Занятие по речевому развитию «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»

Ольга Степаненко
Занятие по речевому развитию «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»

ЦЕЛЬ: Развивать коммуникативные способности детей, дикцию, воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

ЗАДАЧИ:

Совершенствовать звуковую сторону речи, улучшать дикцию детей.

Формировать выразительность речи.

Развивать слуховое внимание и память.

Развивать артистические способности.

Воспитывать уважение к великому культурному наследию России.

Формировать умение взаимодействовать со сверстниками в процессе соревнования.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Аудиомагнитофон, сюжетные картинки к скороговоркам, игрушки из киндер-сюрприза, карточки с изображением эмоций, карточки с буквами, бубен, мягкая игрушка мишка, костюм бабушки, мольберт, таблички с названиями команд, «Говорунчики» и «Болтунишки», сладкие призы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Дети совместно с родителями выполняют домашнее задание – учат по одной скороговорке и инсценируют ее, воспитатель делит детей на две команды «Говорунчики» «Болтунишки».

Ход ЗАНЯТИЯ

Под музыку «Выйду на улицу, гляну на село…», дети выходят и здороваются с гостями. Воспитатель предлагает детям послушать о скороговорках. Говорит, что скороговорки появились в Древней Руси, много столетий тому назад.

В детских играх, забавах на быстрое произношение скороговорок они становились источником смеха, веселья.

Благодаря скороговоркам дети учились быстро, четко и красиво говорить. Воспитатель говорит, что сегодня в нашей группе проводится конкурс «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать в конкурсе будут команды «Болтунишки» и «Говорунчики». Оценивать задания конкурса будет жюри.

Задание 1

Скороговорки – «невелички»

Воспитатель предлагает начать конкурс с разминки. Каждый участник обеих команд должен повторить за ней громко, четко и быстро скороговорки – «невелички», когда она передаст ему в руки бубен – звонкий и громкий народный музыкальный инструмент.

Скороговорки для команды «Болтунишки»

Филимон был на футболе в футболке.

В Японии все пони в попоне.

Дима дает Дине дыню.

Дядя Федя дал меда медведю.

Наш шпион выше вашего шпиона.

Скороговорки для команды «Говорунчики»

У Бобика в будке будильник.

Попугая не купают, попугая покупают.

Дома один Дима и два Вадима.

Десять совят на сосне сидят.

У зеленой елки колкие иголки.

Задание 2

Бабушкины скороговорки

Звучит мелодия песни «Выйду на улицу, гляну на село…». Воспитатель говорит детям, что к ним в гости приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна. Она говорит, что слышала, как много современных скороговорок знают дети. Воспитатель предлагает бабушке Агрофене Дормидонтовне оценивать задания команд. Агрофена Дормидонтовна говорит, что у нее есть прищепки, вот и будем с помощью прищепок балла считать. Одна прищепка – один балл. А для начала предлагает поздороваться с ней и произнести ее имя. Агрофена Дормидонтовна предлагает детям обеих команд повторить за ней старинные скороговорки, но для этого надо найти спрятанную игрушку и сказать про нее скороговорку четко и быстро.

Предлагаемые скороговорки:

Бык тупогуб, тупогубенький бычек.

Хохлатые хохошушки хохотали, хохотали, похохотвали.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Бобры добры, добры бобры до поры.

Задание 3

Артистичные скороговорки

Воспитатель предлагает детям произнести скороговорки не только четко и быстро, но и выразительно. Приглашает по одному самому артистичному участнику из каждой команды. Воспитатель предлагает произнести иллюстрированную скороговорку соответствующей эмоцией с помощью карточек, которые изображают веселье, грусть, удивление, при этом не забывая о быстром темпе произношения.

Для команды «Болтунишки»:

Съел молодец 33 пирога с пирогом, да все с творогом.

Для команды «Говорунчики»:

Кузнец-молодец, съел весь варенец.

Задание 4

Звукобуквенные скороговорки

Для выполнения этого задания воспитатель приглашает по одному участнику от команды, хорошо знающему буквы. Они должны прослушать скороговорки, повторить их и определить, какие звуки встречаются в них чаще всего, затем показать на мольберте соответствующие буквы. На мольберте представлены гласные и согласные буквы, С, П, К, З, И, И, Л, К.

Скороговорки для команды «Болтунишки»:

У Степана есть сметана, есть сметана у Степана (С).

Катя лопаткой копала канавку (К).

Ну и пузо, ну и пузо у зеленого арбуза (З).

Скороговорки для команды «Говорунчики»:

Зоиного Зайку зовут Зазнайка (З).

В пенале у Полины паук плетет паутину (П).

У елки иголки колки.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Воспитатель предлагает собрать из кубиков скороговорку.

Команда «Болтунишки»:

Ест киска суп из миски.

Команда «Говорунчики»:

Наш Полкан попал в капкан.

Задание 5

Творческие скороговорки

Воспитатель предлагает детям для этого задания сначала самим придумать скороговорку, а потом четко и быстро произнести. Сочинить скороговорки детям помогут картинки. Одна команда получает картинки с изображением розы, березы, гриба; другая – с изображением кошки, матрешки, машины.

Примерные варианты скороговорок:

Гриб и роза росли под березой.

В машине по дорожке едут матрешка и кошка.

Задание 6

Инсценировка скороговорок

Воспитатель помогает детям показать свое домашнее задание – инсценировку скороговорке.

1. Мед. У болота стоит дуб

Пчелы в дубе том живут

К ним в дупло залез медведь,

Стал он мед лизать и петь:

«Ой, ты мед, любимый мед,

Я набью тобой живот».

2. Хвастался косой в лесу –

Я схвачу за хвост лису

Стану хлыстиком хлестать

И лису за хвост таскать.

Хрустнула сухая ветка

И косого – не слыхать!

Задание 7

Мишкина скороговорка

Воспитатель предлагает выполнить последнее задание нашего гостя – говорящего мишки. Послушать его внимательно и повторить за ним скороговорку громко, четко, выразительно и быстро. (Приглашает по два ребенка из команды).

Мишка:

Чтобы лучше говорить,

Ты сумей-ка повторить:

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Испугались медвежонка…

А ну-ка, повтори!

Гостья Аграфена Дормидонтовна подводит итоги конкурса.

Воспитатель говорит, что ребята старались говорить сегодня правильно и выразительно. Чтобы речь детей стала еще лучше, воспитатель предлагает детям больше учить скороговорок, пословиц, поговорок, загадок и стихотворений. Команды награждаются сладкими призами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Двадцать два Егорки. Русские народные скороговорки. М., 1990

Журнал «Карапуз». 2001. №64

Стрельцова Л. Е. Веселая азбука М., 1994

Сухин И. Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2002.

Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 1996.

Публикации по теме:

«Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Сценарий итогового занятия-развлечения для детей и родителей«Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Сценарий итогового занятия-развлечения для детей и родителей Путешествие по городу скороговорка «Всех скороговорок непереговоришь неперевыговоришь» Конспект итогового занятия – развлечения для родителей.

План КВН для детей «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь» Цель: развитие: четкой, ясной речи у детей; скорости чтения; творческих способностей у детей; воспитание любви к русскому народному творчеству.

Библиотека изображений:
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Занятие по речевому развитию «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»
Опубликовано: 12 июня 2015 в 22:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

22 августа. День поделок из спичек на МААМ

Спички детям не игрушка, а благодатный материал для творчества. Обыкновенные спички, которые есть в каждом доме, можно использовать для совместного творчества с детьми. Причем в ход идут и сами спички, и...

Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе
21 августа на МААМ - День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя - неделя неповторимых ароматов, неделя настоящей...
Конспект музыкального занятия в группе раннего развития «В Гости к Мишке»
Файл "/upload/blogs/detsad-667701-156640641 [IMG]/upload/blogs/detsad-667701-1566406708. jpg[/IMG] [IMG]/upload/blogs/detsad-667701-1566406499. jpg[/IMG] ....
Фотоотчет мастер-класса по изготовлению открытки к Дню флага России
Фотоотчет мастер- класса по изготовлению открытки к Дню флага России. К предстоящему празднику мы с дошкольниками средней группы стали готовиться...