МААМ-картинки

Театрализация в фольклоре как средство наиболее точного воссоздания прошлого

Юлия Дронова
Театрализация в фольклоре как средство наиболее точного воссоздания прошлого

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. А. Н. Верстовского»

Методическая разработка

преподавателя фольклорного отдела

Дроновой Ю. Ю.

«Театрализация в фольклоре как средство наиболее точного воссоздания прошлого».

г. о. Химки Московской области

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Театрализация в фольклоре как средство наиболее точного воссоздания прошлого» размещена в разделах

Цель методической разработки: соединение различных жанров народного творчества, создание условий для эмоционально-положительного восприятия национальной художественной культуры, национальных культурных традиций. Предлагаемый сценарий театрализованного фольклорного действа предполагает предварительное изучения материала, изготовление детьми тряпичных кукол. Сценарий применим учащимися фольклорого отдела детской школы искусств как тематический отчетный концерт. Вместе со сценарной разработкой предоставляются нотные материалы.

Задачи:

- формирование и развитие певческой культуры;

- развитие речевой культуры;

- развитие эмоционально-чувственной сферы;

- развитие коммуникабельности;

- развитие творческих способностей.

. Игра - наиболее доступный ребенку

и интересный для него способ

переработки и выражения

впечатлений, знаний, эмоций.

А. В. Запорожец

Фольклор (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего устное и передаваемое из поколения в поколение; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы в создаваемой им поэзии (предания, песни, сказки, эпос, музыке (песни, инструментальные наигрыши, пьесы, театре (драмы, сатирические пьесы, театр кукол и пр., танце, архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Народные традиции – богатая основа формирования у подрастающего поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Немного сегодня семей, где сохранили память об обрядах, ритуалах, жизненном укладе русского народа. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

Драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Театрализованные игры всегда любимы детьми, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, ребенок-актер добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом. Но многие темы, сюжеты, предполагают борьбу, противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто.

Действительно, фольклор – это синкретичное искусство и поэтому возникла идея воспроизвести не только песню как частицу действа, но соединить ее с танцем и театрализацией и уже преподнести как единое целое. Поэтому для нас большой интерес представляет следующее: рассмотрение и использование традиций и фольклора как своеобразного народного театра, художественного оформленного и осмысленного. Воссоединение нескольких видов деятельности способно дать наполнение сценарно-режиссёрскому замыслу.

В книге Левиной И. М. "Кукольные игры в свадьбу и метище" есть описание варианта детской игры «в свадьбу», широко распространенной среди русских крестьянских девочек. Именно эта экспедиционная запись и воодушевила на написание сценария и постановку «кукольной свадьбы» среди учащихся фольклорного отдела «ДШИ им. А. Н. Верстовского». Подготовка проходила на всех специальных предметах отдела: на предмете «народное творчество» детьми и педагогом были изготовлены тряпичные куклы для представления; на занятиях «фольклорного ансамбля» и «фольклорного танца» был изучен материал по теме «Свадьба». Организованная таким образом работа способствовала тому, что театрализованная игра стала средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, а также приобщения не только детей, но и их родителей к традициям русского народа.

Список литературы

1. Аникин В. П. Русское устное народное творчество: Учебник. — М. : Высшая школа, 2001. — 726 c.

2. Конович А. А. «Театрализованные праздники и обряды». – М., 1990, с 156.

3. Левина И. М. «Кукольные игры в свадьбу и метище» Крестьянское искусство СССР. Искусство Севера. - Л. ,1928. Т. 2. С. 201-234.

4. Составитель Круглов Ю. В., Аникин В. П., Белов В. И. «Детский фольклор» - М., 2002, с 197-217.

Приложение

«Кукольная свадьба»

Арина: Слыхали, девоньки, новость! К Настасье только что сваты проехали, такие степенные, важные! Упряжка тройкой!

Таня: Должно быть, из дальней деревни прикатили, на улице пыль столбом подняли!

Катя: То-то у Настасьи сейчас в доме суеты да хлопот!

Соня: Сказывают, жених-то больно хорош собой, высокий да кудрявый!

Настя: Да и Настасья наша хороша!

Лера: Эх, хоть одним глазком бы поглядеть на молодых…

Таня: А чего смотреть? Вот вырастешь, и к тебе сваты придут!

Даша: Ну…дак это еще сколь ждать-то…долго…

Таня: Сваты, сваты! А мы вот сейчас свою свадьбу разыграем!

Катя: Как это? Настоящую свадьбу?

Таня: Конечно, самую настоящую! Вот держи Груняшу, она у нас невестой будет!

Никита: А жених?

Таня: А тебе вот жених – Юрием зовут!

Люба: А жених-то у нас не один, а с «поезжанами»!

Лева: «Поезжане»! А кто это?

Соня: А это его родственники и друзья, со свахой, которая сватать идет в дом невесты, да с дружкой, который помогает выкупать ее.

Таня: Я свахой буду!

Арина: А я дружкой!

Люба: А я буду матерью жениха!

Даша: Ну, и невесте без родных да подружек не обойтись!

Маня: Держи, ты будешь мамой невесты!

Все: Ну а мы – подружками!

хороводная песня «Ах, улица, улица»

СВАТОВСТВО

Мать жениха: Юрий, женись! У меня работы-то много! Вот беда. Да с работы болит уже голова! Вот, Груняша-то хорошая дивчина! Да у них в семье и еще младшая есть!

Юрий: Нет, я на Груняше женюсь! Собирай, мамаша, сватов.

Песня «Притоптана травушка» (поют, едут по кругу с тройкой лошадей).

Сваха: Разрешите, хозяева добрые, к вам в терем для разговору зайти?

Мать невесты: Проходите!

Гости проходят и садятся на лавку у икон.

Мать невесты: Издалечка к нам заехали, али с ближней путь дороженьки?

Сваха: Мы из дальней богатой деревеньки, закупать товар приехали. Есть у нас петушок, у вас – курочка. Надо б сладить нам свадебку.

Мать невесты: Так ведь скоро дело не делается, жених-то у вас хороший?

Сваха: У нас жених да единственный сынок,

У него дом-то все широк двор.

Он стоит да на семи столбах,

А столбы-то все каменные,

А ворота-то все украшенные.

Мать невесты: Проходите, милы гостюшки, за столом я вас попотчую (подружка выносит самовар).

Сваха: Может, скоро дело сладится, женишок-то наш приглянется!

Мать невесты: Нужно у Груни спросить (уходит, обращается к Груняше). Груняша, тебе есть жених! Пойдешь замуж аль нет?

Груня: Сами, маменька, знаете, что я согласна.

Мать невесты: (возвращается) Согласна!

Мать жениха: Выводи-ка, Анна Васильевна, дочь свою. Пускай покажется да чай с нами попьет.

Сваха: Ну, что «по рукам»! Свадьбу по осени и сыграем.

«Поезд жениха» уезжает.

плясовая песня «Заря моя, зоренька»

ДЕВИЧНИК

Груня: Проходите ко мне, любезные подруженьки,

Да садитесь со мной на лавочку,

Только вот просватали меня, красну девицу,

Отправляют жить на чужу сторону.

свадебная песня «Не долго веночку»

(подружки наряжают невесту).

Груня: Как мне назвать да свекра-батюшку, да свекровь-матушку? Как мне назвать да друга милого?

1 подружка: Назови-ка ты свекра тятенькой.

2 подружка: А свекровь назови-ка ты матушкой.

3 подружка: Друга милого зови ладушкой.

4 подружка: Надо жить в той семье да умеючи, да учись говорить разумеючи.

хороводная песня «Выходили красны девицы»

1 подружка: Хватит тебе, Грунюшка, грустить-то! Хоть и дальний жених, да не плохой.

2 подружка: Да и семья у него дружная.

Груня: Посмотрите-ка, поглядите-ка, уж не жених ли там едет? Вы встречайте жениха как положено!

3 подружка: Едут! Едут!

звучит музыка: «Ах, улица, улица»

ВЫКУП и СВАДЕБНЫЙ ПИР

Появляется свадебный поезд.

Дружка: Не здесь ли было сватовство?

1 подружка: Здесь! Здесь было сватовство!

Дружка: Не здесь ли красна девица живет, своего суженного ждет?

2 подружка: Здесь! Здесь!

Дружка: А еще велел наш жених, добрый молодец Юрий Степанович, про себя сказать, что стоит он за темными лесами, за крутыми горами, под красным солнцем со своим большим поездом. Велел он спросить: «Время ли во широкий двор заехать?»

3 подружка: Самое время! Заезжать пора!

Поезжане заходят в горницу.

Звучит музыка: «Ах, улица, улица»

Дружка: Подхожу я, смелый дружка, ко дубовому крылечку. Расступитесь-ко вы, красны девицы, дайте дружке дорожку – на невесту поглядеть!

1подружка:Друженька хорошенький, друженька пригоженький!

2 подружка: Как на дружке штаны да поперек скроены!

3 подружка: Как на дружке картуз, да подарил ему француз!

4 подружка: Как у дружки на макушке разыгрались три лягушки!

5 подружка: Если будешь нам подарки дарить, не будем тебя корить!

Дружка: А и хитрые вы, девчата! (дарит связку бубликов, ленты и они его хвалят)

1 подружка: Как на дружечке кафтан да весь по золоту соткан!

2 подружка: Как у дружечки шапочка бобровенькая!

3 подружка: Как друженька-то наш хорош-пригож!

Дружка: Невесту-то дайте поглядеть!

4 подружка: Ну, погляди!

Дружка: Невеста-то красавица! А она рукодельница?

5 подружка: Рукодельница! Вот сундук… (выносят сундук, а в сундуке и рубаха, и полотенца самотканые. Гляди, држка!

Дружка: И вправду!

1 подружка: Выкупай, жених, сундук!

2 подружка: Молодой князь, не скупися, золотой гривной раскупися!

Выкупают.

3 подружка: А жених-то щедрый! Ну, Юра, гляди…узнаешь свою невесту?

хороводная-игровая песня «Хожу я гуляю»

1. Хожу я, гуляю вдоль по хороводу. Розочка алая.

2. Хожу, выбираю милую невесту. Розочка алая.

3. Я нашел, я сыскал милую невесту. Розочка алая.

4. Хожу, выбираю дорогую тещу. Розочка алая.

5. Я нашел, я сыскал дорогую тещу. Розочка алая.

6. Хожу, выбираю милую сестрицу. Розочка алая.

7. Я нашел, я сыскал милую сестрицу. Розочка алая.

8. Посмотрите люди, посмотрите добры. Розочка алая.

4 подружка: Что ни ласточка из тепла гнезда вылетала.

5 подружка: Не сама собой вылетала, выводил ее сударь-батюшка.

1 подружка: Выводил ее сударь-батюшка да за правую, да за рученьку.

2 подружка: Что за правую, да за рученьку, отдавал Юрию-жениху да на веки вечные.

3 подружка: Как жених-то с невестой сходилися и родителям поклонилися (Жених и Невеста кланяются родителям)

величальная песня «Виноград расцветает»

4 подружка: Ну-ка, дружка, не зевай! Давай пляску затевай!

Кадриль

Публикации по теме:

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Фоторепортаж из прошлого «Наш советский детский сад»Фоторепортаж из прошлого «Наш советский детский сад» Хочу с вами поделиться своей памятью. Не то чтоб я все помнила и ничего не забывала, просто у меня много фотографий. Моя мама всю свою жизнь.

Фотоотчет «Новогодние открытки из прошлого»Фотоотчет «Новогодние открытки из прошлого» Изначально, слово «открытка» означало открытое письмо. Открытки отправлялись по почте без конверта и были на самые разные случаи. Первые.

Опыт работы «Театрализация в младшей группе»Опыт работы «Театрализация в младшей группе» Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Разрешите представить вам свой опыт работы по театральной деятельности. Работаю.

Театрализация сказки «Новый теремок». ФотоотчетТеатрализация сказки «Новый теремок». Фотоотчет МAAM спешит на помощь! Вот и пришла на Ставрополье дождливая осенняя пора! И, ура! У меня, наконец, появилось время для общения с Вами.

Музей кукол «От прошлого в будущее»Музей кукол «От прошлого в будущее» Музей кукол "От прошлого в будущее" В Музее кукол воспитанники смогли познакомиться с первыми куклами Древней Греции И Древнего Рима, и.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Стихотворение «От прошлого к будущему» ОТ ПРОШЛОГО К БУДУЩЕМУИсторию начну я С Уральских славных гор, Где появился паровоз И вышел на простор. Там Черепанов - сын, отец Трудились.

Театрализация стихотворения. Чтение с увлечениемТеатрализация стихотворения. Чтение с увлечением Первое знакомство малышей с поэтическим произведением происходит с опорой на наглядно-иллюстрированный материал-ассоциативный.

Занятие-беседа «Вещи из прошлого»Занятие-беседа «Вещи из прошлого» Работая над проектом по приобщению дошкольников к истокам русской культуры, я столкнулась со следующей трудностью. Сделав сундук из деревянной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализация в фольклоре как средство наиболее точного воссоздания прошлого
Опубликовано: 1 октября 2021 в 09:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД