Елизавета Сотникова
Методическая разработка Проект детско-родительский клуб «Умелые ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект Детско-родительский клуб «Умелые ручки»
Продолжительность: долгосрочный.
Сроки реализации: сентябрь 2020г. - май 2021 г.
Участники: педагоги 2 младшей группы, дети, родители.
Актуальность
«Семья - это общество в миниатюре,
от целостности, которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества»
Феликс Адлер
Публикация «Методическая разработка Проект детско-родительский клуб „Умелые ручки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Наши дети… Как порой в суете и заботах мы забываем поговорить с ними, посмотреть в глаза, обнять и сказать, что мы их любим. Дети очень быстро растут, время не остановить, не вернуть. Дорог каждый день и каждый час общения с ребенком, но больше всего дети нуждаются в нашей любви, заботе, защите. Современный родитель, занятый решением бытовых и производственных проблем, уделяет очень мало времени общению с ребенком. Вырастает новое поколение детей, у которых отсутствует потребность общаться с родителями.
Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных в современной педагогической практике. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, и др.
Основными принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является: содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество организации с семьей. Поэтому нам необходимо организовывать такие виды мероприятий с родителями, чтобы они были интересны. Мы в нашем детском саду используем нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из них создание родительского клуба.
Клуб - наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармоничной личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями, прежде всего с мамой.
«Два берега одной реки» - главный принцип нашего детско-родительского клуба, по которому мы строим взаимодействие с семьей.
Цель: установление взаимодействия дошкольного Учреждения с семьями воспитанников по вопросам образования ребенка, в том числе посредством создания творческих образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Задачи:
-оказание консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (направление «художественное творчество»);
-психолого–педагогическое просвещение родителей (законных представителей) воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (направление «художественное творчество»);
- проведение мероприятий, повышающих авторитет и имидж дошкольного Учреждения у родителей, общественности.
Гипотеза
При реализации инновационных форм сотрудничества с семьей будет создана новая система взаимодействия ДОУ с родителями, которая позволит осуществлять воспитание и развитие дошкольников совместными усилиями ДОУ и семьи и исключить формальность в работе с родителями.
Предполагаемый результат :
- рост психологического и педагогического профессионализма педагогов и компетентности родителей в познавательной сфере дошкольников, а также сохранении и укреплении здоровья детей;
- активизация участия семьи в работе группы, образовательного учреждения, обеспечивающая комплексный подход к вопросам воспитания и развития личности ребенка и решении психолого-педагогических задач ДОУ;
- обновление форм и методов взаимодействия с родителями;
- диссеминация передового педагогического опыта по интеллектуальному и художественному - эстетическому развитию дошкольников посредством работы клуба «Умелые ручки» в практику работы ДОУ по другим направлениям деятельности с детьми;
- повышение мотивации педагогов ДОУ для осознанного выбора инновационных форм сотрудничества с родителями;
- улучшение микроклимата самой семьи за счет повышения самооценки родителей как воспитателей своего ребенка и достижения большей психологической гармонии отношений между всеми членами семьи;
- разнообразие и улучшение досуга семьи.
Ожидаемые риски:
- сопротивление родителей участию в работе клуба вызванное высокой загруженностью;
- возможность «потребительского отношения родителей»;
- нерациональное распределение родителей, участвующих в различных направлениях работы клуба.
Предупреждение рисков:
- организация клуба на базе ГБДОУ №8;
-распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами;
- составление гибкого графика проведения клубных мероприятий;
- разработка стратегий и тактики привлечения родителей в ГБДОУ;
- оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (сайт группы «Бельчата»);
- высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей;
- добровольность участи в клубной работе.
Ожидаемые результаты:
-создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
- активизация и обогащение педагогических знаний и умений родителей;
- творческих креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности через определённый вид художественно-эстетической деятельности.
-вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
Критерии эффективности:
1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового, что создает условия для перевода ДОУ из режима функционирования в режим развития.
2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно постоянное изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использованы во время реализации этапов проекта, должны способствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в способностях ребенка для оценки его успешности. Трансляция родителям положительного образа ребенка под девизом: " Ваш ребенок - лучше всех!" с осторожными советами. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. Назрела пора создать новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Для этого нужны преобразовательные действия, которые позволяют в рамках проекта апробировать новые формы сотрудничества с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам. Основные принципы преобразований при организации работы с семьей в рамках новой философии:
- Открытость детского сада для семьи.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.
Механизм реализации проекта
Деятельность клуба началась с 2020 года. Педагоги группы периодически обсуждают те вопросы, которые возникают при организации деятельности клуба, обмениваются идеями, партнерскими намерениями, обсуждают конкретные возникающие проблемы и трудности, делятся информационными ресурсами. Ситуация открытости обогащает педагога, позволяет уверенней решать задачи, определять формы работы по организации взаимодействия, договариваться о решении общих значимых проблем.
Педагогами был выработан механизм взаимодействия всех участников родительского клуба «Умелые ручки», выбраны эффективные формы работы и разработаны этапы реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный; срок реализации – ноябрь 2020 г.
1.1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
1.2. Беседы с родителями.
1.3. Разработка положения детско-родительского клуба.
1.4. Разработка тематического плана.
1.5. Создание условий для организации работы.
2 этап – основной; срок реализации - декабрь 2020г. – май 2021 г.
2.1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2.2. Реализация планов взаимодействия участников проекта.
2. 3. Организация встреч клуба.
3 этап – заключительный; срок реализации – май 2021 г.
3.1. Анализ полученных результатов
3.2. Презентация проекта - Май 2021г
План работы на 2020–2021 год Детско-родительского клуба «Умелые ручки»
Месяц Техника нетрадиционного рисования Тема
январь рисование пальчиками Нарядим елочку
Цели: учить самостоятельному рисованию красками при помощи пальцев по образцу (без показа); уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 с заготовками для рисунков (по количеству детей) : контурами ёлок; вода в баночках; салфетки; готовая картинка – образец.
Конфетти
Цели: продолжать учить рисовать детей при помощи пальцев; знакомить с цветом, закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию; развивать бытовые навыки.
Материалы: специальные краски для рисования руками, разведённая гуашь или акварель; бумага для рисования красками формата А4 (по количеству детей); вода в баночках; салфетки; хлопушка с конфетти или конфетти в пакетике.
февраль штамп Кубики
Цели: научить детей рисовать красками с помощью штампа, используя деревянные фигурки; ориентироваться на листе бумаги; уточнять и закреплять знания цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: гуашь; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики.
Башни
Цели: продолжать учить детей рисовать красками при помощи штампа, используя деревянные кубики; соблюдать ритм при использовании двух цветов; ориентироваться на листе бумаги, располагать отпечатки определенным образом относительно друг друга; уточнять и закреплять знание цветов и форм; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материалы: краски - гуашь или акварель; листы бумаги для рисования красками формата А4 (по количеству детей); деревянные фигурки – кубики (не обработанные лаком или краской); полиэтиленовые крышки; вода в банках; салфетки; разноцветные кубики из строительного набора.
март рисование ватными палочками Веточка мимозы
Цели: учить рисовать веточку мимозы ватными палочками; уточнять и закреплять знания цветов; воспитывать желание сделать маме подарок своими руками.
Материал: листы бумаги с заготовками для рисунков (по количеству детей); ватные палочки; гуашевая краска желтого цвета; салфетки; стаканчики с водой; рисунок – образец.
Узор на платочке
Цели: продолжать учить детей рисовать ватными палочками; ориентироваться на листе бумаги; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; квадратные листы бумаги белого цвета; ватные палочки; гуашь.
апрель тычок Пушистые котята
Цели: познакомить детей с техникой тычкования полусухой жёсткой кистью (имитация шерсти животного); упражнять в аккуратном закрашивании тычком жёсткой кистью; учить фрактурно изображать животное; уточнить и закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков: контурное изображение котенка (по количеству детей); гуашь разных цветов; жесткие кисти.
май тычок Одуванчики
Цели: продолжать знакомить детей с техникой тычкования; упражнять в технике тычка; закрепить знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.
Материал: рисунок – образец; листы бумаги с заготовками для рисунков; гуашь желтого, зеленого и белого цвета; жесткие кисти.
№ п/п Мероприятия Дата Ответственный
1 «Осеннее дерево» (нетрадиционная техника рисования) Сентябрь Педагоги группы
2 Мастер – класс поделок из природного материала. «Осенние фантазии» Октябрь
3 Открытка ко Дню Матери. «Сердце для мамы» Ноябрь
4 Агитационная листовка «Ёлочка живи!» Декабрь
5 Поделка из бумаги «Крещенский вечерок» (коллективная работа) Январь
6 Стенгазета в День святого Валентина (коллективная работа)
«Открытка к празднику 23 февраля» (изготовление поздравительных открыток к празднику) Февраль
7 «Цветы к 8 марта» (изготовление поздравительных открыток к празднику)
«Рисование пейзаж» (нетрадиционной технике рисования) Март
8 «Вперед! К звездам!» (поделка ко Дню Космонавтики)
«Цыпленок» (изготовление поздравительных открыток к празднику Пасха) Апрель
9 Подведение итогов работы клуба. «Наши достижения». Выставка совместных работ родителей с детьми по итогам мастер – классов Май