Лучший педагог года

Методическая разработка по теме «Зима»

Елена Лучшева
Методическая разработка по теме «Зима»

Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Развивать умение внимательно слушать воспитателя, рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы.

- Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

- Устанавливать причинно-следственные связи, логически завершать предложения, поясняя причину события.

- Развивать логические умения: доказательство, анализ, синтез.

- Систематизировать знания детей о зимних явлениях, о диких зверях, птицах, как они готовятся к зиме.

- Отвечать на вопросы в процессе беседы.

Публикация «Методическая разработка по теме „Зима“» размещена в разделах

- Развивать умение отгадывать по отрывку из рассказа, о зимовке какого животного, птицы идет речь, находить картинку с изображением дикого животного и его зимнего жилища и корма. Уметь рассказывать об этом.

- Уметь заканчивать предложения педагога, подбирать по смыслу соответствующий глагол.

- Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.

Воспитательные цели урока:

- Учиться внимательно слушать воспитателя и ответы других детей, не перебивать товарища, оказывать помощь товарищу (дополняя его ответы).

- Вызвать интерес к теме и настроить на предстоящее занятие.

Существительные: Лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, каток, лыжи, лопата, хоккей, ворота, снег, снежинка, мороз, холод, ветер, лед, снегопад, льдинка…

Глаголы: Ездить, кататься, упасть, лепить, скользить, заливать, уставать, отталкиваться, катать (снежный ком, кого-либо на санках, сгребать, рубить (лед, приземляться, разгоняться, хрустеть (о снеге, идти, падать, лететь, покрывать, таять, замерзать, выпадать, сковывать, виться, кружиться, обметать, стыть, леденеть…

Прилагательные: быстрый, зимний, скользкий, липкий, ледовый, белый, легкий, пушистый, холодный, морозный, искристый, жесткий, прозрачный…

Приложение А

Общие речевые навыки: Развитие дикции, интонации, мимики

1) чтение буквосочетаний по таблице;

2) произнесение скороговорки: Через горы и леса едут сани - чудеса.

девочки - тихо, мальчики - громко;

девочки - низко, мальчики - высоко;

1 ребенок – с вопросительной интонацией;

2 -с утверждением;

3 -с сомнением;

4 -с возмущением;

5 -с восхищением.

5. Развитие фонематического слуха.

- Из первых звуков слов составьте слово: Мука, окунь, рыба, обувь, зубы. (Мороз).

- Придумайте к слову «мороз» глаголы.

- Придумайте предложения с этим словом.

Работа с текстом. Пересказ. Ответы на вопросы.

Текст: В морозный зимний день подобрал я во дворе замерзшего воробья. Воробушек долго лежал на моей ладони. Потом он отогрелся и тихо пискнул: «Чилим». Так я и звал его Чилим. Стал он жить у меня дома.

Чтение текста вслух по предложению.

- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Почему?

- Кто герои?

- Как вы оцениваете поступок мальчика?

- Как начинается рассказ?

- Как сначала вел себя воробушек?

- Как изменилось его поведение?

- Как мальчик назвал его? Почему?

- Чем закончился рассказ?

Дидактическая игра “Кто как зимует”:

(по прочитанному отрывку угадать животное, птицу, найти его картинку, подобрать жилище и корм (для зверей).

Птицы

* С наступлением зимы эти птицы улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь они находят себе корм: ягоды рябины, калины, семена трав, деревьев. (Снегирь).

* Эту птицу называют мудрой. У неё отличное зрение, замечательный слух. Она слышит, как по дереву ползет жук или как под снегом бегают мыши. Днем она спит, ночью охотится (Сова).

* Зимой эти птицы прилетают к нашим домам. Покормите их, если увидите их возле дома. Они будут клевать все, что вы дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса (Синицы).

Животные

* У нее острый слух. Чуть пискнет мышь под снегом, она ее тут же схватит. Зимуют в одиночестве, бродя по лесу. Зимой у нее под любым кустиком дом: свернется клубочком в снегу, прикроет своим пушистым хвостом нос и спит (Лисица).

* Осенью, нагуляв жир, она подыскивает себе жилище на зиму. Всю зиму спит, сосет лапу. В конце зимы у нее появляются детишки, совсем крошечные, величиной с рукавичку (Медведица).

* Любит хорошо поесть, надо накопить жир на зиму, чтобы было чем питаться во время зимней спячки. На зиму устраивается в сухих листьях и траве: свернется клубочком и спит до весны (Ёж).

* Гнездо ее круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником, шерстью (гайно, иногда устраивает свое жилище в дуплах деревьев. Бывает, что в сильные морозы несколько их спят в одном гнезде, согревая друг друга (Белка).

* Ближе к осени он начинает готовиться к зиме и приносит в свою кладовую запасы семена, желуди, коренья. Зиму он проводит в спячке. Это удивительные чистюли: подстилку из норы – сухие листья, мох, траву – они несколько раз за лето выносят проветрить и посушить. Днем спит в своей глубокой норе, а ночью выходит покормиться личинками насекомых, лягушками, ящерицами, мышами, корешками растений (Барсук).

* Кто в теплых хлевах сено жуют, теплое пойло пьют? (домашние животные).

Приложение Б

согласование речи с движениями).

Самомассаж

Мы купили Вареньке (поглаживать правую, затем левую руку)

Варежки (от пальцев к запястью)

И валенки (одновременное поглаживание ног снизу вверх).

Шубку теплую наденем (имитация движений)

И пойдем гулять скорее.

“Снежная баба”

Дети стоят в кругу. Снежная баба стоит в центре круга.

Сегодня из мокрого кома (идут по кругу, катят воображаемый снежок)

Мы снежную бабу слепили у дома.

Морковкою нос и метелка в руке (имитация движений, согласно тексту)

Большое ведро на ее голове.

Снежная баба сейчас поиграй (хлопают в ладоши)

И наших ребяток быстрей догоняй (дети убегают, снежная баба их догоняет).

Приложение В

Мы лепили снежный ком

(имитация движений)

Ушки сделали потом

(показ “ушек”)

И как раз вместо глаз

(указательными пальцами касаться уголков глаз)

Угольки нашлись у нас.

зайчик вышел, как живой!

(Поджать руки к груди, кисти опущены)

Он с хвостом и головой!

(Показать хвост, потом обе руки положить на голову)

За усы не тяни –

(погрозить пальцем)

Из соломинки они!

Длинные, блестящие

(развести руки от носа в стороны)

Точно настоящие!

(Покачать головой)

«Зимняя прогулка»

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

("Лепим" комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Приложение Г

Иллюстрации

В оригинале иллюстрации прилагаются

Д/и "Один - много"

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по теме «Зима»
Опубликовано: 12 января 2014 в 16:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД