Елена Галактионова
Консультация «Кружковая работа в МБДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дон Тихий, а берега песенные»
(старший возраст) (доминантное занятие по пению)
Разработала музыкальный руководитель: Галактионова Е. В.
Музыкальный репертуар: грамзапись песни «Дон Иванович»(фестиваль «Лазоревый цвет», казачья народная песня «Утушка - луговая»,
«У ворот сосна зеленая» казачья народная песня, «Ай, на горе калина» казачья народная песня.
Публикация «Консультация „Кружковая работа в МБДОУ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
Цель:Приобщение детей к истокам казачьей музыкальной культуры, традициям исполнения казачьих песен, игр,переплясов и хороводов.
Задачи: 1. Формировать у детей интерес к донским песням, вызвать положительный эмоциональный отклик.
2. Развивать звуковысотный слух, музыкально-творческие способности в ходе знакомства с Донскими народными песнями. Слышать и правильно интонировать в пределах квинты.
3. Воспитывать любовь к песенному творчеству Донских казаков.
Оборудование: иллюстрации, слайды, видео - к Донским песням; головной убор для девочки-венок из цветов, пень с зеленой веткой, украшенной цветными лентами, плетень, лошадка; шумовой оркестр.
Предварительная работа: Организовать экскурсию в степь. Беседа о Донских народных инструментах.
Ход занятия:
Педагог: Ребята! В этом году вы многое узнали о природе Донского края
(беседа о впечатлениях после экскурсии, дети могут прочитать стихи о природе Дона).
В казачьих песнях воспевается любовь к природе, ко всему живому.
Звучит мелодия песни «Утушка луговая» Как вы думаете, дети! Какое движение нам подсказывает такая музыка? (ответы детей).
Педагог: На Дону любили водить хороводы. Сейчас я вам хочу предложить выполнить несколько движений, распространенных в донских хороводах.
(педагог обращает внимание детей на то, что движение с началом второго куплета меняется: правая рука идет назад, а левая – вперед (вначале движение исполняется стоя на месте, затем двигаясь по кругу пружинным шагом).
Воспитатель: Заплетись, заплетись, плетень!
Завяжись, завяжись, узел!
Молодая утушка
Собирала детушек!
(с началом музыки дети двигаютсятся по кругу пружинным шагом; с началом второй части заранее назначенные ведущие заводят маленькие кружочки, затем снова перестраиваются в большой круг.)
Педагог: Ребята! В Донских песнях очень часто рассказывается о красоте и величии Дона-реки. Сегодня мы послушаем одну из таких песен (по ходу слушания песни дети просматривают слайды с видами реки Дон)
Ой, ты, батюшка наш, Дон Иванович,
Про тебя лежит слава добрая
Слава добрая, речь хорошая»
(беседа о характере музыки: звучит широко, протяжно, напевно)
Педагог: Дон какой? (Тихий, Родимый, Батюшка)
Народные казачьи песни часто звучат без музыкального сопровождения. Давайте и мы с вами распоемся на слово - Дон(5-3-1, (без музыкального сопровождения (распевание по трем типам голосов).)
Звучит вступление знакомой песни «У ворот сонна зеленая»
Педагог: Знакома ли вам эта песня? Как она называется? Какой у нее характер?
(протяжная, напевная, танцевальная).
Чтобы правильно ее исполнить, нужно мягко пропевать все длинные звуки
(индивидуальный показ чисто интонирующего ребенка-исполняется 1 куплет песни)
Педагог: Второй куплет песни исполним без музыкального сопровождения, проследим за правильным дыханием, слушайте себя и друг друга (дети поют 2 куплет песни после тонической настройки, чистоту интонирования проверяем тоническим аккордом).
(песня исполняется до конца)
Педагог: Старайтесь петь напевно, протяжно. светлым звуком,не забывая о дыхании (поощряет детей за пение, обращает внимание детей на иллюстрации к Донским песням).
Педагог: какими словами моржно определить характер тех Донских песен, которые вы знаете? Одинаковы ли они по характеру? (ответы детей: широкие, протяжные, веселые, задорные). Из этих иллюстраций выберите картинку к песне веселого, задорного характера (ребенок выбирает иллюстрацию).
Как называется эта песня (ответы детей: «Ай- на, горе калина»(подгруппа детей исполняет песню)
Педагог: Прослушав эту песню, какую вы заметили особенность? (ответы детей)
Педагог: В песне очень часто распеваются гласные и слоги:
«А- а-й, на г-о-о-ре ка-ли-на…»
С такого распева начинается эта песня (показ движения мелодии рукой).
Звучит «Ай-на, горе калина» (песня исполняется детьми с учетом трех типов голоса)
"Ай. на горе КАЛИНА"(казачья народная песня)
1. Ай. на горе калина - 2 раза
Удаль,моя, жаля моя калина,жалюшенька – жаля,моя, калина
2. Там девчонка ходила -2 раза
Удаль моя, жаля моя ходила, жалюшенька – жаля, моя, ходила
3. Каблучками топала…
Удаль моя,жаля моя топала, жалюшенька – жаля,моя, топала
Калинушку ломала…
Удаль моя, жаля моя ломала,жалюшенька – жаля, моя, ломала
Во пучочки вязала….
Удаль моя, жаля моя вязала, жалюшенька - жаля,моя, вязала
Ехал казак во поход ….
Удаль моя, жаля моя, во поход,жалюшенька – жаля моя, во поход
*Ты,казачек молодой, ты возьми меня с собой!*
Удаль моя, жаля моя, да с собой,жалюшенька –жаля моя, да с собой!
Педагог: Какая еще одна особенность донской песни?
Дети: В припеве мы слышим такие короткие, интересные слова: «Удаль моя, жаля моя», «Жалюшенька-жаля моя,.»
Педагог: В сопровождении каких музыкальных мнструментов звучали Донские песни?
Дети: Бубен, трензели (треугольник, барабан, литавры, тарелки, гармонь. (мальчики по желанию выбирают музыкальные инструменты)
Исполняется песня «Ай-на,горе калина»(дети ритмично подыгрывают на музыкальных инструментах, педагог поощряет импровизационное творчество детей)
(педагог обращает внимание на следующую иллюстрацию)
В саду девочки гуляли,
Красавицы цветы рвали,
Цветы рвали, сорывали
Венки вили, совивали
(обыгрывается знакомый детям хоровод "Как у нас было на Дону», педагог приглашает девочек, дает венок кому-то из детей, дети передают венок за спиной, поют песню «Как у нас было на Дону, по окончании песни произносят слова).
«Как у нас было на Дону»(
Как у нас было на Дону-2раза
На Дону, на Дону, на Дону,-2раза
Во Черкасском городу, Во Черкасском городу,
Городу, городу, городу-2
Соезжались гостюшки, Соезжались гостюшки,
Гости, да гости, да гости мои-2
Повторить 1куплет песни
Дети: « В хоровод, на полянушку, выходи, Татьянушка!»
(В круг выходит девочка, у которой в руках остался венок; одев веночек, девочка идет в центр круга, и, двигаясь вокруг пенечка идет противоходом, в заключении она передает венок одной из играющих со словами: «Веночек, венок, спрячься в теремок», а сама садится на пенек и делает вид, что засыпает. Найти венок дети помогают ей словами: «Холодно, тепло, горячо».
Найдя венок, солистка встает в круг, а ребенок, в руках которого был венок, придумывает свободный перепляс под любую казачью песню).
Педагог:(хвалит детей за красивое пение и импровизацию в пляске.)
Одна девка весела, в хоровод плясать пошла
Она пляшет, рукой машет казака к себе манит
И опять над рекой песня зазвенела
Будем петь и плясать, вот какое дело (свободный казачий перепляс)
Звучит мелодия песни "Пчелочка златая"Педагог: Дети! Вам понравилась сегодняшняя встреча с музыкой Родного края?
В следующий раз хотите отправимся в гости в Казачью станицу к деду Щукарю (ответы детей)