Получи документы

Методические рекомендации «Изучение поз классического танца»

Андреева Алена Юрьевна
Методические рекомендации «Изучение поз классического танца»

Изучение поз классического танца

Пояснительная записка

Данная методическая разработка ориентирована на детей в возрасте 10-11 лет, у которых уже заложены азы классического танца. Они знают технику исполнения движений, правильное положение корпуса, позиции рук, ног и головы. Знакомы с планом зала (8 точек)

Задачи:

Образовательные: Что такое классический танец? Знакомство с техникой исполнения движений, с терминологией. Правильные позы (положения рук, ног, корпуса и головы)

Публикация «Методические рекомендации „Изучение поз классического танца“» размещена в разделах

Развивающие: Развитие чувства ритма, координации, равновесия. Развитие памяти и внимания. Развитие ориентации в сценическом пространстве (знать план зала, по точкам) Развитие мышечной силы и легкости исполнения движений. Развивает музыкальную восприимчивость (чувствовать музыку, ее настроение, характер)

Воспитательные: Развитие самоконтроля, трудолюбия, упорства

Методы обучения :

Практический, словесный

Цель данной методической разработки – предоставить молодым специалистам необходимые инструменты и информацию, которые позволят им высококачественным образом готовить танцовщиков любого возраста и уровня мастерства. Включает в себя методические указания с расчетом на определенный возраст. Рассчитана на то, что большое количество учащихся будет обладать хорошим знанием техники классического балета и желанием посвятить жизнь искусству классического танца. Строится на следующих основополагающих принципах: правильная осанка, линия баланса, положение корпуса, головы, позиции рук и ног, знания 8 точек, координация и музыкальность.

Данная методическая разработка может стать действенным инструментом, который способствует усовершенствованию стандартов преподавания хореографии, сохранению и продолжению традиции и единообразия балетной подготовки.

Основная часть:

Классический танец – это строго отобранная система движений и поз, порой очень далеких от привычных бытовых движений, это особая тренированность человеческого тела, гармонию которого артисты и педагоги проверяют алгеброй точного знания.

Классический танец развивает у учащихся технику исполнения, выразительность, координацию движений, силу, выносливость.

Любая индивидуальность без прочного фундамента техники и выученности в классическом танце не возможна, так же как не возможно достичь артистических вершин, овладев в совершенстве лишь суммой технических приемов.

Первая программа классического танца была создана еще в дореволюционное время балетмейстерами А. А Горским и В. И Степановым. Затем большую работу по ее усовершенствованию проделали А. Я Ваганова и ее коллеги в Ленинграде.

Новая восьмилетняя программа классического танца для хореографического училища составлена в 1967 коллективом преподавателей Московского академического хореографического училища под руководством Л. М. Лавровского.

В начальных классах идет постижение основных движений классического танца, развитие физических данных и технических навыков с постепенным возрастанием трудностей.

В средних классах - дальнейшее изучение и усложнение движений классического танца, развитие технических навыков и постепенное выявление индивидуальных способностей учащихся.

В старших классах - завершение изучения программы, тщательная отработка танцевальной техники и актерской выразительности.

В каждом классе наряду со знакомством с новыми движениями закрепляется и весь пройденный материал. Для этого выученные ранее движения включаются в более сложные комбинации, которые вырабатывают у учащихся мышечную силу, устойчивость, координацию движений, выносливость, необходимую будущему танцовщику силу воли.

Современное поколение педагогов классического танца оснащено разнообразными теоретическими знаниями, многие педагоги имеют огромный практический опыт, будучи в прошлом танцовщиками. Тем не менее, начинающий педагог часто сталкивается с трудностями в работе с учениками.

В какой последовательности изучать те, или иные движения, сколько раз движение должно быть повторено в учебном примере, какие движения целесообразно сочетать в одной комбинации, как построить урок в целом – эти и многие другие вопросы встают перед начинающими педагогами.

Методические советы :

Педагогическая практика показала, что продуктивнее такой путь организации учебных занятий, когда основной материал программы изучается в первой половине учебного года. Сначала проучиваются движения и подготовка к ним в чистом виде, затем в несложных сочетаниях. Во втором полугодии уже разученные движения усложняются и комбинации становятся более сложными. Они более насыщенны и длительны, возрастает темп исполнения.

Каждая ступень обучения имеет свои особенности. Если в младших и средних классах закладывается фундамент классического танца, изучаются основные его движения, вырабатывается выносливость, обращается внимание на выразительность движения, то старшие классы являются качественно новой ступенью обучения. Здесь суммируются все приобретенные ранее знания и навыки, необходимые для изучения наиболее сложных движений классического танца в их законченной профессиональной форме.

Остановимся на одном из важных моментов в классическом танце – позах классического танца.

Позы классического танца (первый год обучения,10-11 лет)

В хореографическом училище позы классического танца разучивают в первом классе обучения (в хореографические училища принимают с 10 лет)

В Домах детского творчества, в танцевальных студиях, позы классического танца не разучивают на первых годах обучения. К разучиванию поз приступают на 4-5 году обучения, когда учащимся исполняется 10-11 лет.

К изучению поз классического танца приступают, усвоив правильную постановку корпуса, зная все позиции рук и ног, приобретя элементарные навыки координации движений. Изучаются позы обязательно перед зеркалом, чтобы иметь возможность видеть себя и исправлять ошибки.

В классическом танце сравнительно редко сохраняется фронтальное положение тела (en face). Значительно чаще в нем встречается epaulement. Необходимость в нем возникает при изучении port de bras и поз классического танца.

Epaulement – положение тела, определяемое поворотом плеча. В классическом танце имеется два вида epaulement : epaulement croise и epaulement efface. Сначала изучают epaulement croise, так как уже по программе первого класса оно становится исходным положением для упражнений на середине зала. Epaulement efface допускается как исходное положение только при изучении поз effacee и ecartee. Для усвоения epaulement ученики должны сохранять его в пятой позиции на протяжении восьми, или шестнадцати тактов. Характер музыкального сопровождения плавный. Музыкальный размер 4/4, или 3/4

Также учащиеся обязательно должны знать план зала. Все 8 точек, чтобы правильно направлять тело и ноги, поворачивать голову.

В первом классе позы croisee, effacee и ecartee вперед и назад изучают с вытянутым на полу носком ноги. Поэтому в них нет той выразительности, которая присуща позам классического танца, исполняемым на 90°.

Позы классического танца, как правило, исполняют из исходного положения — epaulement croise. В первом классе сложные по построению позы effacee и ecartee сначала изучаются из исходного положения — epaulement efface.

Поза croisee вперед.

Исходное положение — epaulement croise, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, головой слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисти рук. На два и правая нога вытягивается вперед в направлении точки 8 плана класса, левая рука поднимается в третью позицию, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки. На три и четыре поза croisee вперед сохраняется. На раз и второго такта левая рука раскрывается на вторую позицию, и на два и обе руки опускаются в подготовительное положение, а правая нога возвращается, по правилу battement tendu, в пятую позицию, заканчивая позу в исходное положение. На три и четыре исходное положение сохраняется.

Поза croisee назад.

Исходное положение — epaulement croise.

На раз и руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу, взгляд направлен на кисти рук. На два и левая нога вытягивается назад, в направлении точки 4 плана класса, левая рука поднимается в третью позицию, правая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, взгляд следует за кистью правой руки. На три и четыре поза croisee назад сохраняется. На раз и второго такта левая рука раскрывается на вторую позицию, на два и обе руки опускаются в подготовительное положение, а левая нога возвращается в пятую позицию, заканчивая позу в исходном положении. На три и четыре исходное положение сохраняется.

Поза effacee вперед.

Исходное положение — epaulement efface, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к правому плечу, взгляд направлен на кисти. На два и правая нога вытягивается вперед в направлении точки 2 плана класса, левая рука поднимается в третью позицию, правая — открывается на вторую позицию, голова поворачивается налево, взгляд соответствует повороту головы; корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность бедер и ровные раскрытые и опущенные плечи, слегка отклоняется назад. На три и четыре поза effacee сохраняется. На раз и второго такта левая рука раскрывается на вторую позицию, на два и обе руки опускаются в подготовительное положение, корпус выравнивается, а правая нога возвращается в пятую позицию, заканчивая позу в исходное положение. На три и четыре исходное положение сохраняется.

Поза effacee назад.

Исходное положение — epaulement efface, правая нога впереди.

На раз и руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к правому плечу, взгляд направлен на кисти. На два и левая нога вытягивается назад в направлении точки 6 плана класса, левая рука поднимается в третью позицию, правая рука открывается на вторую позицию, голова, поворачиваясь налево, слегка поднимается, взгляд следует за кистью левой руки, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность бедер и ровные, раскрытые и опущенные плечи, направляется вперед, сообщая всей фигуре линию полета. На три и четыре поза effacee сохраняется. На раз и второго такта левая рука раскрывается на вторую позицию, корпус выравнивается, голова поворачивается налево, взгляд следует за кистью руки. На два и обе руки опускаются в подготовительное положение, левая нога возвращается в пятую позицию, и поза заканчивается в исходном положении. На три и четыре исходное положение сохраняется.

Поза ecartee назад.

Поза ecartee назад наглядно объясняет смысл термина ecartee — удаленный, обращенный в сторону. Поэтому рекомендуется изучать ее сначала в этом направлении.

Исходное положение — epaulement effacee, пятая позиция, правая нога впереди.

На раз и руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к правому плечу, взгляд направлен на кисти. На два и правая нога, усиливая выворотность, вытягивается в направлении точки 4 плана класса, правая рука поднимается в третью позицию, левая открывается на вторую позицию, голова поворачивается налево, взгляд следует за кистью левой руки, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность бедер и ровность раскрытых и опущенных плеч, слегка наклоняется налево. На три и четыре поза ecartee назад сохраняется, обе ноги предельно натянуты и выворотны. На раз и второго такта правая рука раскрывается на вторую позицию. На два и обе руки опускаются в подготовительное положение, корпус выравнивается, правая нога возвращается в пятую позицию вперед, и поза ecartee назад заканчивается в исходном положении. На три и четыре исходное положение сохраняется.

Поза ecartee вперед.

Исходное положение — epaulement efface, пятая позиция, левая нога впереди.

На раз и руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются через подготовительное положение в первую позицию, голова слегка наклоняется к левому плечу. На два и правая нога вытягивается в направлении точки 2 плана класса, правая рука поднимается в третью позицию, левая рука открывается на вторую позицию, голова, поворачиваясь направо, слегка поднимается, корпус, усиливая подтянутость, сохраняя ровность бедер и ровность раскрытых и опущенных плеч, слегка отклоняется налево, сообщая позе ecartee горделивую осанку. На три и четыре поза ecartee вперед сохраняется (обе ноги предельно натянуты и выворотны). На раз и второго такта правая рука открывается на вторую позицию, корпус выравнивается, голова сохраняет поворот направо. На два и обе руки опускаются в подготовительное положение, нога возвращается в пятую позицию назад, и поза заканчивается в исходном положении. На три и четыре исходное положение сохраняется.

Работающая нога вытягивается в позу и возвращается в пятую позицию по правилам battement tendu.

С основными позами классического танца проходят и так называемые маленькие позы, сопутствующие ряду движений классического экзерсиса. В таких позах соблюдают характер и правила основных поз.

В маленькой позе croisee вперед руки, приоткрываясь за тактом, поднимаются на раз и в первую позицию. На два и правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, левая рука сохраняет положение первой позиции, правая нога вытягивается вперед. На три и четыре поза croisee сохраняется. На раз и два второго такта руки опускаются в подготовительное положение (левая — непосредственно из первой позиции, правая нога возвращается в пятую позицию. На три и четыре исходное положение сохраняется.

Маленькие позы croisee назад и effacee вперед и назад исполняют по тем же правилам, но с учетом характера каждой позы.

В маленькой позе ecartee назад руки, приоткрываясь за тактом, на раз и закрываются в повышенное (если указано повышенное подготовительное положение рук, то руки раскрываются в стороны обязательно на этом же уровне) подготовительное положение. На два и обе руки раскрываются в стороны, голова поворачивается налево, правая нога вытягивается к точке 4 плана класса, корпус, усиливая подтянутость, слегка отклоняется налево. На три и четыре поза сохраняется. На раз и два второго такта обе руки опускаются в подготовительное положение, корпус выравнивается, правая нога возвращается в пятую позицию. На три и четыре исходное положение сохраняется. Маленькую позу ecartee вперед исполняют по тем же правилам, с учетом характера позы.

Позы классического танца изучают не менее двух или четырех раз с каждой ноги.

Характер музыкального сопровождения плавный, связный. При музыкальном размере в 4/4 движение исполняется на два такта. При музыкальном размере 3/4 — на четыре такта.

Список литературы:

- "Азбука классического танца" (первые три года обучения)

Н. Базарова*В. Мей. Издательство «Искусство», Ленинград, Москва, 1964 год

- "Там, где рождается танец"

А. А. Авдеенко, А. Г. Богуславская, С. Н. Головкина, В. В. Голубин, Н. П. Рославлева, Н. Ю. Чернова. Издательство «Московский рабочий» 1977 год

- "Уроки классического танца в старших классах"

С. Н. Головкина. Москва, Издательство «Искусство» 1989г

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по составлению НОД в соответствие с ФГОС до» Некоторые педагоги испытывают затруднения при оформлении конспектов НОД. Давайте вспомним, как это делается. Проблема планирования непрерывной.

Методические рекомендации для педагогов по обобщению опыта работы Аннотация: в статье рассматривается проблема обобщения педагогического опыта, представлен алгоритм, как обобщить педагогический опыт, начиная.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по нетрадиционной технике рисования углемМетодические рекомендации по нетрадиционной технике рисования углем Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Хочу предложить вашему вниманию методические рекомендации.

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер — класса Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас» Одна из новых форм, появившихся в методической работе в последние.

Методические рекомендации по работе с «Лентой букв»Методические рекомендации по работе с «Лентой букв» «Лента букв» - учебно-наглядное пособие. Когда я училась в школе, данное пособие висело у нас в классе над доской. Я им не пользовалась,.

Методические рекомендации по развитию мелкой мускулатурыМетодические рекомендации по развитию мелкой мускулатуры Забавные перевёртыши из 1900-х годов О пользе самодельных игрушек для развития детей говорится очень много. Говорили мы и о старинных.

Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком»Методические рекомендации по теме «Знакомство с одуванчиком» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости, посетившие мою страничку! Рада всем вам! Сегодня предлагаю Вашему вниманию материал,.

Методические рекомендации по заучиванию стихов с использованием мнемотехники «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на.

Методические рекомендации при разучивании песни «Машина» Методические рекомендации при разучивании песни" Машина", музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой. Диапазон песни :фа - си - бемоль Программное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Изучение поз классического танца»
Опубликовано: 15 июля 2020 в 22:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД