Лучший педагог года

«Ознакомление детей с правилами безопасности»

Дарья Менх
«Ознакомление детей с правилами безопасности»

В настоящее время приоритетным направлением, по которому организуется работа всех дошкольных образовательных учреждений и основной задачей дошкольного образования, в целом, является охрана и укрепление здоровья детей. Решение этой задачи в свою очередь невозможно без обеспечения безопасности жизнедеятельности каждого ребёнка.

Причинить вред жизни и здоровью людей могут различные домашние предметы, продукты питания, различные транспортные средства, животные, растения, люди и многое другое.

Публикация «„Ознакомление детей с правилами безопасности“» размещена в разделах

В исследованиях педагогов (Н. Н. Авдеева, В. Н. Зимонина, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина и др.) отмечается, что работа персонала дошкольного учреждения и родителей обеспечению безопасности жизни дошкольников должна идти в двух направлениях :

1. устранение опасных ситуаций, связанных с неустроенностью внешней среды;

2. систематическое обучение детей правилам безопасности.

Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей. Из работ Н. Н. Авдеевой, К. Ю. Белой, Т. Г. Хромцовой, П. Лич можно сделать вывод о том, что в подготовительной к школе группе целесообразно расширять и углублять представления детей о правилах безопасного поведения во всех видах опасностей (в быту, природе, на улице, в общении с незнакомыми людьми). В последнее время идет интенсивный поиск методов такой работы (И. Г. Маландин, Т. Г. Хромцова, Т. А. Шорыгина, и др.). Вместе с тем, в настоящий момент недостаточно исследований, посвященных изучению проблемы организации целостного педагогического процесса, направленного на ознакомление детей подготовительной к школе группы с правилами безопасного поведения.

Теоретический анализ показал, что планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста, является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.

Цель - выявление особенностей организации педагогического процесса, направленного на ознакомление детей подготовительной к школе группы с правилами безопасного поведения.

Для выявления уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста проводились:

- беседа с использованием иллюстраций (см. приложение 1) по методике Хромцовой Т. Г.

- диагностические игры.

В ходе диагностики уточнялся уровень представлений детей :

1. Об источниках опасности, типичных опасных ситуациях (дома, на улице и дороге, на природе, при контактах с незнакомыми людьми)

2. О мерах предосторожности

3. О действиях в опасных ситуациях.

На основе данных критериев были выделены следующие уровни:

Высокий – ответы детей четкие и последовательные; они знают большинство источников опасности и понимают необходимость мер предосторожности; знают, как необходимо действовать в опасных ситуациях.

Средний – дети находят источники опасности, однако затрудняются в нахождении аргументов, не всегда могут объяснить меры предосторожности, затрудняются в определении действий в опасных ситуациях.

Низкий – дети мало знают источников опасности, затрудняются аргументировать свой выбор, не владеют знаниями мер предосторожности и действиями в опасных ситуациях.

Анкетирование воспитателей. Вопросы в анкете подобраны таким образом, чтобы выявить компетентность воспитателей в вопросах организации педагогического процесса, направленного на ознакомление с правилами безопасного поведения детей подготовительной к школе группы.

Анкетирование родителей. Вопросы составлены таким образом, чтобы выявить осведомленность родителей по воспитанию безопасного поведения детей в быту, на природе, на улице, при контакте с незнакомыми людьми и о работе детского сада в данном направлении.

По результатам диагностики можно сделать следующие выводы:

1. Уровень представлений о правилах безопасности в подготовительных группах средний и низкий по разделам: «Ребенок и другие люди», «Ребенок на улице». Низкий уровень знаний детей связан с тем, что работа по ознакомлению с правилами безопасности в этих направлениях ведется непланомерно, хаотично, без использования в развивающей среде разнообразных средств: дидактических игр, художественной литературы, для обогащения личного опыта, продуктов детской деятельности, дидактических пособий, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

2. Педагогами признается необходимость целенаправленной работы по ознакомлению с правилами безопасности во дворе, но отсутствуют конкретные рекомендации по ее осуществлению (планирование, конспекты, игры). Воспитатели нуждаются в поддержке со стороны методиста.

3. Взаимодействие ДОУ и семьи не является успешным и содержательным, особенно в группе № 16, так как у воспитателей мало опыта.

Проект «Безопасность детей»

Результаты теоретического анализа литературы и данных диагностики позволили предположить, что планомерная и успешная организация педагогического процесса, направленного на ознакомление детей подготовительной к школе группы с правилами безопасности возможна в том случае, если:

- педагог способен планировать совместную деятельность по теме,

- педагог готов проектировать элементы развивающей среды, помогающей закрепить правила безопасности в быту, в природе, на улице, при контактах с незнакомыми людьми,

- подобран комплекс дидактических игр по всем разделам программы,

- в развивающей среде используются макеты и графические модели,

- уголок книги обогащен детской художественной литературой соответствующего содержания,

- планомерно используются разнообразные формы, методы и приемы, способствующие успешному освоению детьми знаний и умений безопасного поведения,

- родители – активные участники педагогического процесса.

Все вышеизложенное определило 3 направления работы :

1. Методическая работа с воспитателями.

2. Просветительская работа с родителями.

3. Работа с детьми подготовительной к школе группы.

В ходе первого направления работы :

1. разработать с воспитателями перспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с правилами безопасного поведения.

2. организовать смотр – конкурс элементов развивающего пространства по теме: «безопасное поведение детей подготовительной к школе группы в быту, в природе, на улице, при контактах с незнакомыми людьми».

3. провести мастер-класс с подгруппой воспитателей, работающих на подготовительных группах на тему: «изготовление графических моделей»

В ходе второго направления работы была организована просветительская работа с родителями. Использовались следующие формы:

1. информационные стенды.

2. совместные творческие проекты.

3. родительское собрание на тему: «профилактика детского дорожно-транспортного травматизма».

4. выставка художественной литературы по теме: «ознакомление детей подготовительной к школе группы с правилами безопасности в быту, в природе, на улице, при контактах с незнакомыми людьми».

5. выставка специальной литературы по теме: «ознакомление детей подготовительной к школе группы с правилами безопасности в быту, в природе, на улице, при контактах с незнакомыми людьми».

Для решения поставленных задач осуществлялась совместная деятельность родителей и педагогов по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения.

Целью третьего направления работы являлось : повышение уровня знаний детей подготовительной к школе группы о правилах безопасного поведения безопасности в быту, в природе, на улице, при контактах с незнакомыми людьми.

Задачи:

1. Обогатить знания детей о возможных опасных ситуациях, с которыми они могут столкнуться

2. научить детей предвидеть возможные опасности и избегать их.

3. познакомить детей с эффективными способами действия в опасных ситуациях.

Для решения представленных задач использовались следующие методы и формы работы:

- использование дидактических игр по всем разделам программы

- чтение детской художественной литературы

- обыгрывание макетов

- использование графических моделей

- проведение КВНа.

Выводы

В результате использования разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с правилами безопасного поведения, внесения в развивающую среду каждой группы большого количества дидактических игр, пособий, материалов, графических моделей, наглядно подсказывающих дошкольникам правила безопасности, дети стали более аккуратны, осторожны, внимательны, активно применяют полученные знания в практической деятельности. Дети с удовольствием используют в самостоятельной деятельности макеты, дорожные знаки, атрибуты к играм. Таким образом, можно отметить, что обогащение развивающей среды, планомерная организация детской деятельности, сотрудничество родителей и детского сада в данном направлении, положительно сказывается на ознакомлении детей подготовительной к школе группы с правилами безопасного поведения.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактическая игра «Чрезвычайные ситуации на прогулке»

Для детей дошкольного возраста Количество игроков: 2-4

Ход: Дорогие друзья!

Эта игра поможет вам не растеряться и правильно действовать в различных опасных ситуациях, которые могут случиться на прогулке: во дворе, на улице, в лесу и на речке. Игра развивает зрительное восприятие, внимание, память, логическое мышление.

Подготовка к игре у вас имеется 2 игровых поля. Карты аккуратно разрежьте по пунктирным линиям. У вас получится 40 карточек с сюжетными картинками (по 10 шт. на каждую тему).

Правила игры

Внимательно рассмотрите игровые поля. На одном из них находятся 2 сюжетные картинки и стихи по темам: во дворе и на улице; на другом поле - на реке и в лесу. На каждом поле могут играть по 2 человека.

Выберите игровое поле, тему, разложите маленькие карточки нужной тематики рядом с полем лицевой стороной вверх, поставьте фишки на старт.

Броском кубика определите очерёдность ходов. У кого выпало больше очков на кубике, тот ходит первым.

Фишки могут двигаться в любом направлении : вправо, влево, вверх, вниз, но нельзя менять направление на противоположное в течение одного хода и ходить по диагонали. Цель игры: закрыть на поле клетки со стихами маленькими карточками с соответствующими рисунками.

Вариант 1

Игроки по очереди бросают кубик и передвигают фишки в любую сторону на столько ходов, сколько очков выпало на кубике.

Встав на клетку, игрок (или взрослый) читает стишок, подбирает соответствующую маленькую карточку и закрывает ею клетку поля. Фишка ставится на карточку.

При попадании на уже закрытую карточкой клетку повторно читать

стишок не надо. Побеждает тот, кто первым правильно закроет

маленькими карточками свой сектор игрового поля.

Публикации по теме:

Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь»Мое участие в муниципальном фестивале-конкурсе художественного творчества педагогических работников «Звездный дождь» 19 сентября 2014 года на базе МБОУ «СОШ №1» города Энгельса состоялся гала-концерт II муниципального фестиваля-конкурса художественного.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Ознакомление детей с правилами безопасности»
Опубликовано: 7 апреля 2015 в 22:17
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД