Лучший педагог года

Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду»

Борзыкина Наталья
Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду»

Особенности работы по краеведению в детском саду

Мне хочется рассказать детям о своем любимом городе, где я родилась и выросла, где живут все мои родные люди. Мой город – Новозыбков.

Он находится в получасе езды до границы трех государств: России, Беларуси и Украины - это город на юго-западе Брянской области.

Основан он как слобода Зыбкая в 1701 году.

Публикация «Методическая разработка „Особенности работы по краеведению в детском саду“» размещена в разделах

С 1781 по 1808 годы слобода была частью Новоместского уезда, входившего в эти годы в состав Новгород-Северского наместничества Малороссийской и Черниговской губерний. В 1808 году вместо Новоместского уезда был создан Новозыбковский уезд. В 1809 году слобода Зыбкая стала уездным городом Новозыбковом.

Преобразование слободы в город положительно сказалось на развитии поселения. Город превратился в крупный центр ремесла и торговли, возникли спичечные фабрики. Были открыты аптека, больница, банк, учебные заведения; женская гимназия, сельскохозяйственное техническое училище.

Сразу же после Великой Отечественной войны началось восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В настоящее время в городе имеются высшие учебные заведения, средние учебные заведения, дома культуры, библиотеки, краеведческий музей, детская музыкальная и художественная школы, спортивные школы, кинотеатр «Октябрь», Парк культуры и отдыха им. А. В. Луначарского, народный театр.

Вот такая богатая история становления и развития города, и я хочу, чтобы дети, начиная с дошкольного возраста, знали историю нашего города, нашего родного Брянского края.

И красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания программы "От рождения до школы»" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине.

Любовь и интерес к родному городу, уважение к людям, живущим в родном городе, который является гордостью Брянской области, мы прививаем своим воспитанникам и маленьким гражданам Новозыбкова через интересные занятия по краеведению, досуги, экскурсии, целевые прогулки, беседы, фольклорные праздники. Такие формы работы с детьми способствуют формированию у детей представлений о городе, особенностях его основания, истории, развитию интереса к культурному наследию Брянской области.

Безусловно, на этапе дошкольного детства невозможна полноценная краеведческая подготовка ребенка, но целесообразно знакомство с самыми общими, доступными к возрасту дошкольника сведениями о родном городе. Такие сведения ребенок получает изначально в семье, через просмотр книг, альбомов, прогулок с родителями, а педагоги детского сада стараются разнообразить работу по краеведению, делая ее систематичной и последовательной.

Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Тем самым изначальные представления и о природе, и об обществе, и об их развитии и взаимосвязи возникают из собственно краеведческих представлений.

Город, как живой организм, для дошкольника начинается с «совсем малой родины» : дома, в котором он родился и растет, детского сада, который он посещает, магазинов и кафе, в которые он ходит вместе с мамой и папой, с домом, где живут его друзья. От того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции.

Решать эти задачи необходимо в детском саду, организуя целенаправленную и продуманную работу. Существует много методов и приемов работы, которые позволяют решать поставленные задачи: это и разные виды занятий, и игры, и чтение литературы, и экскурсии, и совместная деятельность детей и взрослых. Но следует признать, что все они требуют обновления содержания педагогического процесса с учетом особенностей развития современных детей.

Девизом работы с детьми по краеведению для нас являются слова из стихотворения поэта К. Симонова “Родина” :

“ Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

Работая в этом направлении уже несколько лет, мы накопили интересный опыт реализации задач патриотического воспитания, в том числе и на материале регионального значения.

Работу по данной теме мы строим по следующим блокам:

1. История города Новозыбкова.

2. Природа моей «маленькой Родины».

3. Достопримечательности родного города.

4. Народные промыслы Брянской области.

Работа по краеведению предполагает поэтапную организацию различных форм деятельности педагогов:

• Отбор материала для ознакомления дошкольников с наиболее близким для них окружением, систематизация отобранного материала и перспективное планирование;

• Определение последовательности работы по ознакомлению с местным материалом;

• Подготовка наглядных пособий для проведения занятий, игр, совместной деятельности;

• Изучение теоретических вопросов по ознакомлению с особенностями творчества художников, мастеров народно – прикладного искусства, исторического прошлого;

• Оптимальный выбор путей применения полученных знаний, умений и навыков в разных видах и формах детской деятельности.

Первым этапом работы было знакомство детей с детским садом. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в детском саду, «Кому что нужно для работы, дидактические игры: «Кто что делает?». Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены разнообразные фотографии.

Работа на втором этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, с флорой и фауной родного города.

С традициями и обычаями русского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Кузминки», «Масленица», «Колядки». Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию города и Брянской области.

Со старшими дошкольниками педагоги проводили организованную образовательную деятельность с детьми познавательного цикла, целевые экскурсии к памятным местам, экологические прогулки на озеро, в парк, мини-зоопарк, выставки детских рисунков, на которых представлены достопримечательности, любимые места отдыха горожан, природа Новозыбкова. Дети с удовольствием участвовали в подобных выставках, проявляя при этом творчество и фантазию.

Уже с первого этапа работы по краеведению у нас сложились тесные взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования: краеведческим музеем, детской художественной и музыкальной школами. Целенаправленная работа по патриотическому воспитанию не прошла даром и дала положительный результат.

У многих воспитателей в процессе работы появился неподдельный, творческий интерес к краеведению. Они смогли увлечь за собой не только детей, но и коллег, родителей. Из фотографий, иллюстраций, открыток, газетных материалов были оформлены уголки краеведения в группах, а затем собран красочный фотоальбом «Наш город Новозыбков».

Работу в этом направлении мы продолжили благоустройством территории детского сада. Сюда дети и родители приходят каждый день, любуясь его красотой. И, действительно, это так: наш детский сад такой красивый, чистый и уютный, словно сказочный, воодушевляет всех на добрые, интересные и творческие дела.

В конце прошлого учебного года у нас в детском саду прошел конкурс «На лучшее оформление участка», целью которого было создание комфортных условий пребывания на игровых площадках, объединения усилий коллектива и родителей по благоустройству. Каждый участок преобразился по-своему: расцвели красивые цветы, поселились сказочные персонажи, появились мини-клумбы и мини-водоёмы, а на клумбах, среди бархатцев и гортензий выросли пальмы. Участки стали яркими, привлекательными и показали, как из бросового материала можно сделать сказку. Эта работа увлекла и родителей, и педагогов и показала, как из бросового материала можно своими руками сотворить красоту.

Знакомство дошкольников с родным городом, родной страной, воспитание чувства патриотизма – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убеждённости и вдохновения. Положительного результата можно достичь только систематической работой, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Наши дети вырастут и, может быть, уедут в другие города учиться, работать, но мы уверены, что они всегда будут вспоминать Новозыбков и свой детский сад. Он останется навсегда в сердцах наших детей, как самый лучший и любимый город!

Борзыкина Наталья Михайловна

Методист МБДОУ «Детский сад № 21 общеразвивающего вида г. Новозыбкова»

Публикации по теме:

Методическая разработка конспекта родительского собрания «Возрастные особенности детей 6–7 лет» Возрастные особенности детей 6-7 лет. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки.

Методическая разработка «Музыкально-ритмические движения в детском саду» Музыкально-ритмические движения в детском саду «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное.

Методическая разработка на тему «Методика проведения занятий в детском хореографическом коллективе» Воспитание и развитие одаренных, талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества. В связи с этим.

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родителями Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родителями. Подготовила: воспитатель I квалификационной категории.

Методическая разработка по организации духовно-просветительской работы с родительской общественностью Берегите семью: в семье – опора народа и государства… Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний.

Методическая разработка «Прогулка по Летнему саду» .

Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду»Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду» Методическая разработка сценария «Крещенский праздник в детском саду.» Корень О. Г. Зима – время волшебства. Оглянитесь вокруг: деревья.

Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду»Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Методическая разработка «Воспитательно-образовательные возможности «Огорода на окне» в детском саду» Каждый год весной в конце марта в.

Методическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаМетодическая разработка праздника «Зимняя спартакиада в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции несколько различны, но для всестороннего.

Особенности работы воспитателя в организации процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Особенности работы по краеведению в детском саду»
Опубликовано: 27 февраля 2018 в 18:30
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД