Ирина Вячеславовна Кулыгина
Экологическое воспитание дошкольников «Сбережём свою планету»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно – речевому развитию детей № 2»
Методическая разработка
по экологическому воспитанию дошкольников
«Сбережём свою планету»
Подготовили:
Кулыгина Ирина Вячеславовна,
Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 2»
89624134140 irina.kulygina81@gmail.ru
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников „Сбережём свою планету“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2024
г. Михайловск, 2024 г.
Введение
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня–образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности.
Актуальность
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве, обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту. Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель: формирование у детей экологической культуры, осознанного отношения к окружающей среде, умения принимать решения, способствующие сохранению природы и устойчивому развитию общества.
Задачи:
- воспитательная : формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе; развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
- развивающая: развивать логическое мышление, воображение.
-образовательная: систематизировать имеющиеся у детей знания о видах вреда природе и способах их уменьшения.
- активизация и обогащение словаря детей, существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Методы и приемы:
-методы формирования сознания (индивидуальная и фронтальная беседа);
-методы организации деятельности и формирования опыта поведения (игра, речевые ситуации);
-методы стимулирования поведения (поощрение);
-методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, анализ результатов собственной деятельности);
-методы организации и осуществления познавательной деятельности (рассказ);
-методы здоровье сбережения, сохранения и укрепления здоровья (пальчиковая «Зимняя прогулка»)
Технологии: технология исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое»
Словарная работа: глобус, фильтр, мрачное.
Оборудование: слайды из фотографий по теме занятия, глобус, макет паровоза; микрофон, музыкальный центр, значки «Юный эколог» по количеству детей, 5 готовых детских рисунка с изображением природы, корзинка с «дарами леса», макет города на ватмане.
Индивидуальная работа: Уточнять высказывание детей, помогать им, более точно характеризовать объект, ситуацию -Маша Г., Макар С.
Ход занятия:
I.
-Ребята, я так рада видеть вас! А вы рады видеть друг друга? (да)
-Давайте, мы с вами об этом скажем друг другу.
- Аня, я рада тебя видеть!
(Дале дети говорят друг другу слова приветствия). А ещё ребята, у нас гости, дайте скажем, что мы их тоже рады видеть.
- Сегодня мы будем говорить о нашем общем доме, о нашей планете.
- Как она называется? (Земля)
- Правильно. Космонавты научились летать очень далеко от нашей Земли. Они видели сверху нашу планету. Оказывается, наша Земля голубая и маленькая. Космонавты сфотографировали из космоса Землю. Вот она какая (показ. кадр Земли, слайд 1). Земля самая красивая из всех планет. (слайд 2 из нескольких планет).
- А давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты! Как мы назовем модель земного шара? (Глобус) Посмотрите на глобус. Его придумали и сделали люди. Глядя на глобус, мы можем многое узнать о нашей планете. Например, какой формы Земля?
- Она круглая. Похожа на шар.
- Каким цветом нарисованы обозначения на глобусе?
- Коричневым, светло-коричневым, желтым, зеленым ( суша: леса, горы, пустыни)
- Голубым синим вода (Океаны, моря, реки)
- Воды больше, чем суши.
Только на Земле есть жизнь и та природа, которая окружает нас: небо, солнце, луна, звезды, облака, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, птицы, звери и, конечно, люди, то есть мы с вами! (слайды природы 3,4,5).
Стихотворение читает воспитанник группы :
Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля.
Ветра и туманы, дожди и снега.
Землянину каждому ты дорога!
Уютная наша планета Земля,
Здесь всё для комфорта, здесь всё для жилья.
Планету украсили люди труда.
Построив дороги, сады, города.
-Замечательное стихотворение о Земле. Вам понравилось, ребята? Но мне придётся вас огорчить, нам пришло звуковое письмо от нашей планеты, давайте его прослушаем!
II.
ПИСЬМО: Я в беде! Я не в силах исправить всё то зло, которое творит человек. Я не в силах очистить воздух и реки, спасти гибнущих животных и птиц…Сил моих всё меньше и меньше. Помогите разгадать причины моих бед и найти дорогу к спасению.
-Наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось, потому что люди построили много заводов, фабрик, от этих предприятий загрязняется воздух – его загрязнят дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их, нефть, из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеет люди (так и загрязняется наша Земля). Гибнет природа. (слайды загрязнений 6, 7,8)
- Есть люди, которые очень давно пытаются помочь нашей планете, разобраться в проблемах окружающей природы, ищут решения, как можно помочь Земле. А вы, ребята знаете, как называют таких людей? (экологи).
- А вы, ребята, хотите, стать экологами и попробовать помочь нашей планете? (Ответы детей). Одеваем форму.
- И сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по нашей планете.
- У меня есть билеты на поезд, они тоже необычные, давайте посмотрим на них.
-Чем отличаются? (формой, цветом)
- Какие цифры, мы видим на билетах? (1,2,3,4,5)
-Отлично. Занимайте места согласно изображениям на ваших билетах. (садимся в транспорт, звучит музыка «Голубой вагон»)
Первая остановка – река. А что такое река? (Вода)
А кому нужна вода? (Всему живому на земле. Ответы детей.)
А давайте попробуем понять настолько ли необходима нам вода и поиграем в игру «Верно неверно». (Воспитатель бросает мяч ребёнку задает вопрос - получает ответ)
Вода человеку очень нужна? Да
Без воды растение сможет расти? Нет Вода не нужна когда умываешься? Нет нужна
Животным вода нужна? Да
Можно оставить кран не закрытым? Нет
Воду нужно экономить? Да
В реки можно бросать мусор? Нет
А ты любишь воду?
Откуда попадает вода в наши дома? (из речки)
А как вы думаете, из речки воду пить можно? Нет.
Что нужно сделать? Очистить её.
-Я набрала немного воды из реки. Посмотрите какая она грязная, но давайте попробуем очистить ее и смастерим фильтр из подручных материалов. У кого-нибудь есть носовой платок? (очищаем воду через платок).
-Получилось? (Да). Вода таким же образом очищается перед подачей в наши трубы.
-Жаль только, что также легко и быстро мы не можем очистить все реки и озёра, моря и океаны.
Но зато мы знаем, что воду загрязнять нельзя.
-За рекой виднеется лес. Давайте пройдемся до него, как раз немного оглядимся вокруг. (идем от реки к лесу)
- Вы обратили внимание, что пока мы шли, мы не услышали голосов птиц, не увидели животных? Тихо, неуютно в лесу. Как вы думаете почему?
- Здесь недавно были люди. И посмотрите, что они оставили после себя. (стоит палатка, разбросан мусор, горит костер, магнитофон.)
-Как вы думаете сможем мы что-то сделать, чтобы помочь лесным жителям? – одеваем перчатки, убираем мусор в пакеты, необходимо потушить костер (песок, вода). Ребята, а кто из вас знает, как нужно вести себя в лесу? Что можно делать, а что нельзя?
Вы в поход пришли, ребята…
Отдохнуть, конечно, надо.
Поиграть и порезвиться,
И наесться, и напиться.
Но вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья.
Мусор тут в лесу чужой.
Заберём его с собой! (Женя П.)
У леса музыка своя…
Её послушайте, друзья.
Как много звуков тут и там!
В лесу не нужен шум и гам.
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать! (Маша Г.)
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, пламя легко разгорится.
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться.
Его потушить невозможно тогда.
Лесные пожары – большая беда!
Не надо цветы полевые бессмысленно рвать,
Не надо букеты из них составлять…
Завянут букеты, погибнут цветы
И больше не будет такой красоты. (Ваня Р.)
— Вот теперь я уверена, что вы будете правильно себя вести в лесу, и тогда он отблагодарит вас своими богатствами.
- Как вы думаете, какие дары мы можем найти в лесу?
Ягоды, грибы, орехи. (Под елкой находим корзину с орехами и ягодами)
-Спасибо, вот какой богатый и щедрый наш лес.
-Третья остановка – город. Как тяжело дышать в нашем городе после леса. Посмотрите, небо серое, пахнет бензином, все вокруг мрачное. Как вы думаете почему? (Потому что в городе много машин, заводов, которые выбрасывают в
окружающую среду вредные вещества, люди курят, много мусора, мало зелени.)
-Что могу сделать люди чтобы в городе стало легче дышать? (ответы детей)
-Предлагаю вам стать волшебниками, подойти к макету нашего города и разместить на нем, то, чего, по вашему мнению, не хватает. Какой замечательный город теперь у нас. Город-мечта.
-Но нам пора возвращаться в сад. (сели поехали)
-Вам понравилось путешествие? Что мы сегодня сделали хорошего? (ответы детей) -- А главное, что мы такие ещё маленькие, а сделали столько полезных дел.
Наша Земля -
Это шар голубой,
Где посчастливилось
Жить нам с тобой.
Реки и горы,
Леса и моря -
Все подарила нам
Наша Земля.
Помните, взрослые,
Помните дети,
Мы родились
На прекрасной планете.
Чтоб красоту
На века сохранить,
Надо природу
Беречь и любить.
Спасибо вам ребята, что путешествовали со мной. Вам понравилось? А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? За время путешествия
Спасибо вам ребята, что путешествовали со мной. Вам понравилось? А что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? За время путешествия мы с вами подружились. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил свою частичку. Пусть же она вас не покидает и греет. А теперь давайте подарим в память о нашей встрече эмблемы нашим гостям. И вместе с ними будем беречь и любить нашу природу.