МААМ-картинки

Консультация «Народные профессии. Орудия труда»

Татьяна Холбекова
Консультация «Народные профессии. Орудия труда»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 52»

Т. Н. Холбекова

Народные профессии. Орудия труда.

Методическая разработка

Полысаевский городской округ

Составитель: Холбекова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ № 52.

В данной методической разработке представлен материал, способствующий формированию представлений детей о труде людей прошлого века.

Представляет интерес для воспитателей дошкольных образовательных организаций, родителей воспитанников.

Публикация «Консультация „Народные профессии, Орудия труда“» размещена в разделах

Методическая разработка, направлена на представление детей старшего дошкольного возраста о жизни и труде людей прошлого века. [ Текст]/ сост. Холбекова Т. Н, - Полысаево: МБДОУ № 5

2, 2022.- 41с.

Содержание

Введение …4

Бондарь …6

Гончар …10

Кожемяка …. 14

Кузнец …18

Пахарь ….22

Лесоруб … 25

Мельник …. 29

Столяр …. 32

Ткачиха … 36

Введение

«Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и невозможно предвидеть будущее».

В. Белинский

Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Историю своей семьи, своей малой Родины, страны человек постигает на протяжении всей жизни. Первые шаги в этом направлении ребенок делает еще в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с историей, культурой, бытом.

Современные дети думают, что и раньше люди жили примерно так же, как живем мы сейчас, что их окружали те же дома, такие же улицы, автомобили, магазины, кинотеатры, существовали те же профессии, что и сейчас. Им трудно представить, что каких-нибудь сто лет назад еще не было ни самолетов, ни телевизоров, ни космических кораблей.

Большинство профессий волей - неволей исчезают из жизни современного общества, они считаются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избавив от тяжелых нагрузок и увеличив производительность труда. Такие профессии называют устаревшими или забытыми.

Учитывая актуальность данной проблемы, возникла идея: рассказать детям о русских крестьянах и о том, как они трудились на своей земле сто лет назад. Для этого определила цель: познакомить детей с устаревшими и забытыми профессиями Руси. Для реализации цели, мною были поставлены задачи: способствовать формированию представлений детей о труде людей прошлого века; познакомить с предметами, которые изготавливали мастера и материалами, из которых изготавливались изделия; воспитывать чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями и традициями.

В данном пособии дети знакомятся с мастерами и умельцами старой русской деревни, узнают об их ремесле – словом, отправятся в увлекательное путешествие на целый век назад.

БОНДАРЬ

Бондарство было известно у русских с очень давних времен и всегда считалось уважаемым ремеслом. Бондари изготавливали бадьи, кадки, ушаты, бочки, ведра, шайки и лохани.

Это была утварь, совершенно необходимая крестьянину в хозяйстве. Бондарь делал ее из коротких дощечек-клепок, которые плотно пригонялись друг к другу и скреплялись обручами из черемухи или ивы.

Для изготовления клепок мастер выбирал древесину разных пород в зависимости от предназначения вещи. Бочки делались из дубовых клепок для соления и хранения грибов, огурцов, мяса, рыбы, для мочения яблок, клюквы, брусники.

Продукты в таких бочках могли стоять несколько лет и не портиться. Из осиновых клепок мастер делал кадки для квашения капусты, в которой она оставалась белой и хрустящей целый год. Молоко, сливочное масло, мед хранили в липовых кадках - масло в них не горкло, молоко долго не прокисало, а мед сохранял первоначальные свежесть и аромат.

Бондарь хорошо знал, что ведра лучше всего делать из ели - ее древесина была легкой и не пропускала влагу. В таких ведрах удобно носить и хранить воду, поэтому они высоко ценились.

Бондари были в каждой деревне, окруженной лесами. Бондарное дело не требовало наличия специальной мастерской, бондарь мог трудиться в сарае около дома в свободное от сельскохозяйственных работ время: начиная после уборки урожая и заканчивая ко времени пахоты. Мастера выполняли заказы односельчан или отвозили свою продукцию на местные ярмарки.

ГОНЧАР

Гончарство – древняя и уважаемая в народе профессия. Гончары делали детские игрушки и крепкую красивую глиняную посуду, в которой можно было сварить еду в русской печи, сохранить молоко, сметану, масло, засолить огурцы или капусту, подать на стол обед. Ее выделывали на гончарном круге из красной, коричневой, голубой или зеленой глины.

Процесс подготовки глины был долгим и требовал от гончара мастерства и терпения. Глину обычно копали осенью, чтобы зимой она промерзла и стала рассыпчатой, затем очищали от мелкого сора и камешков, мяли босыми ногами, чтобы глиняная масса была однородной, и только после этого мастер приступал к формовке сосуда. На ножном круге мастер вращал правой ногой нижний круг, движение передавалось на верхний, в центре которого лежал шарообразный кусок глины. Обеими руками гончар вытягивал из него нужную форму, стараясь в то же время не дать угаснуть вращательному движению.

После этого изделие сушили и обжигали в горне, температура которого должна быть не меньше 800 – 1200.

Для того, чтобы сосуды имели красивый вид и были водонепроницаемыми, гончар покрывал их глазурью.

Гончару требовалось много знаний и умений, чтобы сделать красивую и прочную вещь. Он должен был хорошо чувствовать качество глины, уметь придать ей нужную форму, правильно расставить посуду в горне, поддерживать в нем ровную температуру. Не полагаясь полностью на свое мастерство, гончар прибегал к различным магическим действиям, которые, как он полагал, могли принести ему удачу в работе. От отца и деда он знал, что подготовку глины к формовке надо начинать до восхода солнца, воду для мятья глины брать утром в субботу, а при формовке сосуда обязательно сказать вслух: «Я делаю его для топления масла или варенья похлебки, каши». Завершив работу, на дне сосуда надо было начертить крест, чтобы черт не залез в горшок.

КОЖЕМЯКА

Кожемякой в старину называли человека, который из шкур домашних и диких животных изготавливал кожу. В русских преданиях и сказках кожемяки описываются как сильные люди, легко разрывающие толстые бычьи шкуры или сдирающие их с разъяренных быков.

В русской сказке Никита Кожемяка вступил в борьбу с огромным свирепым змеем, пожиравшим девушек, спас прекрасную царевну, а змея утопил. В этих древних преданиях и сказках отмечается не только сила кожемяк, но и важность их профессии. Люди, жившие в холодном климате, нуждались в теплой зимней одежде, которую можно было изготовить из кожи и меха животных. Также из кожи шили обувь, кошельки, седла для лошадей и прочее.

ИЗДЕЛИЯ КОЖЕВНИКОВ (жилет, шлем, седло).

Ремесленники работали в специальных мастерских – кожевнях. Они стояли на берегу рек и озер, так как длительный процесс изготовления кожи требовал большого количества чистой воды. Снятые с животных шкуры высушивали, очищали от грязи, удаляли с них остатки жира, мяса, крови, а затем закладывали на 8 – 10 дней в огромные чаны с водой, чтобы размягчить кожу.

После этого очищали внутреннюю поверхность кожи. Для этого шкуру укладывали мехом вниз и специальным тупым ножом снимали остатки жира, пленки, выравнивали ее. Затем шкуру вымачивали в растворе извести, чтобы хорошо снималась шерсть. Высушив шкуру, ее дубили в растворе. С дубовой или ивовой корой. Благодаря этому шкура становилась прочной. После этого ее пропитывали дегтем или жиром, и тогда она становилась мягкой и блестящей.

КУЗНЕЦ

Кузнечное ремесло – это работа по изготовлению предметов из железа и стали, необходимых в хозяйстве и быту. Она выполнялась путем ковки – обработки разогретого металла ударами кузнечного молота. Русские считали это мастерство высшим, стоящим над другими ремеслами, а кузнецов – могущественными людьми, наделенными сверхъестественными знаниями и умениями. Ведь кузнецам удалось покорить огонь – грозную стихию, приносящую людям тепло, жизнь и гибель одновременно.

Кузницы – одна или несколько – были в каждом селе. Они стояли на берегу озера или реки, подальше от деревни, чтобы в случае пожара огонь не перекинулся на крестьянские дома. Сердцем кузницы был горн – небольшая печь, в которой разогревали металл, чтобы он стал мягким и податливым. Горн топили древесным или каменным углем, при этом необходимо было поддерживать постоянную температуру. В зависимости от материала она составляла 800 – 1500 градусов.

Поддерживали температуру с помощью кузнечных мехов, которые непрерывно нагнетали в горн воздух. Мехи качали мальчики – подростки, которые вприглядку усваивали азы кузнечного мастерства.

Раскаленную заготовку кузнец доставал клещами, опускал ее в воду, а затем укладывал на наковальню. Молотобоец ударял по заготовке тяжелой кувалдой, придавая ей нужную форму.

В кузницах выковывали самые разные предметы: металлические части к пахотным орудиям, оковку полозьев саней, ухваты, подковы, лопаты, косы, серпы, гвозди, а также подковывали лошадей.

ПАХАРЬ

Каждая крестьянская семья имела своих пахарей. Обычно это был отец семейства, который хорошо разбирался в особенностях подготовки земли к получению урожая, и его взрослые сыновья. Секреты пахоты – весьма трудного искусства – передавались от деда к внуку и от отца сыну.

Пахали землю для того, чтобы сделать слой почвы, в которой будет расти рожь, пшеница, ячмень и другие культурные растения, рыхлыми, способными получить необходимое количество влаги и питательных веществ. Пахоту нужно было начинать в определенное время – тогда, когда земля становилась готовой к обработке. Пахарь определял его по состоянию природы: запели жаворонки, заквакали лягушки, деревья стали покрываться листвой, загремел первый гром – все это означало, что «земля поспела». Готовность к пахоте проверяли и таким способом: сжимали в руке горсть земли, а потом бросали ее в поле. Если комок рассыпался – пора пахать.

Землю русские крестьяне обрабатывали сохой и плугом, в которые впрягали лошадь. Эта работа была очень тяжелой. Недаром пословицы говорят: «Пашню пашут – руками не машут», «Землю пахать – не в бабки играть».

Особенно трудно было работать сохой – самым древним русским пахотным орудием. Она не могла стоять на земле, так как не имела полоза, и пахарь вынужден был, регулируя ход, поддерживать ее руками. Несмотря на это, русские крестьяне очень ценили свою соху – «матушку – кормилицу», «бабушку – Андреевну», говорили про нее: «У нашей сошки – золотые рожки».

Пахоту вся деревня начинала в один и тот же день. Мужчины из уважения к матери – земле приходили на поле в чистой одежде, сходив накануне в баню. Первую борозду делал «зачинальщик» - работящий, уважаемый, достойный человек, поле которого всегда давало хорошие урожаи. Перед началом работы, он кланялся земным поклоном матери – земле, спрашивая ее благословения на пахоту, затем собравшимся односельчанам, после чего делал «зачин» - три борозды поперек поля. Когда этот ритуал был соблюден, мужчины расходились по своим полям в надежде, что хорошие качества «зачинальщика» помогут им и на их участках. Перед началом пахоты каждый мужчина зарывал в землю горбушку хлеба и пасхальное яйцо – дары земле – кормилице в надежде на ее благосклонность к людям.

ЛЕСОРУБ

В русской деревне валить деревья умел каждый мужчина, потому что должен был обеспечить семью дровами, отремонтировать избу, срубить сарай или баню. Лесорубом же называли человека, который уходил на всю зиму из деревни на лесозаготовки., получая за свою работу деньги. Артелей лесорубов было особенно много в лесных районах Сибири. Они в большом количестве валили лес, сплавляя его по рекам в города на заводы, фабрики или специальные лесные ярмарки.

Работа лесоруба требовала от человека мастерства и физической силы. Главными его инструментами были специальный лесорубный топор и двуручная пила.

Топор делали с длинным топорищем и острым стальным лезвием. Пила была с острыми зубьями. Рубка леса проходила обычно в зимнее время, когда деревья «спали», то есть в них не происходило движение соков, оттого древесина была плотной и крепкой.

Лесоруб должен быть так подрубить дерево, чтобы оно упало в нужную сторону между другими деревьями. С упавшего дерева срубали ветви и снимали кору. Бревна из лесной чащи вывозили на санях – волокушах, в которые запрягали лошадей.

В преданиях, старинных легендах и сказках лес – чужое, таинственное пространство, населенное нечистой, неведомой силой, которая находится в подчинении у хозяина леса – лешего. Он сторожит лес, оберегает диких зверей, повелевает волками. Люди, работающие в лесу, должны попросить у него на это разрешения – положить на пень яйцо, блин или хлеб и сказать: «Кто этому лесу житель, кто настоятель, тот дар возьмите, а меня пустите». Если же человекнеправильно ведет себя в лесу: кричит, ругается, громко смеется, рубит молодые деревья, давит ногами грибы и ягоды, того леший может наказать: закружить так, что незадачливый лесоруб не найдет дорогу к дому, украсть топор или пилу и подвесить к дереву.

МЕЛЬНИК

Без мельника в деревне было не обойтись. Мельник делал очень важное и нужное людям дело: перерабатывал зерно в муку. Эта работа шла на водяных

и ветряных мельницах при помощи жерновов.

Жернова состояли из двух частей: нижней – лежака, неподвижно закрепленного в деревянной раме, и верхней – неподвижного бегунка. Над верхнем жерновом был закреплен ящик в форме перевернутой пирамиды с лотком, через который насыпалось зерно. Рядом с лежаком находился ларь для муки. Зерно попадало через отверстие в верхнем жернове внутрь, перетиралось между жерновами, превращаясь в муку, которая сыпалась в стоящий рядом ларь.

На водяной мельнице, устанавливавшейся на берегу рек, перегороженных плотиной, жернова приводились в движение водой. Она попадала на огромное вертикально поставленное колесо с лопастями – ковшами, приводя его в движение. Ветряные мельницы устанавливались на возвышенных местах. Мельник ставил их длинные крылья – лопасти на ветер, который приводил их в движение.

Мельница, обычно располагаясь вдали от села, среди живописной природы, казалась людям таинственным сооружением, полным чудес, а мельник – «знатцем», обладающий тайным знанием, недоступным людям. В сказках, быличках, древних мифах говорилось, что мельник может управлять ветрами, направляя их на крылья мельницы. Еще люди считали, знается с нечистой силой: водяными, русалками, чертями, которые помогают ему в работ

СТОЛЯР

Столяры – это мастера, которые занимались более тонкой и тщательной обработкой древесины, чем плотники. Столяры делали для крестьян подвесные шкафчики, столы, скамейки с резными спинками и сундуки. Все эти вещи требовалось сделать красивыми, так как они кроме своего основного назначения должны были рассказать о достатке в доме и заботливости хозяев. Столяры, хорошо зная вкусы крестьян, старались выполнить их запросы, создавая красивые и удобные в быту предметы. Особенно привлекательными старались сделать стол и сундуки. Стол стоял в парадной части дома под иконами в святом углу и считался «ладонью Бога». В сундуки складывали все необходимые в хозяйстве вещи и ставили их на видное место в избе.

Для работы столяру нужна была мастерская, в которой поместился бы большой верстак и множество необходимых инструментов. Верстак представлял собой длинный стол с ящиком, разделенным на мелкие ячейки.

На нем были закреплены тиски, между которыми закладывалась заготовка будущего изделия или его деталей. В ячейках ящика и на полках мастерской лежали инструменты, среди которых главными были пила, топор, тесло для выдалбливания и вырубки пазов в дереве, рубанки разных видов для строгания досок, струбцины для зажимания частей изделий, стамески, циркули.

В мастерской обычно работали столяр и несколько подмастерьев разного возраста. Они не только помогали мастеру, но и обучались столярному искусству, перенимая уменья, навыки и знания. Хорошим учеником считался подросток работящий, расторопный, наблюдательный, схватывающий все на лету, с уважением относящийся к своему учителю.

Мальчик, не желающий из-за лени перенять знания, вызывал насмешки односельчан и считался позором семьи. Однако таких подростков было мало. Ребята старались беречь свою честь и быть достойным своих трудолюбивых родных.

ТКАЧИХА

В русской деревне трудно было найти девушку, которая не умела бы ткать. Если же такая находилась, то ее, смеясь, называли «неткахой», а на вечерках распевали «ее честь» насмешливые песенки. Родителям такой девушки трудно было найти ей хорошего жениха, так как ни одна семья никогда бы не взяла бы в дом такую «неумеху».

Изготавливать ткани начинали в светлое время года, в конце февраля, и заканчивали к началу огородных работ. Ткацкий стан – кросна - снимали с чердака, где он хранился в разобранном виде, собирали и ставили возле окна.

Если в семье было несколько взрослых женщин, то устанавливалось два-три стана, чтобы они могли на них работать, не мешая друг другу. Женщины изготавливали льняные, конопляные, шерстяные, хлопчатобумажные ткани, из которых потом шили одежду, полотенца, скатерти, мешки и другие нужные семье вещи.

Они могли ткать как простые ткани, так и довольно сложные. В северных деревнях особенно ценилось умение выткать бранные ткани с красивым красным узором, напоминающим вышивку. Из них шили скатерти для праздничного стола, женские передники и делали вставки на рукава женских рубах.

Ткачество-очень древнее женское ремесло, поэтому с ним связано множество разных предписаний и запретов магического характера. Первый раз в году за ткацкий стан надо было сесть ранним утром в «легкий день», которым был вторник, среда или четверг. Желательно, чтобы на этот день приходилось полнолуние. Накануне надо было сходить в баню и переодеться в чистую одежду. Перед началом работы следовало сказать: «Господи, помоги, в час добрый».

Публикации по теме:

Конспект занятия «В мире профессий» Стенгазета «Охрана труда глазами детей» 12–17 лет с ОВЗ ко Всемирному Дню охраны трудаКонспект занятия «В мире профессий» Стенгазета «Охрана труда глазами детей» 12–17 лет с ОВЗ ко Всемирному Дню охраны труда Цель: познакомить с профессиями, с правилами охраны труда. Задачи: 1. Закрепить и расширить представления о профессиональной деятельности.

Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе»Консультация для педагогов «Организация труда, трудовые поручения в средней группе» Программа детского сада предусматривает в младшем возрасте воспитывать у детей интерес к труду. В средней группе трудовая деятельность.

Консультация для родителей и педагогов «Русские народные колядки — колядуют все»Консультация для родителей и педагогов «Русские народные колядки — колядуют все» Колядки— это обрядовые песни, часть так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части русского фольклора. (На каждый.

Консультация для родителей и воспитателей «Методика организации труда — дежурство» для старшего дошкольного возраста Важной задачей организации дежурства в старшем дошкольном возрасте является – формирование у детей ответственности за порученное дело, стремление.

Консультация для родителей «Русские народные подвижные игры» Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд,.

Консультация для родителей «Виды труда» Радость труда - могучая воспитательная сила. Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства.

Консультация для воспитателей «Народные подвижные игры на прогулке» Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры.

Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа)Консультация «Казачьи народные игры» (старшая группа) Казаки - это степной народ, народ, всегда высоко ставивший самостоятельность человека, народ - "наездник". В этом проявлялся их образ жизни,.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Консультация «Возродим народные игры» Сегодня мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя открываем и переоцениваем. Сейчас большинство людей молодого поколения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Народные профессии. Орудия труда»
Опубликовано: 15 января 2023 в 17:57
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД