Екатерина Бубнова
Методическая разработка раздела образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.
Публикация «Методическая разработка раздела образовательной программы» размещена в разделах
Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.
У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и
воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-
ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.
Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия
- внимания, усидчивости
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо
циональной отзывчивости.
Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.
Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.
Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т. е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.
Цели и задачи
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» посредством использования нетрадиционных техник и материалов направлено на достижение целей формирования у детей с нарушением зрения первоначальных изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• знакомство детей с различными изобразительными материалами и разнообразными технологиями исполнения;
• совершенствование навыков изодеятельности посредством внедрения новых техник;
• развитие графических умений, ориентировка в ограниченной плоскости;
• формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
• формирование нравственных качеств личности, эмоциональной отзывчивости к изобразительной деятельности;
• формирование сенсорных эталонов;
• формирование предметных представлений и способов обследования предметов,
• развитие восприятия сюжетных изображений;
• развитие осязания и мелкой моторики.
• формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;
• развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения.
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала детей с нарушением зрения 5- 7 лет
Психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.
Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тиф-лопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.
Изобразительная деятельность тесно связана с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами, а также со специфическими особенностями, которые обусловлены зрительной патологией.
При нарушении зрения у дошкольников страдает восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование представлений об окружающем. Именно поэтому необходима предварительная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов при обследовании предмета, его качеств и свойств. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта способствует более полному формированию предметных представлений. Таким образом происходит развитие аналитико-синтетической деятельности: способности видеть отдельные свойства предмета и объединить их в целостных образ.
Изобразительной деятельности всегда предшествует наглядно - практическая. Это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения на прогулке, экскурсии. Целесообразно использование следующих игр и упражнений:
1. Сравнение предметов и их изображений (нахождение сходства и отличия) .
2. Соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений и реальных объектов.
3. Обводка по контуру, силуэту, трафарету.
4. Определение и поиск недостающих деталей в изображении.
5. Определение и устранение ошибок и неточностей в изображении.
Необходимо помнить о том, что дети со зрительной патологией зачастую не умеют пользоваться своим нарушенным зрением. Кроме того, для них характерно нарушение зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточных зрительный контроль за движением рук. Именно поэтому необходимо повышать уровень сформированности навыков обследования. Выделяют следующие этапы обследования предмета:
1. Характеристика предмета педагогом.
2. Анализ основных частей и деталей предмета детьми.
3. Соотнесение выделенных частей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины.
4. Определение строения предмета, определение пространственного положения всех составных частей.
5. Повторное восприятие предмета в целом.
Объект для обследования должен быть достаточно крупного размера, яркого цвета, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.
Важное значение имеет организация осязательного обследования предмета. Педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании.
В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета.
Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Необходимо развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, дома вдали очень маленькие, а на переднем плане люди - по размеру больше, чем дома.
На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. При некоторых видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное влияние на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.
Таким образом, можно говорить о том, что изобразительная деятельность в целом и подготовительная работ к ней в частности является важным средством развития и коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Это касается таких важнейших разделов как :
- формирование сенсорных эталонов;
- формирование предметных представлений и способов обследования предметов,
- восприятие сюжетных изображений;
- развитие осязания и мелкой моторики.
Подобный комплексный подход является залогом успешности коррекционного процесса.