Папки-передвижки

Методическая разработка родительского собрания «Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи»

ТАТЬЯНА КОРНЕВА
Методическая разработка родительского собрания «Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи»

Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Цель: Повышение культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.

Публикация «Методическая разработка родительского собрания „Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи“» размещена в разделах

Задачи:

- рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;

-помочь родителям в выборе методов и средств воспитания личностных качеств детей;

-способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

-помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.

Форма проведения : круглый стол.

Продолжительность: 1 час.

Дата проведения: 13.04.14г.

Оборудование: оформление выставки детских работ, карточки.

План проведения родительского собрания.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово педагога.

3. Вопросы для обсуждения.

Правила общения. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения).

5. Подведение итогов.

Ход проведения родительского собрания.

1. Организация.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции: - согнуть лист пополам; - еще раз пополам; - оторвать верхний правый угол; - оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом е нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?

Итак, тема нашего собрания : «Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи».

2. Вступительное слово педагога.

Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.

Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её качеств, нравственной позиции, мировоззрения.

Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. В старшем дошкольном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

Вопросы для обсуждения.

Задание № 1. Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом. Первая причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.

Задание № 2. У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой.

Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)

Учитель: Итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.

Задание № 3. Представьте, что ваш ребенок, придя из школы, заявляет «Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.

Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.

Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.

Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка — это признание его значительности в существовании семьи.

Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.

Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям — но ведь без семени цветок на окне не вырастет! Народная мудрость говорит:

Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.

Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для семей XXI в. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.

Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них.

Разбор различных ситуаций.

- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем различные ситуации.

Ситуации для обсуждения (Приложение 2).

Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.

4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения).

Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок.

Времени у вас 3 минуты (Приложение 3).

5. Подведение итогов.

Чаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.

Всем родителям раздаются памятки для анализа. Спасибо!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для выявления степени формирования

личностных качеств в семье.

Для родителей.

1. Какие положительные личностные качества Вы хотите воспитать у Вашего ребёнка?

2. За что хвалите, за что наказываете?

3. Как поощряете? Как наказываете?

4. Какие качества характера ребёнка Вам не нравятся, а какие нравятся?

5. Чем увлекается Ваш ребёнок, каково его любимое занятие?

Для детей.

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?

3. Как тебя поощряют и за что? Как наказывают, за что?

4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5. Что ты любишь делать, твоё любимое занятие?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Ситуации для обсуждения.

Ситуация № 1.

В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал : «Почему всегда я?»

Ситуация № 2.

Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит!»

Ситуация № 3.

В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Карточка «Закончи предложение»

-ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);

-ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);

-ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);

-ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);

-ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);

-ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);

-ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);

-ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);

-ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);

-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).

Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по взаимодействию логопеда с родителями ноябрь Итоги логопедической диагностики на начало года. Родительское собрание. Отметка о проведении январь Как скучное сделать интересным.

План работы с родителями детей подготовительной группы по повышению уровня знаний о психологической готовности к школе Опыт работы Цель: Повышение уровня знаний родителей в вопросах психологической и физической готовности ребенка к школе. Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка родительского собрания «Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи»
Опубликовано: 15 июня 2014 в 21:55
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД