Светлана Миронова
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики дошкольников.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Как педагог детей среднего и старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму.
Публикация «Методическая разработка „Развитие мелкой моторики дошкольников“,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
К тому же практика показывает, что монотонное написание букв его утомляет, не вызывает интереса, не активирует его мыслительных творческих способностей, не развивает речь.
Радость труда ребенок не испытывает. Создается барьер в обучении письму: не хочу! и не могу!
Неудачи влияют на его самооценку.
Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно - двигательной координации.
Поэтому необходимо подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики.
В дошкольном возрасте формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя в начале игровые и практические задачи, используя метод проблемного обучения.
• Нарисуй по клеточкам домик для зайчика
• Нарисуй по точкам дорожку к белочке
• Соедини по точкам и др.
Эти игровые упражнения обеспечивают подготовку руки ребенка и дают возможность в дальнейшем выполнять более сложные задания: обведение элементов букв по точкам, написание элементов букв.
Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движения. Для развития мелкой моторики рук использую следующие приемы и упражнения:
• Массаж кистей рук с использованием чистоговорок и скороговорок.
• Пальчиковую гимнастику и пальчиковый игротренинг
• Работу с различным материалом: плоскостная лепка из пластилина, тестопластика, счетные палочки;
• Игры с мелкими предметами: нанизывание бус, пуговиц на леску, мозайка, конструктор, конструирование из палочек, полосок; «сухой бассейн»- нахождение мелких предметов в емкости с крупой;
• завязывание, развязывание узлов;
• работа с бумагой (обрывание бумаги разной плотности и фактуры, скатывание пальчиками шариков из салфеток
• плетение из бумаги и тесьмы, шнуровка
• вырезание ножницами фигурок по шаблону;
• игры на координацию движений:
Примерные упражнения для развития мелкой моторики рук дошкольника.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.
В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
1. Потягивание за кончики пальцев «Вытягивание» пальцев за ногтевые фаланги.
Тянут, тянут бабка с дедкой
Из земли большую репку:
«Вот пришла бы наша внучка,
Помогла б собака Жучка.
Где же кошка, мышка-крошка?»
Хоть держалась крепко, Вытянута репка!
2. «Ладонь – кулак» Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.
Руки, как глазки,
Закрылись-открылись,
Словно из сказки
Они появились
А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая – сжимается в кулак.
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак
И всё быстрее делай так!
3. Поочерёдное соединение всех пальцев
Поочерёдное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2. Затем смена рук.
4. «Ножки» Соединяем большой палец правой руки с указательным пальцем левой (подушечками) – это 1-я пара. Затем – большой палец левой руки с указательным правой – это 2-я пара. После чего 1-ю пару размыкаем, обводим с разных сторон вокруг 2-й пары и снова смыкаем. Далее – размыкаем и смыкаем 2-ю пару, обводя вокруг 1-й, и т. д. Наши пальчики, как ноги, побежал по дороге.
5. Упражнение с прищепками. Берём прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. (Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе)
6. «Горошки». Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным (при необходимости и средним) пальцами берёт горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошинка берётся на ударный слог (всего, таким образом, их нужно 16 штук
С блюдца я беру горошки,
Словно птица клювом крошки.
И полны мои ладошки –
Руки держат все горошки.
7. Упражнение с пробками. Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идём» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперёд шагнули. (смена рук)
И пошли по переулку
На весёлую прогулку (смена рук)
Пальцы – словно балеринки,
Но одетые в ботинки. (смена рук)
Каждый пальчик – будто ножка,
Только шаркает немножко.
8. «Узловка» Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4 – 8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье по канату) и так двигается дальше. Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!
Используемая литература:
Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 2006.
Анищенкова Е. С. Логопедическая ритмика. – М., 2006.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готовимся к школе. М., 2007.
Заикин М. С., Синицина Е. И. 250 развивающих упражнений для подготовки к школе. – М., 2001.