МААМ-картинки

Методическая разработка раздела образовательной программы

Екатерина Бубнова
Методическая разработка раздела образовательной программы

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного искусства.

Публикация «Методическая разработка раздела образовательной программы» размещена в разделах

Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением, открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка и реализуются первые проявления творчества.

У современных детей фантазии и воображения более чем достаточно. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и

воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенса-

ции зрительной недостаточности. Детям, имеющим нарушения функций зрения, нелегок путь познания. Овладение умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того, чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление, поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности, необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их характерные признаки.

Процесс рисования сказывается на детях весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.

Доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия

- внимания, усидчивости

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмо

циональной отзывчивости.

Владея разными навыками и способами изображения предметов или окружающего мира в нетрадиционной технике рисования или с нетрадиционными материалами, ребенок получит возможность выбора, что сделает для него это занятие творчеством. В совместном творчестве с детьми, используя нетрадиционные материалы и техники, ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы совместной деятельности и формы организации (индивидуальные и коллективные работы). Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушением зрения, целесообразно проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных приемов изображения.

Нетрадиционные техники рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества, т. е. позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

Цели и задачи

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» посредством использования нетрадиционных техник и материалов направлено на достижение целей формирования у детей с нарушением зрения первоначальных изобразительных навыков и умений, интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

• знакомство детей с различными изобразительными материалами и разнообразными технологиями исполнения;

• совершенствование навыков изодеятельности посредством внедрения новых техник;

• развитие графических умений, ориентировка в ограниченной плоскости;

• формирование эстетического отношения к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

• формирование нравственных качеств личности, эмоциональной отзывчивости к изобразительной деятельности;

• формирование сенсорных эталонов;

• формирование предметных представлений и способов обследования предметов,

• развитие восприятия сюжетных изображений;

• развитие осязания и мелкой моторики.

• формирование, уточнение и обогащение представлений об объектах окружающего мира;

• развитие целенаправленных движений кисти и пальцев рук, движений обеих рук под контролем зрения.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала детей с нарушением зрения 5- 7 лет

Психофизическое развитие слепых детей имеет те же закономерности, что и развитие детей с нормальным зрением, но отсутствие ряда зрительных образов, визуальной ориентировки не может не сказываться на социальном опыте ребенка, его понимании окружающего мира.

Так как зрение в значительной степени управляет развитием моторики и обусловливает общение с окружающими, то крайне необходимо стимулировать функциональное развитие разных органов чувств. Только при условии грамотно построенной работы родителей и тиф-лопедагогов с ребенком можно скорректировать отклонение в развитии ребенка.

Изобразительная деятельность тесно связана с умственной деятельностью ребенка с нарушением зрения, с его личностными качествами, а также со специфическими особенностями, которые обусловлены зрительной патологией.

При нарушении зрения у дошкольников страдает восприятие действительности. Нарушение остроты зрения, бинокулярности, цветоразличения, глазодвигательных функций затрудняет формирование представлений об окружающем. Именно поэтому необходима предварительная работа по формированию специальных приемов использования нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов при обследовании предмета, его качеств и свойств. Объединение всех сенсорных функций в процессе обследования объекта способствует более полному формированию предметных представлений. Таким образом происходит развитие аналитико-синтетической деятельности: способности видеть отдельные свойства предмета и объединить их в целостных образ.

Изобразительной деятельности всегда предшествует наглядно - практическая. Это могут быть сюжетно-ролевые и дидактические игры, наблюдения на прогулке, экскурсии. Целесообразно использование следующих игр и упражнений:

1. Сравнение предметов и их изображений (нахождение сходства и отличия) .

2. Соотнесение контурных, силуэтных, цветных изображений и реальных объектов.

3. Обводка по контуру, силуэту, трафарету.

4. Определение и поиск недостающих деталей в изображении.

5. Определение и устранение ошибок и неточностей в изображении.

Необходимо помнить о том, что дети со зрительной патологией зачастую не умеют пользоваться своим нарушенным зрением. Кроме того, для них характерно нарушение зрительно-моторных взаимосвязей и недостаточных зрительный контроль за движением рук. Именно поэтому необходимо повышать уровень сформированности навыков обследования. Выделяют следующие этапы обследования предмета:

1. Характеристика предмета педагогом.

2. Анализ основных частей и деталей предмета детьми.

3. Соотнесение выделенных частей с сенсорными эталонами цвета, формы и величины.

4. Определение строения предмета, определение пространственного положения всех составных частей.

5. Повторное восприятие предмета в целом.

Объект для обследования должен быть достаточно крупного размера, яркого цвета, контрастно выделяющимся на фоне. Желательно, чтобы дети могли тесно контактировать с объектом.

Важное значение имеет организация осязательного обследования предмета. Педагог берет обе руки ребенка в свои и показывает, как обхватить предмет обеими руками, как продвигать руки сверху вниз, демонстрирует способы действия пальцами при осязании.

В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета.

Большие трудности возникают у детей с нарушениями зрения при восприятии и отображении пространственных отношений предметов. Понимание и правильный перенос пространственных признаков предмета на плоскость листа во многом зависит от того, как организованы занятия по рисованию. Необходимо развивать восприятие перспективы через наблюдение объектов вблизи и вдали. Дети учатся понимать таким образом величину предметов в зависимости от их расположения в пространстве. Для этого следует подбирать иллюстрации, на которых можно показать изображение перспективы. Например, дома вдали очень маленькие, а на переднем плане люди - по размеру больше, чем дома.

На занятиях по рисованию для коррекции и развития цветовосприятия дети упражняются в различении, назывании цвета, учатся воспринимать цветовую гамму. При некоторых видах глазных патологий нарушается цветоразличение и цветовосприятие, поэтому рассматривание цвета в реальных предметах способствует обогащению опыта и знаний о цвете. Дети определяют цветовую насыщенность, тональность и контрастность в окраске предметов. Когда ребенок затрудняется в подборе красок, ему на помощь приходит педагог, который учит его способам получения нужного цвета, тональности, насыщенности в изображении. Восприятие цвета оказывает большое эмоциональное влияние на ребенка с нарушением зрения, поэтому педагог учит детей ориентироваться в эталонах цвета соответственно спектру цвета. При этом он обращает внимание детей на то, что цвет является одним из выразительных средств, используемых в изображении, и им надо правильно пользоваться.

Таким образом, можно говорить о том, что изобразительная деятельность в целом и подготовительная работ к ней в частности является важным средством развития и коррекции зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. Это касается таких важнейших разделов как :

- формирование сенсорных эталонов;

- формирование предметных представлений и способов обследования предметов,

- восприятие сюжетных изображений;

- развитие осязания и мелкой моторики.

Подобный комплексный подход является залогом успешности коррекционного процесса.

Публикации по теме:

Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Дерево на пригорке». Кружок «Умелые ручки»Аппликация из мятой бумаги и жгутиков «Дерево на пригорке». Кружок «Умелые ручки» На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребта получают информацию о разноообразии окружающего мира, уточняют свои.

Рисование с применением нетрадиционных материалов и техникРисование с применением нетрадиционных материалов и техник (пальчиками, кистью с поролоном на конце, ватной палочкой) Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка раздела образовательной программы
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 23:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД