситуациях можно воспользоваться ритмическими приговорками и музыкально-речевыми интонациями.
Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности: сначала осваивается игра на одном инструменте, потом на другом и т. д. При этом увеличивается объем навыков исполнения: сначала ритмических рисунков; затем мелодий, построенных на узких интервалах; позже мелодий, включающих значительные отрезки звукоряда и более широкие интервалы.
Разучивая мелодию несложных пьес, песен, попевок дети должны справиться с двумя трудностями: воспроизвести ритмический рисунок и мелодическую линию. Сначала, когда идет освоение приемов правильного звукоизвлечения, педагог предлагает детям более легкое задание – воспроизведение ритма, разучивание приемов правильного звукоизвлечения, начальные пьески «Музыкального букваря». Их художественное преимущество в том, что ритмические прибаутки даны с фортепианным сопровождением, а это делает их более выразительными.
Способы размещения участников детского оркестра
При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Духовые инструменты до начала игры дети могут класть на колени. От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
Формы проведения занятий с детским оркестром.
В работе с детским оркестром использую все формы проведения занятий: индивидуальную (на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, групповую (при игре на однородных музыкальных инструментах) и коллективную (при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра). Коллективная форма – самая сложная, но она даёт положительные результаты, если занятие правильно организованно и звучание чередуется с разъяснениями педагога.
Список литературы
1. Боровик, Т. М. Звуки, ритмы и слова [Текст] / Т. М. Боровик. – Минск, 1991. – 130 с.
2. Зимина, А. Н. Мы играем, сочиняем [Текст] / А. Н. Зимина. – М. : ЮВЕНТА, 2002. – 78 с.
3. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах [Текст] / Н. Г. Кононова. – М. : Просвещение, 1990г. – 198 с.
4. Трубникова, М. И. Играем в оркестре по слуху [Текст] / М. И. Трубникова. – М., 2000г. – 65 с.
5. Тютюнникова, Т. Н. Уроки музыки. Система Карла Орфа [Текст] / Т. Н. Тютюнникова. – М. : АСТ, 2000г. – 250 с.
6. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н. А. Ветлугина. – М., 1981. - 340 с.
7. Ветлугина, Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5-7 лет [Текст] / Н. А. Ветлугина // Художественное творчество в детском саду. – М., 1974. – 120 с.
8. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Текст] / И. Л. Дзержинская. – М., 1985. – 290 с.
9. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – М., 1982. – 170 с.
Приложение 1
Музыкально-дидактические игры
«Лесная школа»
Цель: развития тембрового слуха
“Дети, сейчас мы с вами будем играть в школу, но в школу необычную – лесную. Те, кто сидит в третьем ряду, будут медвежатами, кто сидит во втором ряду, будут лисятами, а те дети, что сидят в первом ряду, будут зайчатами. (Детям раздаются шапочки- эмблемы с изображением соответствующих животных). Ну, зверушки лесные, будем учиться различать звучание разных инструментов. Послушайте! Это звучит металлофон. А это стучат кастаньеты. Ну а этот мелодичный звук у колокольчика. Когда я буду стучать в кастаньеты, затопают ногами “медвежата”. Когда зазвучит металлофон, захлопают в ладоши-лапки “лисята”, а когда колокольчик – “зайчата” будут показывать, как в него играют, - кистями рук покачивать”.
«Бубен»
Цель: развитие музыкальной памяти.
Музыка «Бубен» Г. Фрида.
Музыкальный руководитель показывает бубен, дети слушают, как он звучит при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. После этого воспитатель берет бубен, подняв его, на первую часть музыки вместе с детьми бежит по комнате, на вторую часть останавливается и стучит по бубну, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения дети выполняют упражнение по одному. Ребята получают задание – сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударить по бубну ладошкой.
«Нам игрушки принесли»
Цель: закрепление знаний о музыкальных игрушках.
В качестве игрового материала используются колокольчик, дудочка, музыкальный молоточек, коробка, мягкая игрушка (кошка). Воспитатель берет перевязанную лентой коробку, оттуда достает кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Говорит, что в коробке лежат музыкальные игрушки, которые кошка даст ребятам, если они узнают их по звучанию.
За ширмой музыкальный руководитель играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка передает игрушку ребенку и он звенит колокольчиком, играет на дудке, постукивает молоточком. Потом кошка передает игрушку другому ребенку. Желательно приготовить по несколько одинаковых игрушек, чтобы одна и та же не передавалась.
«Уточки»
Цель: развитие чувства ритма.
Наши уточки с утра:
кря-кря-кря (поют дети)
кря-кря-кря (звуки инструмента)
Наши гуси у пруда:
га-га-га (поют дети)
га-га-га (звуки инструмента)
Наши курочки в окно:
ко-ко-ко (поют дети)
ко-ко-ко (звуки инструмента)
«Какая птичка поет?»
Цель: развитие звуковысотного слуха. Большая и маленькая игрушечные птички находятся на столе. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне «до» первой октавы) и как маленькая («до» второй октавы). После этого педагог за ширмой поочередно берет «до» первой и «до» второй октавы, предлагает ребятам угадать, какая птичка поет. При повторе привлекаем детей к игре на металлофоне. Учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.
«К нам гости пришли»
Цель: развитие ритма.
Используются игрушки бибабо (зайчик, медведь, лошадка, птичка, металлофон, бубен, музыкальный молоточек, колокольчик. Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришли игрушки. Он обыгрывает приход игрушек: под медленные удары в бубен переступает с ноги на ногу медведь, под быстрые удары молоточком по металлофону прыгает зайчик, под четкие ритмические удары музыкального молоточка скачет лошадка, под звон колокольчика летит птичка. Педагог показывает игрушку, а ребенок озвучивает персонаж.
«Прогулка»
Цель: развитие чувства ритма.
В качестве игрового материала используются музыкальные молоточки по числу играющих. Дети рассаживаются полукругом. Музыкальный руководитель предлагает отправиться (мысленно) на прогулку с молоточками. По ходу рассказа педагог ударяет молоточком, дети повторяют ритмический рисунок. Спуск по лестнице – удары по ладони; бег – частые удары; медленные удары мячом о землю – медленные удары молоточком; прыжки через скакалку – удары молоточком ускоряются; редкие капли дождя – редкие удары молоточком; сильный ливень – частые удары молоточком; дети бегут под крышу – быстрые, ритмичные удары молоточком. В дальнейшем дети могут сами придумывать рассказ с использованием молоточка.
«Колпачки»
Цель: закрепление знаний, полученных на музыкальных занятиях.
В качестве игрового материала потребуются три красочных бумажных колпачка, металлофон, барабан, бубен, колокольчик. Ребята садятся полукругом. На столе перед ними под колпаками лежат музыкальные инструменты. По очереди вызываем к столу детей и просим отгадать, на чем они будут играть. Для проверки ответа можно заглянуть под колпачок.
«Наш оркестр»
Цель: пробуждение самостоятельной деятельности ребят.
Для игры используются детские музыкальные игрушки и инструменты (треугольники, бубны, колокольчики, большая коробка. Сообщаем ребятам, что им пришла посылка, показываем ее, достаем музыкальные инструменты, раздаем каждому. Все дети по очереди играют на них.
«Буратино»
Цель: закрепление программного материала.
Для игры используется коробочка, на которой нарисован Буратино, а в ней находятся карточки с красочными иллюстрациями к программным песням и пьесам (паровоз, машина, елочка, флажок, санки, кукла и др., знакомым детям. Объясняем детям, что в гости к ним приехал Буратино и привез с собой песни, дети должны отгадать какие.
Музыкальный руководитель проигрывает произведение, ребята отгадывают и достают из коробки нужную картинку. Затем выбранный ребенок прохлопывает ритмический рисунок песни.
«Птицы и птенчики»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Для игры нужна лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика). Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
«Курица и цыплята»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
для игры необходим домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята). Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Приложение 2
Консультации для родителей
«Как сделать музыкальный инструмент своими руками»
Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют ребенка по-новому услышать мир звуков. Звуков вокруг нас много, и они такие разные! Играя на самодельных музыкальных инструментах, дети понимают: все, что окружает нас, звучит, и каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться услышать эту музыку. Таков первый шаг к элементарному музицированию.
Использование самодельных шумовых инструментов при музицировании позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Варьируя способы игры, ребенок исследует звук и создает различные музыкальные образы. Это стихия подлинного творчества в «элементарной музыке».
Шумовые инструменты несложно изготовить. И это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.
Погремушка
Для изготовления погремушки используются пластмассовые бутылочки из-под йогуртов. Для одной погремушки потребуется четыре - шесть бутылочек. Надо проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь нее прочную нитку. За один конец нити бутылочка подвешивается на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепляются пуговицы (деревянные или металлические, косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями) и т. д.
Играют погремушкой, поочередно встряхивая то один, то другой конец палочки.
Стукалка
Стукалка изготовлена из двух деревянных брусков, соединенных оконной петлей. С внешних сторон к брускам прикручены деревянные ручки от тумбочки, чтобы инструмент было удобнее держать. Звук производится при ударе брусков друг о друга. Динамика звука зависит от силы удара.
Мини-маракасы
Для изготовления инструмента используют пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза», металлические крышки, карандаш, шурупы. Наполнителем служит крупная крупа. Четыре бутылочные металлические крышки предварительно пробиваются гвоздем. (Края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего.) Затем крышки попарно приставляются друг к другу и надеваются на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом делаются отверстия, в них вкручивают шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом делается отверстие побольше, в которое вставляется карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во время игры. Две половинки яйца соединяют, предварительно наполнив крупой. Звук извлекается при встряхивании игрушки.
Шумелки
Для изготовления шумелок используются круглые коробочки из-под плавленого сыра, пластмассовые яйца от «киндер-сюрприза», веревочки и наполнитель (крупная крупа). В заранее приготовленное отверстие снизу коробочки закрепляем деревянную палочку – ручку. В боковые отверстия, через всю коробочку продевается ленточка или веревочка. На концах веревочки закрепляем «киндеры», предварительно наполненные крупой. Звук производится от «киндеров», наполненных крупой, а также при ударе «киндеров» о главную коробочку.
Приемы игры на детских музыкальных инструментах
Немаловажным фактором успешного музицирования на музыкальных инструментах является знание приемов игры. Познакомьтесь с ними сами и поясните их маленькому музыканту.
• Барабан: поставьте на столик или подставку, палочки возьмите в обе руки (зажмите между вторым и первым пальцами, затем ударьте ими по мембране.
• Треугольник: возьмите в левую руку за ремешок, поднимите на уровень груди; палочку возьмите в правую руку; удары производятся или по основанию инструмента, или по боковым сторонам снаружи. Возможны быстрые удары изнутри по боковым сторонам инструмента (эффект тремоло).
• Колокольчик: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и покачивайте из стороны в сторону.
• Бубен: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхивайте или возьмите в левую руку, поднимите вертикально (боком к играющему) и правой рукой ударяйте по мембране.
• Маракас, румба, погремушка: возьмите в правую руку, поднимите на уровень груди и встряхните или возьмите в правую руку и ударяйте музыкальным инструментом по ладони левой руки.
• Тарелки: возьмите за держатели правой и левой руками и ударяйте тарелки скользящими встречными ударами друг о друга.
• Металлофон или ксилофон: поставьте перед собой на столик или подставку, палочку возьмите в правую руку (как ложку, разверните параллельно корпусу инструмента. Игра производится двумя способами: отдельными ударами или скользящим движением вдоль пластинок (глиссандо).
Шумовой оркестр
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют довольно быстро, без особой индивидуальной работы, приобщить детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Однако успешными занятия в шумовом оркестре будут лишь при непременном условии – регулярном и постоянном развитии в детях чувства метроритма. Если это условие выполняется, тогда дети будут способны быстро воспринимать, запоминать и воспроизводить ритмический рисунок.
Цель шумового оркестра – с помощью ритмического аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Дети привлекаются к подбору тембров для аранжировок. Музыка исполняется как на фортепиано, так и в записи (народный оркестр или симфонический, дети исполняют ритмический аккомпанемент, тембром и характером звучания своих инструментов подчеркивая динамику, фразировку, характер музыки, ее ритмичность. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребенку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивают мелодический, ритмический и тембровый слух, музыкальную память, познавательную, волевую сферы ребенка, такие личностные качества, как общительность, подражательность, самостоятельность, дисциплинированность, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики.
Детские музыкальные инструменты
Детские музыкальные игрушки и музыкальные инструменты – великолепные спутники в жизни ребенка, его музыкальном развитии. Даже погремушка может быть своего рода музыкальным инструментом. Она придает ритмичность любой подвижной мелодии, если в погремушке присутствуют бубенцы, это превосходно. Бубны, колокольчики, детские барабаны, различные детские свистульки и дудочки. Все это детские музыкальные инструменты.
Для детей постарше есть инструменты такие как, например: металлофон, ксилофон (подобный металлофону, только деревянный, детское пианино.
Названные инструменты могут и должны украсить быт детей, при этом они являются игрушками.
Ребенок с удовольствием стучит палочкой по металлическим пластинам. Придумывая разнообразные мелодии, так же к ним прилагаются маленькие брошюрки с простыми мелодиями. А на каждой пластинке обозначена нота. Также детское пианино, оно бывает различным: и механическим и электронным, все зависит от потребностей ребенка и ваших.
Если ребенок играет на металлофоне, следует показать ему, как нужно держать палочку. Чтобы звучание было более звонким и протяжным: слабо, свободно, не зажимая ее рукой.
Если это дудочка, покажите, как правильно дуть, как держать дудочку, в зависимости от ее вида. Если это обычная дудочка, ребенок держит ее у основания большим и указательным пальцами обеих рук, а остальными он прижимает дырочки поочередно; если это детская флейта, у нее отверстие сбоку, как у настоящей флейты.
Знакомьте детей и с другими музыкальными инструментами, если есть игрушечные гитары, гармошки, это только плюс в музыкальном развитии ребенка.
Музыкальные инструменты для детей
Даже если вы не ставите перед собой задачу воспитать второго Моцарта, согласитесь, что в каждом ребенке совсем неплохо развивать музыкальные способности. Уже давно установлено, что дети, занимающиеся музыкой, нередко опережают своих сверстников в интеллектуальном, социальном и психомоторном развитии. Такие дети лучше воспринимают информацию и концентрируют внимание.
Дети с большим желанием занимаются музыкой. Особенно их привлекает возможность самовыражения – возможность самостоятельно извлекать различные звуки. Совместные занятия музыкой являются прекрасной формой общения. Даже если вы никогда не занимались музыкой, вы легко можете создать свой семейный ансамбль, используя простой набор перкуссии (шейкеры, бубны и т. п.).
Как известно, у двух полушарий нашего мозга разные функции. Левое полушарие «отвечает» за логическую деятельность, правое – за интуитивную и эстетическую деятельность.
Правым полушарием человек воспринимает цвет, музыку, образы, а левым – математику, языки, логику. Впечатления и мимолетные образы, которое «уловило» правое полушарие, в левом анализируются, выстраиваются в четком порядке и позволяют прогнозировать те или иные события. «Но причем здесь ритм?» – спросите вы. А притом, что ритм помогает объединить работу двух полушарий. Он упорядочивает не только слуховые или зрительные впечатления, но и развивает координацию движений, помогает малышу почувствовать свое тело. На пианино можно играть простые песенки в достаточно медленном темпе, взяв пальчик малыша в свои руки. Таким образом, ребенок привыкает правильно держать кисть, чувствует клавиши. Позвольте крохе музицировать самостоятельно. Поверьте, пианино от этого не расстроится. Пусть он сыграет бурю, дождь или пение птиц. Или еще что-то, о чем трудно сказать словами, но легко выразить звуком. Кстати, кто сказал, что играть нужно непременно на пианино? Мы, например, очень любим металлофон. "Волшебный звон металлических пластинок завораживает, а извлечение звука не требует такого физического напряжения, как при игре на маракасах или пианино. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне ритмический рисунок или мелодию любимой песенки. Попутно ребенок знакомится с названиями нот, запоминает их графическое изображение». Занятия на музыкальных инструментах принесут исключительно положительные эмоции вашему малышу, и музыка войдет в вашу жизнь с радостью. Но даже если ваш ребенок не станет профессиональным танцором или музыкантом (хотя как знать, развитое чувство ритма поможет ему хорошо двигаться под музыку, координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит и артикуляция, плавность и четкость речи.