Светлана Тимина
Методическая разработка «Лес — друг человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
по теме: «ЛЕС – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА»
Составила
воспитатель Тимина С. А.
ЦРР Д/С №24
Приморского района
Санкт-Петербург
2014 г.
Все нарастающие в мире экологические проблемы побуждают нас к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления. Разумное отношение к природе, окружающей среде должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Самые маленькие жители Земли – дети. Они познают мир с открытым сердцем и душой. То, как мы научим их быть рачительными хозяевами, научим их любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас – воспитателей и родителей.
Публикация «Методическая разработка „Лес — друг человека“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
ЦЕЛЬ: Познакомить детей с жизнью леса и его обитателями. Закрепить знания о деревьях, кустарниках, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность и заботливое отношение к природе.
ЗАДАЧИ: 1. Способствовать обобщению представлений детей о растениях: растения – это деревья, кусты, травы. У них есть корень, стебель, листья, цветы;
2. Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить суждения, используя модели;
3. Научить детей применять знания о состоянии растений при недостатке влаги (земля сухая, листья мягкие, вялые) и уметь помогать им – поливать и ухаживать за растениями;
4. Развивать умение устанавливать связь между временами года и состоянием растений (зимой жизнь растений замирает, весной – возрождается);
5. Воспитать сочувствие, сопереживание, бережное отношение к природе.
В настоящее время заметно возросла роль семьи в приобщении ребенка к природе. Во многих семьях сложились традиции посещать в выходные дни парки или лес, проводить каждое лето в путешествии. Это помогает ребенку увидеть и узнать окружающий мир, расширяет круг знакомств. Родители вместе с детьми фотографируют самые запоминаемые события на отдыхе, рисуют, оформляют альбомы. Родители читают детям художественную литературу, беседуют с детьми о природе, обсуждают экологические проблемы, тем самым воспитывая у ребенка интерес к окружающему миру, прививают любовь и сопереживание к окружающей природе.
Эффективными формами экологического образования являются «уроки доброты», «уроки мышления», «экологические тропы», «экологические путешествия».
«Уроки доброты» способствуют развитию интереса детей к природе, воспитанию чуткости, чувства сопереживания. Тематика уроков разнообразная: «Кто может считаться заботливым?», «Как заботиться о комнатных растениях?». «Что такое красота?», «Как ты проявляешь любовь к животным?» и т. д.
«Уроки мышления» обеспечивают усвоение детьми зависимостей между явлениями живой и неживой природы. Познавательная деятельность детей на «уроках мышления» сочетается с эмоциональным восприятием природы, с включением
художественных произведений, что способствует формированию «чувства» природы.
«Экологические путешествия» позволяют формировать представление об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений в процессе обследования лесов, парков и т. д.
«Экологические тропы» позволяют оставлять окружающую природу в неприкосновенности и любоваться ее нетронутыми красотами.
В работе с детьми целесообразно использовать следующие упражнения:
«Самый внимательный» - на развитие внимания и наблюдательности. В упражнении используются тактильные дощечки, на которые наклеены природные материалы (кора дерева, еловые иголки, песок и т. д.).
«Исследователи природы». Цель этого упражнения – привлечь внимание детей к звукам, запахам и осязательным ощущениям. Дети получают огромное удовольствие с закрытыми глазами определять что перед ними находится, определить запах, услышать звук. Экспериментирование позволяет ребенку расширить представление об окружающем мире при соблюдении основного правила – «не навреди!».
В работе используются приемы проигрывания ситуаций (дерево заболело, цветок вянет, инсценировки фрагментов экологических сказок («Маленькие путешественницы», «Рябина»). Также проводятся экологические тренинги по содержанию изучаемой сказки («Я – дерево, мои руки – ветки», экологические викторины, отгадывание загадок, изготавливаются и иллюстрируются книжки- малютки.
Использование тризовских приемов при
ознакомлении детей с природой.
1. Игра «Хорошо – плохо»
Цель: Учить детей логически мыслить разрешать противоречия, вести поиск правильного решения проблемы.
Рассматривание растений: елка, береза и т. д.
2. Игра «Дорисуй предмет»
Цель: Учить видеть предмет по его части, развивать способность фантазировать.
3. Игра «На что похоже?»
Цель: Способствовать развитию у детей творчества
Дети рисуют, на что похожи эти предметы
Литература:
1. Кондратьева Н. Н., Шиленок Т. А.
«Мы» - программа экологического образования СПб: Детство-пресс 2000 г.
2. Воронкевич О. А.
«Добро пожаловать в экологию»
СПб: Детство-пресс 2001 г.
3. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е.
«Здравствуй мир» - методические рекомендации
М: Прометей 2002 г.
4. Шорыгина Т. А.
«Зеленые сказки: экология для детей» - развивающие сказки для детей
М: Прометей 2002 г.
5. Жуковская Р. И., Пеньевская Л. А.
«Хрестоматия для детей» - пособие для воспитателей
М: Просвещение 1982 г.