Наталья Окорокова
Методическая разработка проекта «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района Санкт-Петербурга
Окорокова Наталья Александровна,
воспитатель, ГБДОУ детский сад № 40
Кировского района Санкт-Петербурга
Мухина Виктория Владимировна,
воспитатель, ГБДОУ детский сад № 40
Кировского района Санкт-Петербурга
Алексеева Светлана Юрьевна,
учитель-дефектолог, ГБДОУ детский сад № 40
Кировского района Санкт-Петербурга
Проект «Рукавичка»
образовательной области «Познавательное развитие»
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Санкт-Петербург
2019 г.
Публикация «Методическая разработка проекта „Рукавичка“» размещена в разделах
Паспорт проекта «Рукавичка»
образовательной области «Познавательное развитие»
с интеграцией в областях
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Физическое развитие»
в группе для детей с ограниченными возможностями здоровья (5-6 лет).
Срок проведения: 07 декабря - 14 декабря 2018 года
Вид проекта :
по характеру доминирующей информационно- социальный деятельности:
по количеству участников: групповой
по длительности: краткосрочный - 1 неделя
Проблемная ситуация:
С неожиданным наступлением холодов у некоторых детей для прогулки не оказалось рукавиц или были тонкие перчатки. В результате, во время прогулки, детским ручкам стало холодно.
Эта ситуация натолкнула всех нас на создание проекта «Рукавичка».
Цель проекта :
Подвести детей к пониманию того, как хорошо в определённые климатические периоды иметь в своём гардеробе такие предметы одежды как рукавицы или перчатки, ценить их, относиться бережно и аккуратно.
Задачи проекта :
Задачи образовательной области «Познавательное развитие» :
- закреплять представления детей о таких предметах одежды как рукавицы и перчатки; о подборе одежды в зависимости от погодных условий;
- расширять кругозор детей: знакомить с различными предметами быта в форме рукавицы (перчатки, их назначением, обращая внимание на материал, из которого они изготовлены;
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
- стимулировать речевую инициативу и самостоятельность детей в процессе монологической и диалогической речи;
- формировать культурно-гигиенические навыки;
Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
- создавать условия для творчества (выбор материалов, способов изготовления, а также формата продукта детского творчества);
-воспитывать желание и умение выступать перед зрителями: детьми и взрослыми.
Задачи образовательной области «Речевое развитие» :
- расширять активный и пассивный словарь,
- формировать навык словоизменения и словообразования в процессе дидактических игр и упражнений.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» :
- развивать крупную и мелкую моторику обеих рук,
- формировать навык самоконтроля, самооценки при выполнении движений.
Продукт проекта :
- оформление фотоальбома «Моя рукавичка»;
- создание дидактической игры «Половинки»;
- игра-драматизация по сказке «Рукавичка».
Подготовительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;
- Изготовление атрибутов к сказке;
- Ознакомление родителей с предстоящим проектом.
Ожидаемый результат:
- Формирование у детей понимания того, как хорошо в определённые климатические периоды иметь в своём гардеробе такие предметы одежды как рукавицы или перчатки;
- Включение родителей в активное участие в жизни группы;
- Развитие умения работать в команде для достижения общей цели (игра- драматизация).
Проектно - деятельностный этап:
Образовательная область Формы
организации Взаимодействие с родителями
Пятница, 07.12.2018
I-я половина дня
Предварительная работа:
- познакомить родителей с планом проекта;
- раздать каждому из родителей бумажную рукавичку-шаблон и предложить в домашних условиях совместно с ребёнком раскрасить её так же, как выглядит собственная рукавичка.
«Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие» -наблюдение на прогулке за погодой и за одеждой людей;
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие» - упражнение для пальцев рук «Варежки- перчатки»;
II-я половина дня
«Социально-коммуникативное развитие» - ситуативный разговор о важности рукавиц, перчаток в холодное время года;
«Художественно-эстетическое развитие» -рисование «Моя варежка»
Понедельник, 10.12.2018
I-я половина дня
Рекомендации для родителей:
- «Как одеть ребенка в холодную погоду на улицу».
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие».
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие». - речь с движением «Маша варежку надела»;
- Д/и «Я загадаю, а ты назови» (предметы одежды);
«Художественно – эстетическое развитие» -чтение и обсуждение русской народной сказки «Рукавичка»
II-я половина дня
«Художественно-эстетическое развитие» -изготовление атрибутов к игре- драматизации.
-Просмотр мультфильма «Варежка»;
Вторник, 11.12.2018
I -я половина дня Рекомендации для родителей:
Поговорить с ребенком о том, какие предметы в форме рукавиц или перчаток используются в быту;
сделать и принести фотографию ребенка с этим предметом для оформления фотоколлажа «Перчатки и рукавицы в быту».
«Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие,
«Речевое развитие». -Беседа «Чьи помощники»
с использованием ЭОР о предназначении рукавиц и перчаток в различных сферах деятельности;
II-я половина дня
«Художественно-эстетическое развитие» -Д/и «Подбери узор»
-изготовление атрибутов к игре- драматизации.
Среда, 12.12.2018
I-я половина дня
Рекомендации для родителей:
поиграть с ребенком в игру «Чьи?» (рукавицы мамины, папины и т. д.)
«Социально-коммуникативное развитие» -Д/у «Одень Алю на прогулку»;
-С/р игра «Магазин одежды»
II-я половина дня
«Речевое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», -Перчаточный театр «Рукавичка»;
Четверг, 13.12.2018
I-я половина дня
Рекомендации для родителей:
-Прочитать и обсудить русскую народную сказку «Рукавичка»
«Познавательное развитие»,
«Речевое развитие» -Д/и «Узнай на ощупь» (перчатки шерстяные, кожаные, резиновые)
II-я половина дня
«Художественно – эстетическое развитие» -Просмотр мультфильма «Рукавичка»;
Пятница, 14.12.2018
I-я половина дня Каждому из родителей показать получившийся фотоальбом «Моя рукавичка»;
На сайте «ВКонтакте» на странице группы выложить фото- и видеоматериалы о ходе игры-драматизации по сказке «Рукавичка».
«Художественно-эстетическое развитие»,
«Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие». -Игра- драматизация по сказке «Рукавичка»;
II-я половина дня
Подведение итогов проекта -Оформление и презентация фотоальбома «Моя рукавичка»;
-Создание д/и «Половинки».
Приложение.
Пятница, 07.12.18
• Наблюдение на прогулке за погодой и за одеждой людей.
Задачи:
- Побуждать детей обращать внимание на поведение и одежду прохожих – взрослых и детей,
- Учить находить признаки наступления холодов (люди прячут носы в воротники, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть);
- Стимулировать собственную речь детей, упражнять в назывании предметов одежды и их назначении.
Рукавички новые, тёплые, пуховые!
Мне их бабушка связала, подарила и сказала:
«Вот теперь у внучки не озябнут ручки!»
Загадка: Две сестрички, две плетёнки из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – их надевать, чтоб не мёрзли пять да пять!
• Упражнение «Варежки- перчатки».
Задачи:
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление (действия детей сначала по показу, а потом – по словесной инструкции);
- Развивать моторику пальцев рук – координированность, точность движений в процессе смыкания четырёх пальцев рук (варежка) или разведения всех пальцев (перчатка).
• Беседа о возникшей ситуации «Что случилось на прогулке?»
1) Вопросы:
- Что случилось сегодня на прогулке? У кого замёрзли руки? Почему?
- Как их можно согреть? (подуть тёплым воздухом, потереть друг о друга);
- В чём рукам будет теплее – в рукавичках или в перчатках? Почему?
2) Игровое упражнение «Чья рукавичка? Узнай по внешнему виду!»
• Рисование «Моя рукавичка».
Задачи:
- Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» или «рукавичек» по своим ладошкам – правой и левой;
- Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги;
- Развивать воображение;
- Координировать движение руки и глаза;
- Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих рукавичках в каждой паре).
Понедельник, 10.12.18
• Речь с движением «Маша варежку надела»;
Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?» (сжать пальцы в кулачок)
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал»! (все пальцы разжать, кроме одного)
Маша варежку сняла:
«Поглядите-ка, нашла! (разогнуть оставшийся согнутый палец)
Ищешь, ищешь и найдешь,
Здравствуй, пальчик, как живешь?» (сжать 4 пальца в кулачок, пошевелить большими пальчиками).
• Д/и «Я загадаю, а ты назови»
Цель: Учить детей описывать какой-либо предмет одежды, выделяя в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Задачи:
- Актуализировать словарь, закреплять грамматические навыки;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение) в процессе выстраивания умозаключений;
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
• Изготовление атрибутов к игре – драматизации.
Задачи:
- Вызвать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам русской народной сказки «Рукавичка»;
- Формировать коммуникативные навыки.
• Просмотр мультфильма «Варежка».
Задачи: - повторять знание текста сказки;
- расширять представления детей об окружающем мире,
- развивать мышление, чувство юмора;
- знакомить с примерами поведения, что способствует развитию социализации;
- -воспитывать у детей желание совершать добрые поступки.
Вторник, 11.12.18
• Беседа «Чьи помощники» с использованием ЭОР о предназначении рукавиц и перчаток в различных сферах деятельности.
Цель: Расширение представлений о предназначении одинаковых по названию, но разных по внешнему виду и назначению предметов.
Ход:
1) Педагог демонстрирует картинку на экране (Слайд 1) .
Вопросы: Что вы видите? Из чего сделаны эти перчатки? Их надевают на улицу, чтобы было тепло рукам? – Нет, резиновые перчатки помогают защищать руки от воды. Кому они нужны? (Слайд 2).
(Слайд 3) А эти перчатки кто наденет? – Доктор! (Слайд 4)
Почему? Зачем доктору такие перчатки?
(Слайд 5) – Посмотрите, и повар надел перчатки. Почему?
(Слайд 6) – Посмотрите, какие большие эти рукавицы. Удобно будет их носить детям? А взрослым? Кто же их наденет? (Слайд 7) – Строитель.
А это – (Слайд 8,9) – рабочий. У него – специальные перчатки, очень прочные, им не страшны порезы.
От чего эти рукавицы и перчатки будут защищать руки рабочих? – От грязи, от ударов.
Бывают и другие – тонкие тряпочные перчаточки, вот такие: (Слайд 10) Их многие могут надевать: и плотник, и мастер по ремонту (Слайд 11, т. е. люди, кто дружит с разными инструментами (Слайд 12, и автомеханик (Слайд 13). Зачем такие перчатки нужны?
Что мы с вами увидели? Что людям разных профессий тоже для работы нужны специальные перчатки или варежки.
2) Педагог выкладывает на стол перед детьми те предметы, которые видели на экране, предлагает детям потрогать и рассмотреть их.
3) Педагог: А теперь я проверю, хорошо ли вы запомнили, кому какие перчатки или рукавицы нужны для работы! (берёт по-одному предмету, показывает и спрашивает)
4) Много бывает разных перчаток и рукавиц? Разным людям нужны? Хорошо, что они помогают? Без них было бы плохо и неудобно? Теперь вы знаете, что не всегда перчатки или рукавицы служат для тепла!
Слайд 1. Слайд 2. Слайд 3. Слайд 4.
Слайд 5. Слайд 6. Слайд 7.
Слайд 8 Слайд 9.
Слайд 10. Слайд 11.
Слайд 12. Слайд 13
Среда, 12.12.18
• Д/у «Одень Алю на прогулку»
Цель: Закрепление знаний и представлений детей о сезонной одежде; о том, что неправильный подбор одежды ведет к переохлаждению или к перегреву, и как следствие – к болезни.
• С/р игра «Магазин одежды»
Задачи:
- Продолжать знакомить с атрибутами игры и правилами поведения в игре;
- Создавать условия для детей наблюдать за игрой других детей; вызывать интерес к совместным действиям со сверстниками.
• Перчаточный театр «Рукавичка».
Задачи:
- Развивать познавательный интерес и желание участвовать в театрализации;
- Развивать моторику, умение координировать движения;
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение детей к театральной деятельности, дружеским отношениям между собой.
Четверг, 13.12.18
• Просмотр мультфильма «Рукавичка»
Задачи:
- Расширять представления об окружающем мире;
- Знакомить с новыми словами, явлениями, ситуациями;
- Формировать адекватные формы поведения;
- Способствовать сплочению детского коллектива;
- Учить внимательному и доброжелательному отношению друг к другу, действовать сообща, доверять друг другу.
• Д/и «Узнай на ощупь» (перчатки шерстяные, кожаные, резиновые)
Задачи:
- Развивать у детей тактильные ощущения;
- Обогащать словарь детей новыми понятиями; расширять знания о качествах предметов.
Пятница, 14.12.18
• Игра – драматизация по сказке «Рукавичка»
Задачи:
- В процессе игры – драматизации передавать содержание сказки;
- Побуждать передавать эмоциональное состояние с помощью интонации, тембра голоса;
- Учить имитировать характерные действия персонажей жестами, движением;
- Побуждать детей к диалогической и монологической речи, к игровому, речевому взаимодействию;
- Развивать слуховое внимание детей, умение следить за развитием действия.
• Оформление фотоальбома «Моя рукавичка»
(фото ребёнка в собственной рукавичке и с рисунком рукавички, раскрашенной также).
• Создание д/и «Половинки» (разрезанные пополам рукавички, нарисованные детьми совместно с родителями)
Задачи:
- Развивать зрительное внимание, сенсорное восприятие (целостный образ предмета);
- Развивать мышление (операции анализа, синтеза, сравнения);
- Развивать конструктивный праксис.
Список использованной литературы и источников.
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - Мозаика-Синтез, 2008
2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. :Мозаика-Синтез, 2010
3. Тимофеева Л. Л. Проектный метод в детском саду / Л. Л. Тимофеева. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011
4. Русская народная сказка «Рукавичка» / ООО Издательство «Фламинго», 2002.
5. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям, - СПб., 2006
6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду / Лыкова И. А. – ООО «Карапуз», 2007
7. Интернет – источник https://yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fz%2Fyoung-doctor-putting-surgical-gloves-11709135.jpg&text=%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%87%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%85&noreask=1&pos=6&lr=2&rpt=simage
8. Интернет – источник https://yandex.ru/images/search?text=%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B9%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%85&img_url=http%3A%2F%2Fdelo-elektrika.ru%2Fizobrajeniya%2Fbezopasnost-15_0000.jpg&pos=23&rpt=simage&lr=2
9. Интернет – источник https://yandex.ru/images/search?text=%D1%83%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%89%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B0%D1%85&img_url=https%3A%2F%2Fthumbs.dreamstime.com%2Fz%2Fsmiling-cleaning-lady-putting-rubber-gloves-23744349.jpg&pos=7&rpt=simage&lr=2
10. Интернет – источник:
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B5&img_url=https%3A%2F%2Fpoli-r.ru%2Fthumbs%2Fproduct_96.jpg&pos=7&rpt=simage
11. Г. П. Шалаева «Большая книга профессий для самых маленьких» / Филологическое общество «СЛОВО», М., 2005
12. Интернет-ресурс
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-rukavichka-vo-2-mladshei-grupe.html
13. Интернет-ресурс
https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/5148-detsko-vzroslyj-proekt-rukavichka.html