Лучший педагог года

Методические рекомендации по заучиванию стихов с использованием мнемотехники

Любовь Шкунова
Методические рекомендации по заучиванию стихов с использованием мнемотехники

«Читайте детям стихи,

пусть ухо их приучится к гармонии русского слова,

сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Г. Белинский

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трёхкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

Публикация «Методические рекомендации по заучиванию стихов с использованием мнемотехники» размещена в разделах

«Мнемотехника» (от греческого слова «мнемо»- память).

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;

помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;

обеспечить запоминание, с помощью мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц;

учить воспринимать схемы-модели, умение объяснять их;

научить выразительно читать перед слушателями;

воспитывать любовь к поэзии.

Рекомендуется подбирать к стихам, предлагаемым детям, соответствующие картинки. Картинка является сотрудником слова в деле закрепления опытным, сенсорным путем добытого представления.

На формирование выразительности направлены следующие приемы:

• образец выразительного чтения;

• пример выразительного чтения ребенка;

• оценка чтения;

• подсказ нужной интонации.

Структура занятия по заучиванию стихотворений имеет много общего со структурой занятий по пересказу, где дети также учатся выразительно передавать прослушанный текст. Вначале желательно подготовить детей к восприятию стихотворения : провести кратковременную вводную беседу, помочь восприятию образов-моделей по содержанию стихотворения. Затем педагог выразительно читает стихотворение и повторяет его. В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания, и проводят небольшую разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения.

Стихотворение заучивается целиком (не по строкам или строфам, что обеспечивает осмысленность чтения, восприятие схемы-модели и правильную тренировку памяти. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности и естественность последних.

Дорожка заучивания. Методика мнемотехники

Специальные тренажеры по заучиванию стихотворения, как картинно-графическая система работы, развивают умение запоминать его, сохранять и воспроизводить с опорой на картинку или схему.

Так что же дает мнемотехника?

возможность накапливать огромное количество информации:

колоссальную экономию времени при запоминании;

возможность быстрого обучения;

мощное развитие мышления и внимания;

эффективную гимнастику для мозга.

Методика мнемотехники - это универсальный тренажер работы со стихотворением.

Специальные дорожки заучивания, должны быть в каждой возрастной группе, располагать их нужно в центре книги или в центре развития речи, сделаны в виде наборного полотна, в кармашки которого вставляются карточки - схемы или картинки по стихотворению, и в течение определенного времени это стихотворение находится в поле зрения детей, воспитатель может индивидуально поработать с ребенком, дети по -своему желанию (самостоятельно) могут подойти и повторить его в течение дня несколько раз.

Дорожки могут быть расположены как по одной полосе, так и в шахматном порядке.

Рисуем стихотворение.

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Описание методики

Берем заданное на изучение стихотворение.

Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей.

Все зависит от того, как удобнее.

Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для примера, рассмотрим стихотворения Т. Бокова

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

Аналогичные действия с другими блоками.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества.

Рекомендации

Подбирайте стихи, которые интересны детям. Стихи, которые помогают ему играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, стихи, которые помогут удивить его друзей. Они должны доставлять детям эстетическое удовольствие, приносить нравственную удовлетворенность (дети должны полюбить героев, ждать с ними новой встречи; им должно быть приятно, пережить вновь и вновь те чувства, которые вызвало у них стихотворение).

Детям нравится игра с рифмами и со звуками, что несомненно помогает в запоминании. Легче запоминаются короткие стихи, содержащие повторы, в которых много глаголов и существительных, где конкретность, образность сочетается с динамикой действия.

Важна установка на запоминание, мотивация детей (для чего это нужно). Установка мобилизует память, внимание; ребенок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Не рекомендуется заучивать стихи хором.

искажается или пропадает смысл стихотворения;

появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение;

пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными;

нет выразительности, появляется монотонность, ненужная тягучесть;

искажение окончаний слов, утомление детей от шума.

Стихотворение заучивается целиком, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии (у кого-то, получается, легко запомнить произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении какого-то отрезка времени).

Опираясь на актуальность проблемы, можно поставить задачи:

формировать интерес к поэтическим произведениям;

учить детей различным видам запоминания;

формировать умение слушать и понимать услышанное;

развивать четкость дикции, интонационную выразительность речи;

создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений;

развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.

Необходимо пополнять центр литературы и развития речи:

-художественными поэтическими произведениями, в соответствии программными требованиями и возрасту детей;

-книжки-малышки;

-портреты писателей, художников – иллюстраторов;

- альбомами: картинок, чистоговорок, поговорок, считалок, потешек, загадок, стихов по лексическим темам и разных авторов;

-дидактическими героями – «маленькая поэтесса», гномы – помощники, «поэтический сундучок», «музыкальная шкатулка», «теремок интонационной выразительности (с определенной атрибутикой)»;

- магнитофоны (для прослушивания стихотворных текстов актерами и для записи, микрофоны различной окраски (отражающие времена года или голосовую окраску героев);

- фланелеграф и театр картинок для него;

- атрибуты к разным видам театра.

- речевые подушки и речевые кубики, таблицы – схемы и речевые тренажеры;

- папки со схемами заучиваемых стихотворений;

- дидактические игры на развитие технической стороны речи.

Предлагаем вам использовать в своей работе советы (законы) Дейла Карнеги по улучшению памяти:

- Первый «закон» памяти – получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо сосредоточиться, внимательно наблюдать, старайтесь получить зрительное впечатление (нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу).

- Второй «закон» памяти – повторение.

- Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Современному человеку нужна поэзия, потому что она «помогает понимать другого человека, так же как и сопереживаемая музыка, но она еще и дает слова для этого понимания». Украинский поэт XX столетия Василий Симоненко сказал, что «Поэзия – это прекрасная мудрость». Пусть наши дети обогатятся тем, что наилучшего накоплено в человеческой культуре. Им нужно только чуточку помочь.

Публикации по теме:

Книжки-самоделки в группе раннего возрастаКнижки-самоделки в группе раннего возраста Книжки – самоделки в группе раннего возраста. Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполняется.

Консультация для воспитателей «Дети и поэзия» «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного. Пусть поэзия действует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по заучиванию стихов с использованием мнемотехники
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 13:36
+101Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 92.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД