Людмила Михайлова
Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей».
Дети подвижны, эмоциональны, восприимчивы, и поэтому большая часть информации легче усваивается ими через движения. Огромную роль играет тот факт, что из всей услышанной информации человек запоминает лишь 20%; из того, что было воспринято зрительно, запоминается 40% и более 80% информации остаётся в памяти после того, как она была закреплена соответствующими практическими и двигательными действиями. Поэтому для закрепления полученных знаний, умений и навыков целесообразно применять разные виды музыкального движения. В условиях занятия движение носит развивающий характер и ориентировано на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Ритмические движения помогают детям освоить средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи, - ритм, динамику, темп, высоту. Это даёт педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность как средство развития речи детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Используя методы логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность; в ходе музыкально-дидактических игр отрабатывать артикуляционные, мимические и голосовые упражнения.
Логоритмические занятия имеют разнообразные цели - расширение словаря детей, отработка грамматических тем, автоматизация звуков, развитие фонематического восприятия, с той лишь разницей, что весь речевой материал подкрепляется ритмическими движениями или музыкально-двигательными упражнениями. Таким образом логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Музыкальная деятельность на логоритмических занятиях тесно связана с игрой. Дети поют песни, водят хороводы, исполняют пляски. Применяются также и статические игры, где движения ограничены по количеству, а главным действующим элементом является эмоциональный фактор (игры «Сладкое варенье и лимон», «Солнышко и туча», «Кислая и сладкая ягоды» и т. д.). Находят применение малоподвижные и полуподвижные игры, где есть элементы статики и движения. В этих играх физическая и нервная нагрузки умеренные, они содержат больше эмоциональности (игры «Что сделать, чтобы вырос красивый цветок», «Море волнуется», этюд «Живот болит»). Проводимые с детьми подвижные игры («У медведя во бору», «Веснянка», «Звездочёт» и другие) характеризуются большой эмоциональностью. В них включается бег, прыжки, ходьба, которые требуют быстроты реакции, силы, ловкости. Применяются также сюжетные подвижные игры, которые отражают в условной форме жизненный или сказочный образ («Вот идёт лиса», «Лиса и утка», «Хитрый кот»). Кроме того, используются несюжетные подвижные игры, которые содержат двигательные задания с элементами соревнования («Кто самый меткий», «Кто быстрее построит гнездо»). Игры-драматизации стихотворного и прозаического текстов на разные темы и сюжеты проводятся с музыкой и без неё. Содержание игры и образов дети передают движениями, мимикой, пантомимикой, выразительной речью («Гриб-грибочек», «Сидела кошка на окошке»). Для развития орального праксиса необходимо добиться динамичности, экономичности, скорости выполнения движений туловища, рук, ног, головы, развить моторную, сенсомоторную координации, доведя выполнение движений до автоматизма. Этому способствуют упражнения «Кулачки», «Уточка», «Парикмахерская». Широко используются специальные упражнения для мышц лица, губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. С их помощью дети учатся мимикой показывать весёлого, грустного человека, человека, пробующего кислый лимон и сладкое варенье. В упражнения по звукоподражанию включаются восклицания Ох, Ух, Ах! Все артикуляционные упражнения выполняются детьми под счёт, итмичную музыку, метроном, речевое сопровождение. Примерами таких упражнений служат: «Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Чищу зубы», «Качели» и т. д. Для автоматизации звуков в слогах и словах применяются специальные упражнения и игры со стихами. Стихи помогают детям легче преодолеть трудности произношения. Используются считалки, в которых каждый ритмический акцент сопровождается движением руки. Например:
Молоток стучал, стучал,
Гвозди в доску загонял.
Колотил он с толком -
Получилась полка.
Детям с речевой патологией трудно в нужных темпе и ритме произнести сочетание звуков и слогов, совместить чтение вслух считалки и поочерёдное указание на стоящих в кругу детей. Для тренировки детям предлагается повторить текст, сохранив его слоговую и ритмическую структуру.
Например:
На сосне сидит сова,
Под сосной стоит лиса.
На сосне сова осталась,
Под сосной лисы не стало.
Вот со звуком «С» считалка:
Сани, сад, сова, скакалка.
После заучивания считалки дети уже сами отмечают ударный слог движением руки и голосом.
Затем стихотворение используется в качестве считалки. Один ребёнок указывает на стоящих в кругу детей одновременно с произнесением слов, например:
Начинается считалка:
На берёзу сели галка,
Две сороки, воробей,
Три вороны, соловей.
Для обучения детей делению слов на слоги используются игры, например приведённые в книге И. С. Лопухиной. Целесообразно проводить эти упражнения и игры с мячом. Например, в игре «Договори слово» педагог произносит первый слог и передаёт мяч ребёнку, ребёнок произносит второй слог, затем слово полностью. Например: ро-са, ро-за, ро-ща и т. д. В занятия часто включаются народные потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Напевность, краткость и глубина мысли, мелодичность, чётко выраженный ритм фольклорных произведений воспитывают у детей эстетическое чувство, будят воображение. Всё это произносится в сочетании с разнообразными движениями, музыкой и пением. Их подбор должен осуществляться с учётом состояния уровня развития речи и степени сформированности произносительных навыков у детей. С помощью пальчиковых игр эффективно закрепляется произношение поставленных звуков, отрабатывается дикция, развиваются общие речевые навыки, координация тонких движений пальцев рук.
Основной принцип музыкально-игровой деятельности для развития речи - это тесная связь движения с музыкой и включение тщательно подобранного речевого материала. Если музыка с её огромным эмоциональным влиянием, богатыми средствами выразительности даёт возможность разнообразить движения и характер упражнений, то при помощи слова можно создать целый ряд упражнений, выполняемых не в музыкальном ритме, а в стихотворной форме и позволяющих сохранять принцип ритмичности в движениях.
В ходе работы широко используются графики движений, записи музыкальных произведений, песен, инвентарь, предметные и сюжетные картинки, дидактические пособия, строительный материал, спортивный инвентарь.
Важно, чтобы в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребёнка и коррекция речевых нарушений осуществлялись ненавязчиво, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение эмоционального и мышечного напряжения. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения помогает воспитанию правильной речи, активизирует деятельность детей в общении, в игре, в двигательной импровизациях.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизаций. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.