МААМ-картинки

Описание методической системы воспитателя

Наталья Токарева
Описание методической системы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Описание методической системы педагога.

Моя методическая система направлена на развитие эмоциональной культуры детей дошкольного возраста, и я работаю над ней в течение последних трех лет. Актуальность применения такой методической системы обусловлена моими личными наблюдениями. Однажды, я поймала себя на мысли: несмотря на то, что одни дети сообразительные и смышлёные, другие не очень; одни – контактные, другие – замкнутые, но всех их объединяет одно: наши ребята удивляются и восхищаются всё меньше. Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются. Поэтому наряду с развитием интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной культуры.

Публикация «Описание методической системы воспитателя» размещена в разделах

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной культуры очень актуальна и важна.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю : систематизацию и отбор педагогических методов и приёмов для развития эмоциональной культуры детей дошкольного возраста.

Работа с учебным содержанием помогла мне сформировать понятие «эмоциональная культура», раскрыть эмоциональные особенности развития дошкольников.

Одним из первых дал определение эмоциональной культуры Якобсон П. М. По его мнению, эмоциональная культура есть комплекс явлений, представляющих собой в значительно мере развитие и совершенствование тех качеств эмоциональной жизни, которые в ограниченном виде проявлялись на более ранней возрастной ступени.

Эмоциональная культура (лат. cultura) —дословно— воспитанность эмоций; уровень развития эмоций, который предполагает эмоциональную отзывчивость и ответственность за свои переживания перед собой и окружающими.

Эмоции – особый класс психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем, друг друга, не пользуясь речью, судим о состоянии друг друга и лучше настраиваемся на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. В результате эволюции человека эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Наверное, мы все хотим видеть своих ребят счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.

Моя задача помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, большое внимание уделяю в умении общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.

В нашем саду введён блок занятий по эмоциональному воспитанию. Работая по программе «Детство», я разработала цикл занятий для детей II младшей группы, учитывая индивидуальные особенности психоэмоционального состояния детей.

Блок «Будь уверен» позволяет воспитывать в ребёнке умение отстаивать собственное мнение, учить доверять своим эмоциям, формировать у детей положительную самооценку и постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Занятие 1. «Свет, мой, зеркальце, скажи».

Задачи:

• учить детей любить себя, своё тело и свой организм;

• развивать умение с помощью жестов, мимики выражать эмоциональное состояние персонажа;

Занятие 2. «Какого цвета твои глаза?»

Задачи:

• закреплять и уточнять представления детей о частях лица;

• развивать умение выделять характерные особенности во внешности другого человека;

• формировать эмоциональную сферу.

Занятие 3. «Ребята и зверята. Дикие животные».

Задачи:

• обучать детей традициям общения, побуждать соотносить со словами выразительные движения;

• развивать воображение, фантазию, речевое внимание, слух;

воспитывать умение чувствовать состояние других, сопереживать; с любовью и заботой относиться к окружающей нас природе.

Занятие 4. «Лучший мой подарочек».

Задачи:

• формировать у детей желание получать и дарить подарки;

• развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с речью;

• побуждать детей к активному общению, развивать умение строить диалог.

Занятие 5. «Вкусы бывают разные».

Задачи:

• формировать представления детей о вкусах;

• учить детей входить в образ персонажа в игре;

Блок «Чувства, желания, взгляды» решает задачи соотношения эмоций ребёнка с миром природы, происходящими событиями и личностными побуждениями, распознавания различных эмоций и причин, их порождающих, умения принимать позицию другого.

Занятие 1. «Что показывает нам наше лицо?».

Задачи:

• учить детей понимать эмоциональные состояния других по выражению лица, позе, выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и жесты;

• развивать наблюдательность, воображение;

воспитывать чувство ответственности и умение сопереживать.

Занятие 2. «Грусть».

Задачи:

• учить дифференцировать поступки сказочных персонажей;

• развивать умение различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

• способствовать сплочению детского коллектива;

Занятие 3. «Спокойствие. Игра-сказка о том, как дружили Солнце, Ветер и Море».

Задачи:

• учить детей входить в образ воды, ветра, солнышка;

• способствовать проявлению спокойствия;

• формировать осознанно-правильное отношение к природе.

Блок «Социальные навыки» предполагает обучение коммуникативным навыкам в ходе создания проблемных ситуаций, развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности, самосознания, умения анализировать и предотвращать конфликты.

Занятие 1. «Взаимопомощь».

Задачи:

• развивать чувство единства, умение действовать согласованно;

• повышать у детей уверенность в себе;

• развивать внимание и воображение, координацию движений.

Занятие 2. «Мамочка, милая, мама моя».

Задачи:

• учить ребят использовать в речи ласковые и нежные слова и выражения;

• развивать способность отвечать за свои поступки;

воспитывать в детях любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

Занятие 3. «Плохо быть одному».

Задачи:

• дать ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить своё настроение;

• развивать групповую сплочённость, повышать уверенность в себе.

Занятие 4. «Этикет для малышей. «Вежливые бельчата».

Задачи:

• знакомить детей с правилами этикета;

• давать детям возможность эмоционально переживать последствия соблюдения норм общественного поведения;

воспитывать бережное отношение к природе.

На мой взгляд, комплекс эмоциональных занятий имеет огромное воспитательное значение. Ведь эмоциональное благополучие человека во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми.

Хочется также отметить, что развитие эмоционального мира детей должно осуществляться не только во время непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах. Ребёнок учится понимать эмоциональное состояние других людей по выражению лица, позам, жестам, видит внешние признаки изменения настроения, пытается понять причины этого. Педагог должен уметь сделать из каждого занятия сказку, и его доброта и желание осчастливить каждого ребёнка к нему обязательно вернутся. Ведь именно «радость, доставляемая нами другому, пленяет тем, что она не только не бледнеет, как всякий отблеск, но возвращается к нам ещё более яркой» (В. Гюго).

Если ребенок будет уметь управлять своим эмоциональным состоянием, это будет являться важнейшим условием дружественного и плодотворного общения с окружающими. Таким образом, если дети будут уметь контролировать свои эмоции, и будут уметь общаться с окружающими, создастся в группе особая эмоциональная атмосфера, которая благотворно действует на психику ребёнка, тем самым развивая эмоциональную культуру.

Основные методы, используемые при организации образовательной деятельности, были направлены на формирование эмоциональной культуры. Для достижения поставленной цели, мною использовались следующие методы и приемы : наблюдение, ситуативные разговоры, обращение к опыту детей, ролевые игры, психогимнастические упражнения, коммуникативные игры.

Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых во время образовательной деятельности и режимных моментах, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

Во время образовательной деятельности формируется доброжелательное отношение друг к другу, умение говорить и принимать комплименты, развивается произвольность поведения и психических процессов, уверенность в себе.

Особенность эмоционально-развивающих игр, такова, что проводятся они в кругу, и каждый ребёнок в равной степени участвует в каждой игре, в каждом упражнении. Перед играми вводятся правила: говорить по очереди; слушать друг друга; соблюдать очерёдность при выборе ведущего в игре. Ребёнок принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения. Во время проведения развивающей деятельности делается акцент на создание атмосферы доверия и безопасности. Не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Дети побуждаются к рефлексии процессов, происходящих в группе на доступном данному возрасту уровне.

Выбор технологий и методов осуществляется на основе возрастных критериев и индивидуальных особенностей детей.

В своей деятельности использую следующие педагогические технологии:

• Социоигровые подходы (В. Букатов А. Ершов). Данную технологию применяю для формирования социальной компетентности детей, коммуникативной культуры, представлений о внутреннем мире человека и его месте в окружающем мире. Социоигры использую как в НОДах, так и в игровой и в свободной деятельности детей.

• КТД (коллективно-творческое дело). Технология направлена на развитие навыков взаимодействия, сотрудничества, творчества и включения детей в социально-значимую деятельность. Применяю ее при организации совместной деятельности детей и родителей, а также в свободной и игровой деятельности воспитанников.

Основной формой организации является игровая деятельность, образовательная деятельность. В процессе образовательной деятельности осуществляется постепенный переход от формирования новых знаний и умений к применению, обобщению, систематизации. К разным методам и приё мам применяются и разные формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средствами, обеспечивающими эффективную организацию процесса формирования эмоциональной культуры являются: (Программа эмоционального развития по Ежковой Н. С.) :

• эмоционально-сенсорные игры, побуждающие детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации;

• Эмоционально-экспрессивные игры, показ способов ролевых перевоплощений;

Поощрительная оценка детских импровизаций, создание положительной атмосферы посредством использования декораций и музыкального сопровождения;

Художественная литература, беседа, серия сюжетных картинок, иллюстрации, помогающие раскрыть характерные особенности внешнего оформления эмоциональных состояний;

Уровень сформированности эмоциональной культуры определяется с помощью самостоятельной деятельности, ребенок владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослым и сверстником: устанавливает дружеские отношения, умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем. Сформированы практические умения уважительного отношения к окружающим людям, самому себе. Ребёнок использует в активной речи различные формы приветствия, благодарности, прощания; способен управлять своим поведением и способами общения; способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности. Ребенок умеет осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, справляться с обидой, устанавливать не конфликтные отношения со сверстниками в различных ситуациях.

Результатом деятельности в рамках методической системы является разработанные следующие дидактические пособия:

Дидактические карточки эмоциональных состояний;

Дидактическая игра: «Солнышко, солнышко –мы твои лучи…»;

Создание «Уголка настроения»;

Составлена картотека игр, способствующая развитию эмоциональной сферы;

На данном этапе работы можно отметить и положительные и отрицательные результаты. Это можно объяснить появлением все большего количества «трудных» детей, которые требуют большего внимания, так и тем, что результаты работы не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. У многих детей не всегда, получается, выражать заданное эмоциональное состояние с помощью пантомимики и голоса. Возможно, это случилось из-за того, что в настоящее время повысилось число тревожных, замкнутых детей, которым очень тяжело расслабить свое тело для принятия желаемой позы. А также таким детям очень трудно подчинить свои интонации. Возникают проблемы и при принятии компромиссных решений, решении конфликтных ситуаций. Дети не всегда могут контролировать свои эмоциональные реакции. Так же, дети очень хорошо умеют определить хорошие и плохие поступки сказочных героев, но возникают проблемы при оценке своего собственного поведения, контроле над ним.

Я нахожусь в постоянном творческом поиске, стараюсь как можно больше узнать о новинках литературы, которые смогут помочь мне в этой работе, использовать вариативность в мониторинге, использовать инновационные технологии при работе, направленной на развитие эмоциональной сферы. И надеюсь достичь положительных результатов и приобрести опыт в работе с детьми по этой направлению.

Публикации по теме:

Самоанализ работы старшего воспитателя Самоанализ и самооценка педагогической деятельности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе) 1.

Содержание мастер-класса. СОДЕРЖАНИЕ МАСТЕР-КЛАССА:1 ЭТАП: ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА МАСТЕРА. Краткое обоснование основных идей технологии. Описание достижений,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Описание методической системы воспитателя
Опубликовано: 28 марта 2013 в 23:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание методической системы воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Токарева (УИ 88062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД