Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»

Екатерина Падалкина
Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»

Нет ни одного народа,который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия,проявляющегося в родном языке,фольклоре,традициях,искусстве. Сегодня ведущим принципом воспитания следует считать воспитание,осуществляемое на корнях национальной,этнокультурной

традиции. Воспитывать чувство прекрасного,формировать высокие эстетические вкусы,умение понимать и ценить красоту и богатство родной природы,воспитывать в духе любви к

Родине. Родина впервые предстает перед ребенком в образах,звуках и красках, в играх. Все это в изобилии несет в себе народное творчество,богатое и разнообразное по своему содержанию.

Веселые подвижные игры-это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток,ловишек,салочек!Когда они возникли?Кто придумал эти игры?На этот вопрос один ответ-они созданы народом,так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю,они сохранились до наших дней из глубокой старины,передавались из поколения в поколение,вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей,водили хороводы,пели песни,без устали бегали,играя в горелки,салочки,состязалисьв ловкости,играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер:устраивались катания с гор,игры в снежки,на лошадях катались по деревням с песнями и плясками. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью,удальству.

Особенно популярными и любимыми были такие игры,как горелки,русская лапта,жмурки,городки,игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия:»Слепая сковорода»,»Жмачки»,»Куриная слепота»,»Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим:»Кот,кот,на чем чем стоишь?»-«На квашне».-«Что в квашне?»-«Квас!»-«Лови мышей,а не нас!»Поговорят так с водящим,да еще заставят его несколько раз повернуться на одном месте,и только после этого он начинает искать играющих,как правило,с закрытыми,зажмуренными глазами.

Немало было и таких игр,где успех играющих зависел прежде всего от умения точно бросить биту,сбить городки,поймать мяч или попасть мячом в цель (городки,лапта и т. д.).Как названия игр,так и правила были различны в разных областях России,но общим для них являлось стремление выиграть,одержать победу.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении,оказывают большое влияние на воспитание ума,характера,воли,развивают нравственные чувства,физически укрепяют ребенка,создают определенный духовный настрой,интерес к народному творчеству.

Очень большое воспитательное значение имеют народные игры. В 19веке Е. А. Покровский,врач-гигиенист,педагог и этнограф,составил сборник»Детские игры,преимущественно русские»1887,в котором,прежде всего,раскрывается психологическое воздействие игр на развитие восприятия,памяти,воображения ребенка, его находчивости,остроумия догадливости,смелости,мужества,желание обладать силой,ловкостью,выносливостью,быстротой и красотой движений.

К. Д. Ушинский советовал обратить внимание на народные игры,рекомендовал педагогам»разработать этот богатый источник, организовать их».Он считал их материалом наиболее доступным детям, т. к. образы,сюжеты близки их воображению.

Многие народные игры существуют с незапамятных времен и передаются из поколения в поколение. Время вносит изменения в сюжеты некоторых игр наполняет их новым содержанием отражающим современную жизнь. Игра обогащается,совершенствуется,создается множество усложненных вариантов,но их основа остается неизменной. По содержанию все народные игры классически лаконичны,выразительны и доступны ребенку,в них много юмора,шуток,соревновательного задора,движения точны и образны,часто сопровождаются неожиданными моментами,заманчивыми и любимыми детьми считалками,жеребьевками,потешками.

В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много желающих,а выбрать нужно одного,иногда двоих,для чего и служат считалки. Водящего можно выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе,чем считалка,и применяется в тех играх,где нужно разбиться на 2партии. Жребий- это условный знак,какой-нибудь предмет,например дощечка,картонка или одного размера палочки. Если нужно выбрать вожака в игре,берут столько палочек одинаковых,сколько участников игры. На одной ставят заметку. Все палочки кладут в коробку или ящичек,перемешивают,и затем играющие по очереди берут по одной, кто вытянет жребий с условной заметкой,тому и быть ведущим,начинать игру.

Подвижные народные игры требуют от участников быстроты:быстро убежать,догнать,мгновенно реагировать на звуки,зрительные тактильные сигналы. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре требующая от участников быстрого перехода от одних действий к другим,способствует воспитанию ловкости,игры со скоростно-силовой направленностью воспитывает силу,игры связанные с частыми изменениями направления движений,способствуют воспитанию гибкости тела развивают выносливость организма. Велико значение народных игр в нравственном воспитании ребенка. Подвижные игры носят коллективный характер связи,с чем приучают детей в деятельности в коллективе. Игры развивают чувство товарищества и ответственности за действия друг друга,в семье способствует установлению интимно-чувственных взаимоотношений между родителями и детьми. Большое воспитательное значение имеют игры с элементами соревнования а именно с метанием предметов на дальность (Сбей городок,Кто дальше бросит,игры с перетягиванием,игры с бегом (Скачи на конях).Они просты и доступны детям дошкольного возраста,приучают их к анализу своих движений,сравнениями других детей. Эти игры воспитывают в детях честность,дисциплинированность,учат сознательно управлять своим поведением в различных игровых ситуациях. Среди народных игр выделяются хороводные. Они принадлежат глубокой древности и составляли первоначально часть языческих религиозных обрядов. В хороводах передается веселье душа предков (Луж-лужочек).

Главное условие этих игр-развивать фантазию ребенка настолько,чтобы потом он сам,без помощи воспитателя,мог изобретать подобные игры.

Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»
Публикации по теме:

Формирование навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста Совершенствовать навыки умывания; формировать КГН (мыть руки перед едой) ; Закреплять умения в дежурстве: накрывать на стол столовые приборы.

Методическая разработка (фрагмент) НОД «Мой город» Методическая разработка (фрагмент) НОД по теме «Мой город». Составление лозунгов на тему «Чистый город» совместно с родителями. 1. Любим.

Конспект занятия по развитию речи с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ «Терем-теремок» Методическая разработка конспекта «Терем — теремок» Развитие речи с использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ + английский язык. Цель:.

Методическая разработка макета «Круиз по природным зонам»Методическая разработка макета «Круиз по природным зонам» В разработке представлен игровой материал для развития познавательных способностей детей. Материал будет полезен педагогам и родителям.

Лепбук «Вопросы адаптации»Лепбук «Вопросы адаптации» Лепбук «Вопросы адаптации»Автор: Пенская Т. В., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ № 31 «Тополёк» Лэпбук (lapbook, или как его еще называют.

Методическая разработка на тему Работа с родителями ТЕМА: "Варианты участия родителей воспитанников детского сада в праздниках физкультурно-спортивной направленности" (из опыта работы) Спортивный.

Методическая разработка по правилам дорожного движения «Как дорожные знаки подружились с музыкальными» Музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста. Однажды Скрипичный ключ со.

Методическая разработка: Танец «Ты ждешь, Лизавета»Методическая разработка: Танец «Ты ждешь, Лизавета» Один из самых прекрасных видов искусства – танец. Это выражение эмоций, чувств, мыслей, рассказ о происходящем, бывшем и будущем с помощью.

Положение о школьном совете Устав Школьное самоуправление ГБОУ СОШ № 247 Красносельского района г. Санкт-Петербурга 1. Общие положения 1.1.«Школьный совет», далее.

Учебно–методическая разработка занятий для обучающихся с ОВЗ 5–7 лет Конспект логопедического занятия по коррекции лексико-грамматического строя и связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Методическая разработка «Воспитательное значение народных игр»
Опубликовано: 20 января 2016 в 10:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Подготовка к ОГЭ по обществознанию «Человек» в 8–9 классах
Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 8-9 кл. Тема «Человек» параграфы Основные отличия человека от животного Человек- 1. обладает мышлением и...
Познавательно-исследовательская деятельность «Опыт со скорлупой яйца»
Дети от природы очень любопытны. Чем больше ребёнок узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем. Родители могут и сами ответить на вопросы своего чада, но...
Лэпбук «Зима — оттенки белого»
Преимущества занятий с лэпбуком: • лэпбук отличается от других дидактических пособий компактностью и универсальностью, • информация в лэпбуке...
«О чём нам рассказывает название улицы Мизерова» в рубрике «Записки путешественников»
Улицы нашего города. Как много они могут рассказать о прошлом Красноуфимска. В «Записках путешественников», на сей раз, мне хочется поведать вам, уважаемые...
Конспект НОД во второй младшей группе «Комнатные растения»
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» раздел «Мир природы и мир человека» для второй младшей группы. воспитатель Николаева Анна...