Приложение МААМ

Примерная программа кружка «Природотворчество»

Елена Яфаева
Примерная программа кружка «Природотворчество»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования».

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

К. Е. Тимирязев

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности. В первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Большинство изменений в мире природы человек может заметить в непосредственном контакте с ними. Поэтому, важно вызвать интерес у ребёнка к природе. Не следует загружать детей обилием информации. Важно, чтобы малыш всё увидел сам, сам потрогал и составил свои впечатления. Малыш познаёт мир, исследуя его, экспериментируя, делая всё новые открытия. Дети - это пытливые исследователи мира. На опытах в лаборатории мы с ребятами исследуем свойства песка, глины, камней и др. Экспериментируем с водой: меняем цвет, замораживаем, нагреваем воду, фильтруем и выводы фиксируем в рисунках. Экспериментирование сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями: смехом, удивлением, радостью, иногда огорчением. Дети сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт – постройку, сказку, поделку, насыщенный запахами воздух, окрашенную воду и т. п.

Публикация «Примерная программа кружка „Природотворчество“» размещена в разделах

Цель работы – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента, создание в детском саду экологического центра, который включает в себя: экспериментальную лабораторию, зелёную зону, мини – мастерскую по экспериментированию с бросовым и природным материалом. Такой центр необходим для того, чтобы ребёнок мог сам осуществлять плановые наблюдения, осваивать технику экспериментирования. Для того, чтобы формировать представления у детей о возникновении приборов в истории человечества, находить ответы на многие вопросы, устанавливать истину, видеть всё своими глазами, развивать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру и формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и во время работы в мастерской.

Таким образом, создав экологический центр, определив основную цель, я поставила перед собой следующие задачи:

1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)

3. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

4. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

5. Приобщать детей к красоте окружающего мира.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов в лаборатории и в мастерской.

7. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Организация самостоятельной экспериментальной деятельности ребёнка, обеспечивающей его развитие, возможно при определё нных условиях:

• Педагог должен стать реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включиться в фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

Создание методической системы работы по детскому экспериментированию:

-обеспечение методической литературой,

- художественной литературой о природе (картотеки,

- составление планов проведения опытов и экспериментов,

- разработка конспектов занятий,

- разработка проекта программы по работе с семьёй,

- составление комплексно – целевой программы развития экологического центра

• Организация предметно – развивающей среды.

В уголке растёт около 50 видов комнатных растений.

Работает экспериментальная лаборатория, в которой собрано всё необходимое оборудование для проведения опытов.

Для проведения занятий, создан мини-планетарий, где имеется дидактический материал и оборудование.

Проводятся занятия в мини-мастерской «Природо-творчество» по экспериментированию из «природного материала»

• Сотрудничество с педагогами и родителями детского сада.

Провожу ежегодно консультации по теме детского экспериментирования, деловые игры-опыты, семинары по проблемным ситуациям, открытые просмотры опытов и занятий, индивидуальные беседы на тему экологического воспитания и роли семьи в решении экспериментальных задач. Также ежегодно занимаюсь организацией различных конкурсов: конкурсы поделок из природного материала, «Новогодний Рождественский букет», конкурс поделок из «природного материала.

Мы проводим совместные занятия с детьми и родителями, круглые столы «Семейный опыт», где предлагаю родителям обменяться опытом развития творческих способностей в семье. Проводим с родителями «Весёлые мастерские».

Для родителей постоянно обновляется наглядная информация.

Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый маленький ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

Моя задача состоит в том, чтобы не дать этому стремлению угаснуть.

Работа в нашей лаборатории проводится мною с детьми средней, старшей и подготовительной групп.

Для педагогов и родителей предлагаю консультации «Роль семьи в развитии исследовательской активности детей»; «Игры и упражнения».

Эксперименты проходят динамично, включая игры, физкультминутки, моменты релаксации, пальчиковой и артикуляционной гимнастик.

Следующим этапом знакомства с работой экологического центра является знакомство с мини – мастерской «Самоделкино».

Экспериментирование в мини-мастерской «Самоделкино».

целью является:

- формирование основ разумного использования материальных ресурсов, в конструировании из «природного» материала в содержательной досуговой деятельности, объединяющей отдых, развлечения, игру, самообразование и творчество.

Программа работы в мастерской основана на принципах:

- гуманизации образовательного процесса (раскрытие потенциальных возможностей ребёнка; уважение права ребёнка на выбор занятия в свободное время).

- деятельностнного подхода (субъект – субъектные взаимоотношения педагога с детьми, сотрудничество).

При создании мастерской в нашем детском саду я использовала принцип гибкого зонирования, т. к. мини-мастерская представляет собой функциональное помещение, оснащённое всем необходимым оборудованием для экспериментирования из «бросового» материала.

Созданы зоны:

1. Экспериментирования

2. Творчества

3. Хранения «Бросового» и природного материала

4. Хранения методических пособий

5. Хранения инструментов

6. Хранение готовых изделий.

С детьми мы делаем игрушки, песочные наборы, погремушки, домики, рыбки, кормушки и д. р; подарки-сувениры

Занятия проводятся один раз в неделю с детьми старшей и подготовительной групп во второй половине дня, в часы для досуга.

Для работы собрана вся необходимая методическая литература, разработано тематическое планирование, конспекты занятий, карточки-схемы, предметно-схематические модели, картотеки инструментов, образцы поделок

При создании мастерской мною были разработаны общие правила техники безопасности и правила обращения с ножницами, шилом, ножом, иглами и др.

Весь материал мастерской вариативен, динамичен, открывает широкий простор для детского экспериментирования, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения дошкольных учреждений, предельно дёшев и доступен ведь нам предоставила его природа.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу о том, что дети научились понимать познавательную задачу и стали самостоятельно ставить задачи, научились выдвигать предложения о возможном течении явления природы и предлагать способы проверки. Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованиям, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т. п., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка.

Я считаю, что опыт работы в такой творческой лаборатории эффективен.

Данные выводы основаны на результатах позитивной динамики достижений дошкольников за последние три года. Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много.

Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной

деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального

развития, а также уровень ее освоения ребенком.

Уровень знаний и умений детей повысился за время занятий в творческой

лаборатории.

2012 на начало года 30 %-низкий 55%-средний, 15%- высокий уровень знаний.

на конец года 45%-средний, 55%- высокий уровень знаний.

2013- на начало года 45%-средний, 55%- высокий уровень знаний.

на конец года 25%-средний, 75%- высокий уровень знаний.

Ожидаемым результатом от внедрения метода экспериментирования является приобретение детьми опыта видения предметов и явлений; всматривание в них; развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, создавать предметы искусства через исследования природного материала и изменение его назначения.

В перспективе – широкое внедрение метода во всех возрастных группах.

В дальнейшем, буду продолжать работать в направлении развития детского экспериментирования: планирую разработать систему проведения семинаров-практикумов с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию; По работе с родителями – организация практической работы: выпуск мини-газеты «Исследователи», организация совместного кружка «Золотые руки» по работе с «природным материалом; проведение блиц опросов, дискуссий и КВНов.

Рабочая программа кружка “ Природо-творчество ”

Пояснительная записка

В наше время большую популярностьприобрела тенденция что общение с природой обогащает детей, учит наблюдать и различать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом развивает усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие.

Доступность природного материала, простота его заготовки и обработки, несложная техника работы с ним как нельзя лучше подходит для детей дошкольного возраста.

Программа “ Природо-творчестворазработана на основе:

– типовой программы кружка “Работа с природными материалами” (Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Художественные кружки”, Москва, “Просвещение”, 1981г.).

– специальной литературы по технологии работы с природным материалом. (В конце программы приведен список литературы.)

– профессионального личного опыта педагога.

В основе программы лежат следующие направления :

– художественная флористика или аппликация из природного материала, аппликация из соломки.

-роспись и рисование на различных природных материалах.

-создание скульптурных композиций с использованием природного материала.

- использование нетрадиционных техник.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Набор групп осуществляется по возрастному принципу: 5-6 лет (первый год обучения, 6-7 лет (второй год обучения). Программа предназначена для детей имеющих склонность к изобразительному творчеству, рукоделию, кропотливой работе.

Цель программы :

развитие творческих способностей, художественного вкуса детей, формирование устойчивого интереса к изучению и бережному отношению к природе.

Задачи:

1. Обучающие

– познакомить детей с “экологической тропой ДОУ”, научить распознавать и называть растения;

– научить детей технике работы с природным материалом (растения, солома, шишки, камни….).

– научить опытным и экспериментальным путём подбирать материал для работы и правильно использовать его свойства.

2. Развивающие

– развивать творческое самовыражение ребёнка через полученные знания и умения;

– способствовать развитию воображения, восприятия, волевых качеств, творческих способностей, художественного вкуса.

3. Воспитательные

– пробуждать в детях интерес и любовь к природе, воспитывать бережное отношение к ней;

– формировать чувство коллективизма, воспитывать стремление к совместной деятельности.

К концу первого года дети должны:

– знать основные виды растений используемых при работе с природным материалом, различать и называть растения, используемые в работе;

– иметь представление о способах сбора, засушивания и хранения растительного материала;

– владеть навыками работы с природным материалом.

– Использует более 2-3 цветов при цветовом решении своей работы.

– выполнять композиции из готовых форм;

– выполнять простые композиции в живописной технике;

– определять свойства основных природных материалов.

– определять своё место в коллективе, оказывать взаимопомощь товарищам.

К концу второго года дети должны:

классифицировать растительный материал и правильно называть: листья деревьев, кустарников, цветы, травы;

– знать основные способы засушивания растений, хранение природного материала;

– уметь передавать характерные особенности предмета с помощью растительного материала;

– выполнять композиции различными приёмами (смешивая техники работы)

– оказывать сотрудничество и взаимопомощь товарищам.

– Видеть красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе.

–Увлеченно выполнять работу, создавать образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

– Использовать всю цветовую гамму. Самостоятельно работать с оттенками

Принцип организации занятий:

I года обучения – подгрупповой (10-12 детей).

II года обучения – подгрупповой (10-12 детей).

Программа рассчитана : первый год обучения на 52 занятия (из расчёта проведения занятий 2 раза в неделю с октября по апрель, длительность 25 минут.); второй год обучения 52 занятия (из расчёта проведения занятий 2 раза в неделю с октября по апрель, длительность 30 минут.).

Примерный тематический план

Тема I год обучения кол-во занятий II год обучения кол-во занятий

1 Вводное занятие 1 1

2 Заготовка природного материала 2 2

3 Создание композиций из сухих растений 6 8

4 Создание скульптурных композиций с использованием природного материала 30 4

5 Композиции с использованием различных приёмов, смешанных техник и нетрадиционного рисования 9 20

6 Коллажи 3 16

7 Итоговое 1 1

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I год обучения

Вводное занятие (1 занятие)

Знакомство с работой кружка. Экскурсия по экологической тропе ДОУ.

Заготовка материала (2 занятия)

Правила сбора природного материала. Засушивание растений в гербарных прессах.

Создание композиций из сухих растений(6 занятий)

Экспериментирование с природным материалом (2 занятия)

Тема: Осень в лесу (1 занятие)

Создание композиции с осенними деревьями.

Тема: Дружок (1 занятие)

Выполнение аппликации щенка (котёнка) по трафарету, с использованием листьев.

Тема: Лес (1 занятие)

Выполнение аппликации, с использованием листьев, трав и т. д.

Тема: Ваза для мамы (1 занятие)

Выполнение аппликации, с использованием листьев, трав и т. д.

Создание скульптурных композиций с использованием природного материала

(33 занятия)

Тема: Дары осени (1 занятие)

Аппликация овощей, фруктов, грибов из засушенных листьев.

Тема: Сказочный лес (2 занятия)

Рассматривание листьев разных растений. Тонировка фона акварелью. Выбор растений для аппликации. Наклеивание на фон.

Тема: Звери доктора Айболита (2 занятия)

Выполнение аппликации из листьев осины по образцу (кот Кузя). Работа по замыслу. Подбор листьев. Наклеивание на фон.

Тема: Осенний букет (2 занятия)

Подготовка фона. Тонировка цветными карандашами. Составление букета, наклеивание на фон.

Тема: Иллюстрирование сказки “колобок” (4 занятия).

Чтение сказки, выбор сюжета для иллюстрации. Подготовка фона. Составление героев сказки, наклеивание на фон. Завершение работы над иллюстрацией, проработка мелких деталей. Оформление книги детскими иллюстрациями.

Тема: Джунгли (2 занятия)

Беседа с детьми о джунглях, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона. Подбор листьев для аппликации. Составление композиции, наклеивание растений.

Тема: Обитатели цветочной поляны (2 занятия).

Беседа с детьми о насекомых, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: Иллюстрирование сказки “Муха-цокотуха” (4 занятия). Чтение сказки, выбор сюжета для иллюстрации. Подготовка фона. Составление героев сказки, наклеивание на фон. Завершение работы над иллюстрацией, проработка мелких деталей. Оформление книги детскими иллюстрациями.

Тема: В гостях у сказки (4 занятий).

Беседа с детьми о любимых сказках. Выполнение эскизов к работе. Подготовка фона. Составление героев сказки, наклеивание на фон. Завершение работы над иллюстрацией, проработка мелких деталей. Оформление книги детскими иллюстрациями.

Тема: Птицы волшебного леса (2 занятия).

Беседа с детьми о птицах, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: Открытка для папы (2 занятия)

Беседа с детьми о Дне защитника отечества, поздравительной открытке. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: В царстве Нептуна (2 занятия)

Беседа с детьми о подводном мире. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Подбор листьев для аппликации, наклеивание на фон.

Тема: Космическое путешествие (2 занятий).

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Выбор растений для аппликации. Составление композиции, наклеивание на фон.

Тема: Подарок для мамы (2 занятия)

Беседа с детьми о маме. Подготовка фона – тонировка цветными карандашами. Выбор растений для панно. Составление композиции, наклеивание на фон.

Композиции с использованием различных приёмов (14 занятий)

Тема: Золотая рыбка (6 занятий).

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций. Выполнение эскиза работы.

Подготовка фона (заклеивание растениями). Перевод деталей рисунка рыбы на кальку. Заклеивание деталей растениями. Вырезание деталей рыбы, сборка, наклеивание на фон. Проработка мелких деталей (водорослей, камушков).

Тема: Попугай Кеша (8 занятия)

Выполнение эскиза. Подготовка фона. Заклеивание фона листьями малины, аквилегии. Заклеивание птицы листьями рябины (туловище, голова, крыло). Завершение работы над птицей. Выполнение мелких деталей. Оформление работы.

II год обучения

Вводное занятие (1 занятие)

Беседа с детьми о растениях севера. Экскурсия по экологической тропе ДОУ.

Заготовка материала (2 занятия)

Повторение правил сбора растений. Сбор растений. Засушивание растений в гербарных прессах.

Композиции из готовых форм растений (4 занятия)

Тема: Букет (миниатюра) (2 занятия)

Подготовка фона. Выбор растений для букета. Составление композиции, наклеивание растений на фон, оформление работы.

Тема: Новогодняя открытка (2 занятия)

Выполнение эскиза. Подготовка фона. Выполнение и наклеивание елочек из листьев дудника, папоротника, аконита. Снега из листьев мать и мачехи.

Композиции с использованием различных приёмов (28 занятий)

Тема: Пейзаж (8 занятий)

Выполнение эскиза. Работа над дальним планом. Заклеивание растениями неба.

Наклеивание леса. Работа над средним планом. Заклеивание растениями земли.

Работа над деталями пейзажа (Деревья, камни). Работа над передним планом. Наклеивание травы, цветов. Доработка мелких деталей. Оформление работы.

Тема: В мире животных (8 занятий)

Выполнение эскиза. Подготовка фона – наклеивание листьев. Деление рисунка на детали, перевод их на кальку. Заклеивание деталей растениями. Вырезание деталей. Выкладывание и наклеивание рисунка. Проработка мелких деталей. Оформление работы.

Тема: Натюрморт с цветами (8 занятий)

Выполнение эскиза. Заклеивание фона листьями малины. Заклеивание вазы листьями. Составление, наклеивание букета на фон. Проработка мелких деталей. Оформление работы.

Тема: В гостях у сказки (8 занятий)

Выполнение эскиза. Подготовка фона. Наклеивание листьев. Деление рисунка на детали, перевод их на кальку. Заклеивание деталей растениями. Вырезание деталей. Выкладывание и наклеивание рисунка. Проработка мелких деталей. Оформление работы.

Композиции из соломки (17 занятий)

Тема: Декоративное панно (3 занятия)

Подготовка соломы к работе. Наклеивание соломы на кальку. Вырезание деталей панно, сборка на фон. Оформление работы.

Тема: Букет (6 занятий)

Подготовка фона наклеивание тканина картон. Изготовление рамки из бумажного шпагата.

Подготовка соломы к работе наклеивание соломы на кальку. Вырезание деталей букета. Сборка букета на фон.

Тема: Кораблик (8 занятий)

Выполнение эскиза. Перевод деталей рисунка на кальку. Подготовка фона. Наклеивание ткани на картон. Подготовка соломы к наклеиванию. Заклеивание деталей парусника соломой. Сборка парусника на фон. Доработка деталей (вода, чайки). Оформление работы.

Методическое обеспечение программы

Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы. Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей:

– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ);

– наглядные (картины, схемы, образцы, рисунки);

– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);

игровые (дидактические, развивающие, подвижные);

– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).

Работа с детьми строится на принципах:

– от простого к сложному;

– индивидуального подхода;

– развития творческой инициативы;

– бережного отношения к природе, соблюдения правил поведения в ней.

В творческой деятельности у дошкольника развиваются чувство материалов и декоративности, пространственное воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного мышления. Все это имеет огромное значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Изобразительная деятельность значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период.

В связи с этим важны показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. В качестве их я использую разработанные показатели и критерии по программе «Истоки», И. А. Лыковой, Т. Г. Казаковой, Л. А. Парамоновой, Е. А. Флёриной, А. Е. Шибицкой, Т. С. Комаровой, А. Н. Малышевой. Для более глубокого и основательного анализа мы с коллегами на заседаниях городского методического объединения «ИЗО в МДОУ», разработали и неоднократно использовали при оценке эффективности созданную нами систему занятий, направленную на обучение детей изобразительной деятельности и развитие их творчества.

Полный набор критериев и показателей, объединен в единую таблицу, что позволяет оперативно проанализировать более глубоко характеристики уровня овладения детьми изобразительной деятельностью. Для этого мы отобрали ограниченный набор критериев и показателей, общий для всех видов изобразительной деятельности

На основе этих показателей проводится диагностика обследования умений и навыков дошкольников в дизайн – деятельности.

В качестве тестового задания нами было выбрано задания дорисовывания кругов. Выбор диагностического задания был продиктован следующими соображениями: оно является частью задуманной программы, направленной на развитие детского изобразительного творчества и в связи с этим стимулирует творческие способности детей и дает детям возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт. Задания должны быть в совокупности изображенных образов, имеющих общую основу (круг, отразить сложности творческого процесса. На альбомном листе бумаги нарисованы графитным карандашом 6 кругов одинаковой величины (диаметр 4,5 см). Детям предлагается подумать, чем может быть каждый круг, и дорисовать.

Результаты выполнения детьми задания оцениваются по 3-х бальной системе.

Оценка 3 (высокий уровень) ставится тем детям, которые наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образца.

Оценка 2 (средний уровень) ставится тем детям, которые наделяют образным содержанием все или почти все круги, но допускают почти буквальное повторение (например, цветочек или мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, солнышко и т. п.).

Оценка 1 (низкий уровень) ставится тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца и небрежно.

Конечно, принятая оценка очень проста и не позволяет достаточно точно и разностороннее охарактеризовать уровни интеллектуально-эстетического развития детей.

Но я исхожу из того, что, во-первых, в диагностике это не единственное задание и оно лишь дополняет данные, полученные при применении других диагностических методик, а, во-вторых, я считаю достаточно важным, то, что данная методика настолько

проста, что может быть использована любым воспитателем. И это позволит педагогам увидеть насколько эффектна их работа по обучению детей изобразительной деятельности и развитию их творчества.

Здесь оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы ли характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы). Учитывается также техника рисования и закрашивания. Подсчитывая общее количество баллов, полученное детьми каждой группы, делится на количество детей в ней.

Также подсчитывается общее количество образов, созданных детьми группы, и выделяется число индивидуальных изображений.

Для определения уровней развития изобразительных умений и навыков детей и их творческих проявлений я руководствовались критериями, разработанными Т. С. Комаровой.

1. критерий: содержание выполненного изображения, его компоненты, их разнообразие;

2. критерий: передача формы (формы простая или сложная, передана точно или искаженно);

3. критерий: строение предмета (части расположены, верно, или нет);

4. критерий: цвет (цвета яркие или бледные, теплые или холодные);

5. критерий: характер линий (нажим сильный или слабый, раскраска мелкими штрихами или крупными).

Чтобы проверить, в какой степени ребенок овладел тем или иным умением, я провожу контрольное обследование 2 раза в год. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков.

Параметры развития детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности.

Параметры развития Виды творческого развития Высокий уровень развития Средний уровень развития Низкий уровень развития

Овладение техническими навыками и умениями.

Живопись

Графика

Архитектура

Скульптура

Художественно – прикладное творчество

Нетрадиционные техники

Нетрадиционные техники

Полностью владеет техническими навыками и умениями. Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений.

Пользуется помощью педагога.

Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками Использует всю цветовую гамму.

Использует не более 2-3 цвет

Развитие цветового восприятия

Развитие композиционных умений

Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел.

Испытывает затруднения в композиционном решении

Изображает предметы не объединяя их единым содержанием

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки.

Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы.. Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА

обследования уровня развития детей старшего дошкольного возраста в художественно – творческой деятельности

п\п

Фамилия

имя

ребенка

Живопись

Графика

Архитектура

Скульптура

Художественно- прикладное творчество

Нетрадиционное рисование

1полугодие 2полугодие 1полугодие 2полугодие 1полугодие 2полугодие 1полугодие 2полугодие 1полугодие 2полугодие 1полугодие

2полугодие

1

2

3

4

5

6

Примечание :

«В» - высокий уровень развития

«С» - средний уровень развития

«Н» - низкий уровень развития

Список литературы

Башарина Н. М. Аппликация из соломки в детском саду/ Ярославль: Академия развития,2009. - ( Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям и родителям.).

Белецкая Л. Б., Боброва К. А. Флористика. /М. : ООО Издательство АСТ; Донецк: Сталкер, 2004г.

Бубекина Г. В., Гославская Т. П. Самоделки из природного материала : В помощь кружкам “Умелые руки”. /М. : Молодая гвардия, 1960г.

Булич О. Н. и др. Соавтор природа. Флористика. Лесная скульптура. Мозаика по дереву. /М. : Эллис Лак, 1996г.

Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала : Книга для воспитателя детсада. /М. : Просвещение, 1991г.

Гусакова М. А. Аппликация: учебное пособие для учащихся пед. Училищ /М. : Просвещение, 1987г.

Кривошеева Л. И. Начальный этап обучения работе с природным материалом. Методические рекомендации. /Мурманск, 1994г.

Новикова И. В. Аппликация из природных материалов в детском саду. Средняя, старшая и подготовительная группы. / Ярославль: Академия развития, 2006г

Новикова Е. Ф. Вдохновение: Аранжировка цветов. Флористика. /Мн. : ПП “МЕТ”, 1994г.

Паславский А. С. Природа, фантазия, творчество. Игра-занятие. / Киев: Весёлка, 1978г.

Перевертень Г. И. Волшебная флористика. / М. : АСТ-СТАЛКЕР, 2005г.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. /М. : Просвещение, 1981г.

Стецюк В. Г. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. /М. : АСТ-ПРЕСС, 2002г. – (энциклопедия).

Публикации по теме:

Картотека опытов Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь.

Программа индивидуального педагогического развитияПрограмма индивидуального педагогического развития Тема:Развитие ценностного отношения к природному миру Кубани через поисково-экспериментальную деятельность. Актуализация «Мир, окружающий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерная программа кружка «Природотворчество»
Опубликовано: 29 апреля 2013 в 21:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Примерная программа кружка «Природотворчество»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яфаева (УИ 65174) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД