Елена Конопкина
Конспект НОД по экологии в средней группе детского сада «Здравствуй, дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Здравствуй, дерево»
Программное содержание.
- уточнять и расширять имеющиеся у детей представления о лесе;
- детально рассмотреть из каких частей состоит дерево;
- формировать представление об условиях, необходимых для жизни дерева;
- развивать у детей познавательный интерес;
- активизировать связную монологическую речь, память, умение анализировать и делать выводы;
- воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.
Материалы:
Публикация «Конспект НОД по экологии в средней группе детского сада „Здравствуй, дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
игрушка бельчонок; репродукции и слайды для интерактивной доски с изображениями леса, схемой дерева, разделённой на части, отдельными частями дерева: листьями, корнями, плодами; разрезные картинки к игре «Найди своё дерево».
Ход занятия.
В. – Ребята, к нам в гости сегодня прибежал бельчонок. Его зовут Пушистик. Он прибежал к нам за помощью. Вот что случилось.
Беседа- сказка.
В. - Однажды Пушистик услышал от соседки- белки слово «лес».
- Мама, - обратился он к маме- белке, - а что такое «лес»?
- Лес – это деревья, - сказала мама, - дубы, берёзы, сосны.
- А что такое «деревья»? – не унимался бельчонок.
- Да ты, я посмотрю, ещё совсем маленький, ничего не знаешь, - сказала мама- белка, - потерпи, немного подрастёшь, и я тебе расскажу.
В. – Но бельчонку терпеть не захотелось, и он прибежал к нам в садик, чтобы мы рассказали ему о деревьях.
Беседа - викторина о деревьях.
В. – Кто из вас был в лесу?
- Кто видел деревья в лесу? Откуда они там? Кто их сажает в лесу?
- Деревья – живые или нет? Почему вы так думаете?
- Чем деревья отличаются от других растений?
- Какие деревья вы знаете?
Д. – (дают ответы на вопросу, обсуждают их правильные и неправильные варианты).
В. – Давайте с вами посмотрим из каких частей состоит дерево. (демонстрируется
изображение схемы дерева).
Корни.
В. – Вы когда- нибудь видели, как прямо стоят деревья? Пытались вытащить дерево из земли так, как мы вытаскиваем морковку? Что так крепко держит дерево в земле?
Д. – Корни. (ответы детей).
В. – Да, правильно, корни уходят глубоко в почву и крепко связывают дерево с землёй. Удерживать растение в почве – важное дело. Но главная работа корня – добывать из почвы воду и «пищу» для дерева – минеральные соли. Чтобы пронизать толщу земли во всех направлениях, корни сильно разрастаются. Чем сильнее развит корень, тем больше он добудет из почвы воды и пищи, лучше накормит растение. Корни некоторых деревьев раскидываются шире, чем их ветви.
Но корень не только искатель и добытчик, он ещё и хранилище запасов пищи и диспетчер: он распределяет питательные вещества, обеспечивает рост стебля и листьев. Есть у корней враги: растения – паразиты, личинки насекомых, вредные микробы. Но есть и помощники. Это – неутомимые землерои дождевые черви, которые прокладывая путь к корню, доставляют ему, таким образом, кислород.
Кора и ствол.
В. - -А теперь посмотрим от корня вверх, и мы увидим ствол дерева, покрытый корой. Большую часть ствола дерева составляют молодые слои древесины – волокна. По ним от корней дерева к листьям переносятся вода и минеральные вещества. Эти очень тонкие, молодые слои древесины каждый год образуют новое кольцо, которое называют «годовым», потому что по ним можно узнать возраст дерева, достаточно сосчитать все годовые кольца.
В середине ствола расположена ядровая – старая, отмершая – древесина. Она очень тверда и крепка. Сверху ствол дерева покрывает кора. Кора – это «одежда», она не даёт дереву пересохнуть и защищает его от насекомых и болезней. Послушайте стихотворение Л. Степанова «Деревья»:
Мчится к ним ветер северный, снежный.
- Где же, деревья ваша одежда?
Где ваши шапки и рукавицы?
Как бы в мороз вам не простудиться!
Лягут сугробы, не станет тропинок,
Холодно будет вам без ботинок.
Обледенеют ветки и корни.
Кто вас накормит? Кто вас напоит?
Знаю, весна для берёзок и клёнов
Вяжет наряды из пряжи зелёной.
Ну, а пока мне ответьте скорее,
Клёны, берёзки, кто вас согреет?
В. – Ребята, как вы думаете, кто же согревает деревья в стужу, заменяя им «шапки и рукавицы»?
Д. – Кора. (ответы детей)
В. – Действительно, кора может быть очень толстой и защищать слои молодой древесины от холода. Но кора не способна растягиваться. По мере того как дерево разрастается, она трескается и шелушится. Под старой корой нарастает новая, на коре образуются складки, в них – то и «зимуют» некоторые насекомые, а ещё живут страшные вредители – жуки- короеды.
В. – А теперь поиграем с вами в игру «Мы посадим деревце» (физкультминутка).
Маленьким зёрнышком посадили деревце - ребята приседают, закрыв голову руками.
Зёрнышко начинает расти, появляется ствол - дети медленно поднимаются.
Молодые ветки тянутся к солнцу - ручки, покачивая, поднимают вверх.
На веточках распустились листочки - дети вращают ладошками.
Набухли цветочные почки - раскрывают две сжатые ладошки.
Распустились цветы и к ним - машут ручками и вращают ладошками
прилетели бабочки с раскрытыми пальцами.
Листья.
В. – Ребята, из нашей игры мы узнали, что у дерева есть ещё важные части. Послушайте загадку:
Зелёные лоскутки повисли на прутки.
Летом вырастают, осенью опадают.
Д. – Листья, (ответы детей).
В. - Да, листья играют очень важную роль в жизни дерева: с помощью листьев деревья дышат и питаются и без зелёного листа не только не может жить растение, но и не было бы вообще жизни на нашей планете Земля. Оказалось, что в клетках листьев с помощью особого вещества – хлорофилла происходят важнейшие превращения воды и углекислого газа в сахар и крахмал. При этом листья выделяют кислород, которым дышит всё живое.
Плоды и семена
В. –И ещё одна важная часть есть у дерева. Это его семена. Если бы не было семян, то не было бы и деревьев, им неоткуда было бы взяться. А семена часто «прячутся» в плодах: семена яблони – в яблоках, семена вишен и слив – это косточки этих ягод.
- А как вы думаете, есть ли семена у других деревьев? Поиграем в игру «У кого какое семечко?»:
- у ёлки - … (шишки,
- у дуба - … (жёлуди,
- у берёзки - (серёжки,
- у сосны - (шишки,
- у клёна - («носики»- это семечко с крылышком,
- у рябины - … семечки в ягодках,
- у конского каштана - … (орешек – каштан).
В. – А откуда же берутся плоды с семенами? Что бывает перед ними на деревьях?
Д. – Цветы, (ответы детей).
В. – Да, ранней весной распускаются цветы на всех деревьях, и земля наполняется ароматом их свежести и красоты. Надо очень осторожно и бережно относить к цветущим деревьям: в пору цветения они наиболее уязвимы и ранимы.
В. – Ну, Пушистик, ты понял, что такое дерево? (воспитатель обращается к игрушке, показанной в начале занятия). Давай вместе с нашими ребятами поиграем в игру «Найди своё дерево» и соберём дерево из разных его частей. Давайте разобьёмся на три команды, и каждая будет собирать своё дерево.
Из разрезных частей картинки дерева: корней, ствола, кроны или листьев, цветов, семян - собирается всё дерево. Предлагается три варианта: берёза, дуб и сосна. После того, как дети собрали деревья, на столе осталось несколько картинок.
В. – А почему вы не использовали эти картинки?
Д. - Они не подходят к нашим деревьям, эти листья и плоды от других растений.
В. – Молодцы, ребята. Вы хорошо поняли из каких частей состоит дерево. А в следующий раз на прогулке мы пойдём на экскурсию и узнаем, какие деревья растут на территории нашего детского сада. И ты, Пушистик, приходи. Мы будем рады тебя видеть.
(Бельчонок благодарит за приглашение и обещает ещё прийти).