МААМ-картинки

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай»

Наталья Хотякова
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай»

Проект по патриотическому воспитанию дошкольников.

«Родной свой край люби и знай»

Хотякова Наталья Николаевна

БДОУ ВМР «Детский сад «Гармония»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Публикация «Проект по патриотическому воспитанию дошкольников „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Работу по патриотическому воспитанию необходимо вести в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым и эстетическим воспитанием, при этом учитывая возраст дошкольников, их психологические особенности и возможности. Учитывая возрастные особенности детей, мы широко применяем игровые приемы, которые важны, как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Каждая тема занятия подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление поделок, альбомов, тематическое рисование и др.).

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение : любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Большое место в приобщение детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.

В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые проводятся в детском саду. Это:

*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы (Праздник мыльных пузырей), Осенняя ярмарка (Посиделки);

*государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний,

*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты детей;

*бытовые и семейные праздники - дни рождения, “Выпуск в школу” и др.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

В своей работе необходимо использовать все виды фольклора (сказки, былины, песенки, пословицы, поговорки, хороводы. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема, “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник – день Защитника Отечества - считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы.

Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Отечественной войны. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигах) необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству” и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Нашей главной задачей является расширение представлений детей о Великой Отечественной войне. Воспитание уважения и чувства благодарности к воинам – защитникам Родины.

Обращение к родителям.

Уважаемые родители! Мы приступаем к освоению темы «Родной свой край люби и знай

Просим вас помочь нам собрать необходимый материал: краеведческую литературу, стихи, песни, статьи из газет и журналов о Вытегре и крае, о героях Вытегорского района, фотографии, слайды памятных мест, предприятий, где вы работаете, старинные предметы быта.

Материал будет использован нами для воспитания в детях патриотических чувств, любви к родному краю.

Творческое задание детям.

Дорогой друг! Гордись, что ты родился и живешь в городе Вытегра! Подготовься ответить на вопросы.

- Как звучит твое полное имя?

-На какой улице ты живешь? В каком доме?

-В каких памятных местах ты был?

-Кто из твоих родных был на войне? Какие имеет награды?

-Знаешь ли ты народные песни, частушки? Спой любимую.

-Что изображено на открытке, фотографии, которые ты принес в детский сад?

Этапы работы по изучению данной темы.

(Средняя, старшая, подготовительная группы).

Первый этап работы. Средняя группа.

Примерные темы Пути достижения цели Формы, методы закрепления

Я, моя семья, мой дом, адрес, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду. Специально организованная образовательная деятельность, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду (на кухню, в прачечную, наблюдения за трудом сотрудников, целевые прогулки в ближайшее окружение. Дидактические словесные игры «Радио», «Расскажи мне о себе». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд). Создание альбома «Дом, в котором я живу».

Природа на участке детского сада. В детском парке. Экскурсии в детский парк, наблюдения на прогулке, работа и наблюдения в уголке природы, чтение художественных произведений о природе, стихов, пословиц, загадок. Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, буклетов, на которых изображена природа края, составление гербария из растений нашего края. Экологический театр.

Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки. Использование народного фольклора в образовательной деятельности (заучивание в совместной деятельности, в режимных моментах; драматизация сказок; кукольный, пальчиковый театр. Театрализованные игры по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой». Музыкальное развлечение «Бабушкины сказки».

Знакомство с предметами русского народного быта. Экскурсии в краеведческий музей (Изба- святилище души).Рассматривание экспонатов музея народного быта, рассказ воспитателя, беседы с детьми. Создание мини музея предметов народного быта в детском саду (с привлечение родителей). Рассматривание и тактильное обследование предметов народного быта в свободное время. Сюжетно - ролевая дидактическая игра «Мы пришли в музей». Создание альбома «Тихая жизнь вещей».

Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, частушек, пляски в хороводе. Образовательная область – Музыка: музыкальные занятия, дни музыки. Использование мультимедия для просмотра и прослушивания народных мелодий в свободное время. Музыкальные праздники и развлечения («Посиделки», «Колядки»). Самостоятельная деятельность детей.

Второй этап работы. Старшая группа.

Примерные темы. Пути достижения цели. Формы, методы закрепления.

Город Вытегра - его улицы, площади, памятные места. Наш район - Вытегорский. Специально организованная образовательная деятельность, экскурсии с родителями по городу, рассматривание фотографий, слайдов с видами Вытегорского района. Целевые прогулки по Советскому проспекту. Рассматривание карты города. Сюжетно - ролевые игры «Строим город», «Путешествуем по городу», развивающие игры «Пройди до указанного места»(лабиринты, карты- схемы). «Разбитая картина» (сложи виды города из мозаики). Отражение впечатлений в рисунках, конструировании, лепке. Выставка работ «Любим город свой родной» (Вытегра в разные времена года, в праздники и будни). Создание альбома «Вытегра - жемчужина Вологодской области».

Труд родителей. Профессии, которые важны в нашем районе. Специально организованная образовательная деятельность, беседы с воспитателем, родителями; посещение мест работы родителей; экскурсия на базу МЧС (знакомство с профессией- спасатель). Сюжетно - ролевые игры «Торговый центр», «Салон красоты», «Поликлиника», «Ателье», «Кафе», «МЧС». Создание альбома «Где работают мои родители».

Леса, реки, озера, края. Элементарные географические сведения. Экскурсии по отделу природы в краеведческом музее («Природа нашего края», «Многообразие растительного мира Вытегорского района», «Животный мир водоемов» и т. д.) Занятия по экологии, труд в природе и в уголке природы. Рассматривание физической карты области, иллюстраций в книгах и буклетах о природе Вытегорского района. Чтение и заучивание стихов о природе поэтов- земляков. Творческие игры «Что увидели в лесу?», «Путешествуем по реке Вытегра».Познавательное развлечение «В гостях у батюшки Онего.»Создание альбома- «Лес- наше богатство».

Краеведческие сведения о Вытегре. Рассказ воспитателя в совместной деятельности. Посещение с родителями краеведческого музея, исторических мест (село Ошта, шлюз Мариинской системы). Рассматривание иллюстраций в книгах о Вытегре. Творческие игры «Мы пришли в музей», «Путешествие в прошлое города». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд). Создание альбома «Вытегра в старых фотографиях и открытках».

Знакомство с историей России через народные былины и сказания. Чтение и рассказывание былин, сказок о русских богатырях, защитниках Отечества, просмотр мультфильмов о богатырях. Рассматривание картины Васнецова «богатыри». Беседы о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах русских богатырей. Театрализованные сказки «Русские богатыри», «Мы русичи». Отражение впечатлений в изобразительной деятельности (рисунки, лепка, коллажи). Развлечение «Что за прелесть эти сказки».

Русское народное музыкальное творчество. Фольклорный ансамбль «Надежда». Обучение детей пению народных песен, исполнению народных мелодий на металлофоне, ложках. Знакомство с народными инструментами (балалайка, бубен, дудка). Танцы, хороводы, частушки. Слушание народных музыкальных инструментов в грамзаписи. Самостоятельное исполнение детьми песен, плясок, игра на музыкальных инструментах. Театрализованные игры «Артисты из Вытегры», «Концерт». Спортивная русская народная игра «Городки».

Знакомство с жизнью и творчеством поэтов и писателей – наших земляков (А. Землянин. Е. твердов, Т. Ванинова, Т. Курзенева, Н. Клюев). Беседы воспитателя с детьми о жизни и творчестве поэтов- земляков. Чтение произведений, заучивание стихов. Экскурсия в филиале музея Н. Клюева. Экскурсии в детскую библиотеку. Творческий вечер

Рассказывание детьми стихов на различных праздничных мероприятиях.

Отражение полученных знаний и впечатлений в изобразительной и трудовой деятельности. Создание изостудии «Творчество». Работа с деревом (выжигание, роспись). Изготовление панно из соломки по мотивам сказок, аппликация из ткани совместно с воспитателем. Самостоятельная художественная деятельность детей. Выставки работ по темам: «На наших просторах», «край наш Вытегорский».

Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей, бабушек. дедушек. Ответственный за подготовку и проведение- музыкальный руководитель. «Завалинка» - досуг, основанный на фольклоре. «Масленица». Семейная викторина «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир «Знаете ли вы природу родного края».

Третий этап. Подготовительная группа.

Примерные темы. Пути достижения цели. Формы, методы закрепления.

Предприятия Вытегорского района. Вытегоры -лесопромышленники. Специально организованная образовательная деятельность. Рассказ воспитателя, беседа с детьми о лесной промышленности края; о том, где работают их родители; рассматривание фотографий, слайдов. Продукция предприятий. Посещение детьми и родителями краеведческого музея. Рассказы родителей; рисунки детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту».

Крестьянско-фермерские хозяйства Вытегорского края. Рассказы воспитателя, беседы. Развитие животноводства. Основное направление-выращивание крупного рогатого скота, получение от них мяса и молочных продуктов. Отражение впечатлений в изобразительной и творческой деятельности детей. Развлечения для детей «Осенняя ярмарка», «Хлеб -всему голова.»

Краткие исторические сведения о Мариинской системе. Волго-Балтийский водный путь. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций, буклетов. Чтение произведений. Экскурсия в филиале музея «Водные пути Севера». Рассказы детей о впечатлениях от посещения краеведческого музея. Сюжетно-ролевая игра «Мы -речники».Отражение впечатлений в изобразительной деятельности детей (рисунки, аппликация).

Знакомство с олонецким народным костюмом. Специально организованная образовательная деятельность. Рассказ библиотекаря Митрошкиной Н. А. - руководителя фольклорной группы «Олония». Отражение впечатлений в рисунках, играх.

Места боевой славы. Вытегоры - герои Великой отечественной войны. Оштинская оборона. Рассказ воспитателя о мужественной борьбе в Великую Отечественную войну, о героях - вытегорах, о том, как воины остановили врага около села Ошта, о женщинах-минерах. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций и слайдов. Возложение цветов к памятнику погибших героев 9 Мая. Посещение музея «Подводная лодка». Пение и слушание детьми песен военных лет. Создание альбома «Семейные коллекции» (фотографии родственников детей-участников Великой Отечественной войны). Рассматривание фотографий. Праздничные мероприятия с участием родителей к «Дню Победы», и «Дню защитника Отечества».

Заповедные места Вытегорского района. Занятия по экологии. Рассказ воспитателя о некоторых местах Вытегорского района, которые являются памятниками природы (Пятницкий бор, Черные пески, Андомская гора. Патров ручей, Девятинский перекоп). Рассматривание иллюстраций, слайдов, буклетов. Посещение детьми и родителями краеведческого музея (рассказ экскурсовода о животных, обитающих в нашем крае, которые занесены в Красную книгу). Создание альбома «Вытегра-жемчужина Вологодской области». Тематическое развлечение «Край родной, навек любимый».

Экскурсия в музей средней школы номер1. «Русская изба». Рассказ библиотекаря школы об экспозиции, осмотр, беседа. Творческие игры «Мы в музее», «Так жили наши предки».

Специально организованная образовательная деятельность «Почему так назвали улицу», «Прогулка по родному городу», «Что я покажу в городе друзьям из других городов». Рассматривание слайдов, фотографий; чтение стихов о городе. Творческие рассказы детей об улицах города, на которых они живут. Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фотографии, рисунки детей). Творческая игра «Машина времени» (путешествие в будущее).

Художественное творчество детей, посвященное родному краю. Конкурс работ на тему: «В моей душе твой образ сохраню». Выставка творческих работ детей «Город мой, любимейший на свете».

Тематические праздники, вечера с привлечением родителей, бабушек, дедушек. Ответственный за подготовку и проведение - музыкальный руководитель. Фольклорный праздник «Играй гармонь» (игра детей на музыкальных и шумовых инструментах, пение народных песен, исполнение танцев, хороводов, чай у самовара). Вечер русских народных игр «Как играли наши бабушки и дедушки (считалки, игры, состязания в ловкости). Обобщающая викторина «Что, где, когда».

План работы с родителями

1. Привлечь родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения.

2. Провести семинары – практикумы «Родной свой край люби и знай»; «Знакомим детей с природой родного края».

3. Организовать консультации на следующие темы:

-Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу;

-Куда повести малыша в выходной день;

-Роль народного творчества в нравственном воспитании детей;

-Устное народное творчество – кладезь народной мудрости;

-Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.

4. Творческая гостиная «Воспитаны ли ваши дети

5. Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников.

6. Подготовить вместе с родителями фотовыставку «Мы из Вытегры» - фотографии детей в самых красивых местах города.

7. Оформить выставки творческих работ детей по теме.

Публикации по теме:

Памятные места родного городаПамятные места родного города «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Проект по нравственно патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!»Проект по нравственно патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» Нравственно-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений работы в нашей группе. В настоящее время у нас осуществляется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай»
Опубликовано: 1 апреля 2013 в 19:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД