МААМ-картинки

Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста

татьяна смолякова
Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста

Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе — одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Публикация «Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств. Работая на участке или в уголке природы, дети овладевают простейшими практическими навыками обращения с инвентарем, усваивают приемы ухода за растениями, получают много сведений о росте и развитии растений.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного. Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, укрепляет нервную систему. Систематическая коллективная работа объединяет детей. Воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Труд в природе способствуют развитию наблюдательности у детей.

Воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважению к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней.

Создание условий для трудовой деятельности в д/с

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда. Антон Семенович Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Материалы, инструменты для детского труда должны, во-первых, строго соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие. Во-вторых, материалы, которые дети используют в трудовой деятельности, должны быть податливы и несложны в обработке, а инструменты удобны и приспособлены к возможностям детей.

Для того чтобы дети могли принимать посильное участие в уходе за растениями, которые имеются в группе и на участке, необходим разнообразный инвентарь.

Для работы в уголке природы : фартуки, салфетки для протирания пыли с листьев растений, инструменты для рыхления, лейки, пульверизатор, щеточки, тазы, ведра, подносы. Ведра вместимостью 1,5—2 л. Лейки вместимостью до 2 л.

Для хранения оборудования выделяют определенное место, и все, чем дети пользуются самостоятельно, располагают так, чтобы они сами могли доставать и убирать все необходимое для работы. это может быть комбинированный шкаф любой конструкции с закрытыми и открытыми полками.

Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, но достаточно прочного материала (например, лопаты и совки — железные или стальные; ведра и лейки — из тонкого оцинкованного железа или жести, выкрашенные масляной краской, или полиэтиленовые; тачки, носилки, этикетки и т. д. — из дерева).

Для уборки участка, работы на огороде и в цветнике используется следующий инвентарь: Грабли деревянные (для сгребания листьев) и железные (для рыхления, очистки поверхности почвы от камней, выравнивания поверхности гряд) : примерное количество зубьев — 7, расстояние между ними — 2,3—2,5 см, высота зубьев — 5 см, длина гребенки —20—22 см, длина граблей—100—110 см, сечение ручки — 2—3 см. Метелка для очистки участка от сухих листьев и другого сора: длина палки— 1 м, диаметр от 2 до 2,3 см. Носилки с бортиками для переноски земли, песка, опавших листьев: длина — 20—25 см, ширина — 20 см, высота бортика — 3—4 см, длина с ручками —100—110 см. Тачка для перевозки земли, песка, опавших листьев, камешков: высота бортов — 20 см, длина вместе с ручками—100 см, длина бортов —30—40 см, диаметр колеса — 12 см. Совки для выкапывания и посадки растений, для окучивания и рыхления почвы; длина лотка — 10 см, ширина — 7—8см, длина совка— 16—20 см. Ручные цапки-«кошки» для рыхления земли.

Инвентарь, используемый детьми в процессе трудовой деятельности в природе, хранится на участке детского сада, в шкафах, где сделаны полки, удобные для детей.

Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В средней группе используются все виды

Формы организации — поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Индивидуальные Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.)

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания : он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми : умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Содержание труда детей среднего дошкольного возраста в природе :

В средней группе дети более самостоятельные, чем в младшей. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

Комнатные растения- постоянные обитатели уголка природы во всех группах детского сада. Это дает возможность учить детей ухаживать за растениями. В процессе приучения детей по уходу за растениями большое место должен занимать совместный труд ребенка и взрослого. Воспитатель, работая вместе с детьми, ставит им конкретную задачу, намечает, какой они получат результат, по мере необходимости показывает нужные приемы, сообщает знания, делает это по ходу выполнения работы. Совместная работа помогает детям усвоить направление движений (движения корпуса, повороты рук и ног при рыхлении и поливке). Все это можно осуществить тогда, когда взрослый с самого начала работает с небольшой группой детей, за которой закрепляется определенный участок работы. Имея постоянное задание, ребенок прилагает известные усилия, учится преодолевать трудности. Заодно у детей закреплялись названия этих растений и понятия о влаголюбивых и не очень любящих частые поливы растениях, о разнообразных способах полива: под корень, в поддон, не попадая на луковицу.

Сначала старались заинтересовать детей, обратить их внимание. Подвожу детей к цветку: Дети, посмотрите на Колеус, как поникли его листья, почему, как вы думаете? надо его полить. Постепенно стали привлекать всех детей к поливке растений установив дежурство. Поливка растений является для детей трудным видом ухода. Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Привлекая всех ребят поочередно к поливке, необходимо учить каждого ребенка, как нужно правильно держать лейку (прикладывая ее носик к краю горшка, приучать лить воду понемногу, не торопясь, лить воду нужно до тех пор, пока вся земля в горшке не будет влажной и на поддоне не покажется вода.

При уходе за луковичными растениями поливают только землю и ни в коем случае не заливают луковицу. Необходимо объяснить детям, что поливать растения надо водой, которая уже стояла в комнате.

Необходимо также напомнить, что листья растений нужно содержать в чистоте, обмывать теплой водой: холодная вода им вредна. Растения с мелкими листьями (например, традесканцию, бегонию вечноцветущию) поливают из лейки с ситечком, ставя растения в таз. Дети научились мыть листья. В начале предлагали посмотреть, как обтирать листья, показывая, как проводить тряпочкой по листу в одном направлении от черешка к концу, иначе лист может сломаться. Затем дети закатывали рукава, чтобы не испачкать их. Каждому предлагалось намочить тряпочку в тазу, выжать ее, положить лист на ладонь левой руки, а если лист большой, положить лист на всю руку, до локтя, и осторожно вытирать. Во время работы необходимо наблюдать за каждым ребенком. Двум-трем детям можно поручить вымыть поддоны в другом тазу с теплой водой.

После работы вытираем пол, ополаскиваем тряпочки,выжимаем их и развешиваем для просушки, затем растения ставим на место. Осматривая растения после работы, необходимо спросить детей: «Какие стали растения после того, как их вымыли?»

Познакомив детей с инструментами для рыхления, рассказали о необходимости рыхления земли. И постепенно научили детей выполнять эту трудовую операцию.

В течение весенне-летнего периода, когда растениям нужно больше питания, необходимо при детях подкармливать растения органическими или минеральными удобрениями, привлекая детей к работе (полить растения водой до и после подкормки, объясняя им цель подкормки.

Подвести детей к выводу: растениям необходим уход, тогда они будут лучше расти и развиваться.

Трудовая деятельность по посевам проводится в группе, в огороде, на цветнике.

Дети сажают лук, сеют овес, петрушку, горох, высаживают рассаду огурцов, помидор, капусты в грунт. Регулярно в течении весны и лета поливая, пропалывая огород наблюдая за ростом растений, дети были заинтересованы в результате своего труда.

При организации трудовой деятельности на участке и огороде следует соблюдать следующие правила: работать не в жаркие часы дня, а утром или вечером. Рабочая поза должна быть правильной. Процессы труда необходимо чередовать, учитывая его характер. Менее напряженные процессы должны сменяться более напряженными, работа отдыхом (например, после оформления грядок, прополки между грядок дети могут утрамбовать их, после посева полить).

Следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе. Трудовые десанты, субботники которые проходят совместно с родителями имеют большую воспитательную ценность для детей.

Труд, как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления у детей.

Систематический труд детей в природе повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

Публикации по теме:

Организация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация наблюдений и мероприятий осенью с детьми старшего дошкольного возраста Ежедневно дети на прогулках соприкасаются с миром природы, и она не перестаёт их удивлять. Ведь Природа умеет преподносить сюрпризы не только.

Фотоотчет «Крещенское печенье с детьми среднего дошкольного возраста»Фотоотчет «Крещенское печенье с детьми среднего дошкольного возраста» Крещение Господне или Святое Богоявление – один из самых древних и почитаемых праздников в календаре Православной христианской церкви. Ночь.

Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста» Фотоотчёт «Экскурсия в зимний лес с детьми среднего дошкольного возраста» Придёт неслышными шагами, Незримой стужею дохнёт И, всё вокруг.

Игра с колокольчиком с детьми младшего и среднего дошкольного возрастаИгра с колокольчиком с детьми младшего и среднего дошкольного возраста Эта малоподвижная игра для снятия эмоционального напряжения проводится с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, как в группе,.

Картотека наблюдений в природе с детьми младшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 1. За солнцем. светит яркое солнце, на улице жарко, хорошо растут растения. Солнце сильно греет, дети гуляют в платочках, панамках. Потешка:.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Бабочки красавицы» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Бабочки красавицы". Цель: Совершенствовать умение украшать элементами из пластилина.

Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Дикие животные и их детёныши» Цель. Познакомить детей с названиями диких животных и их детёнышами, местом их обитания, развивать мышление, находить отличия. Задачи:.

Кружок «Я познаю мир» с детьми среднего дошкольного возрастаКружок «Я познаю мир» с детьми среднего дошкольного возраста С этого года я начала свою работу с детьми в кружке «Я познаю мир». Кружок ведётся на основании авторской программы «Дошкольник в мире природы.

Наблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возрастаНаблюдения в природе с детьми старшего дошкольного возраста Наблюдения в природе имеют большое значение в формировании у детей дошкольного возраста основ экологической культуры. Такие наблюдения.

Проект «Мамочка любимая моя!» с детьми среднего дошкольного возрастаПроект «Мамочка любимая моя!» с детьми среднего дошкольного возраста Тип проекта: групповой, творческий, познавательно-речевой, продуктивно-игровой. Участники: дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация труда в природе с детьми среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 мая 2020 в 06:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД