Лучший педагог года

Адаптация школьников в социальной среде детей через развитие коммуникативных способностей личности

надежда сафина
Адаптация школьников в социальной среде детей через развитие коммуникативных способностей личности

Методическая тема:

«Адаптация школьников в социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности»

Пояснительная записка.

«Каждый ребёнок в свое время

есть натуральный гений»

К. И. Чуковский

Публикация «Адаптация школьников в социальной среде детей через развитие коммуникативных способностей личности» размещена в разделах

Речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание эмоционально-благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. К основным видам деятельности школьников относят игру и общение, следовательно игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции: общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.

Речь, являясь средством усвоения общественного исторического опыта, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятие, мышление, воображение) и выполняет познавательную функцию. Ребенок, общаясь с окружающими овладевает значениями слов и правилами построения предложений, приобщается к человеческому опыту. Познавательный опыт ребенок приобретает в самой разнообразной деятельности (игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая)

При всем желании, вряд ли мы найдем в истории человечества такой период, когда люди не играли бы. Ибо игра – яркое проявление самой жизни, движение, общение, бодрости. Известный русский врач и педагог Егор Арсеньевич Покровский многие годы жизни отдавши не только лечению, но и физическому воспитанию детей, взглянул на игры с точки зрения психологии, физиологии, педагогики и гигиены.

Результатом стали его научные работы : такие, как «Физическое воспитание детей у разных народов», «Детские игры в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной», «Детские игры, преимущественно русские» и т. д.

Этой темой занимались многие ученые в разных странах мира и, практически все, пришли к одинаковым выводам: что игра развивает ребенка не только физически. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо…» В процессе игры познается окружающий мир и познание самого себя, своего места в этом мире. Игра- есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень- мыслящей, творческой личности. Игра в развитии и воспитании детей играет важнейшую роль.

Моя тема «Адаптация школьников в социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности» актуальна в наше время и меня заинтересовала. Так, как я работаю с детьми ОВЗ, у них наблюдаются нарушения в развитии высших психических процессов, нарушения в эмоционально –волевой сфере, им очень трудно высказать, размышлять, нет того багажа знаний, на который можно опереться. И моя задача, совместно с логопедом и учителем, помочь преодолеть ребенку этот речевой барьер, работать над исправлением речи, закреплением звуков в разговорной речи, над речевой активностью через общение, игру.

Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми осуществляется посредством игр. И построена с учетом возрастных и психических особенностей развития детей с ОВЗ.

Мною были проведены следующие диагностики:

• Тест Уилсона «Иерархическое дерево»

Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начальной школе.

• Интервью. (Модификация методики Г. Т. Хоментаускаса)

Предполагает выявить эмоциональное состояние ребенка в семье и образовательном учреждении.

• Комплексная методика развития речи младших школьников.

(М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Развиваем речь»)

Диагностические исследования показывают, что практически большая половина детей нуждается в коррекции и профилактической работе по развитию личности.

Цель:

Успешная адаптация школьников в социальной среде через развитие коммуникативных способностей личности.

Задачи:

Развитие высших психических процессов у детей с ОВЗ.

Активизация речевой деятельности.

Преодоление эмоционального барьера.

Обогащение словарного запаса.

Развитие творческих способностей через разные виды деятельности.

Воспитание нравственно-этических норм.

На занятиях использую разнообразные методы и формы работы:

o Сюжетно-ролевые игры.

o Театрализованные игры.

o Тренинги.

o Практикум.

o Дискуссии.

o Лингвистические игры.

o Подвижные игры.

Занятия проводятся 1 раз в неделю (в год 34 часа).

Ожидаемый результат :

Адаптироваться в современном жизненном пространстве;

Рост у детей навыков речевого общения, увеличение словарного запаса.

Формирование умения свободно общаться в типовых ситуациях повседневной жизни.

Координация движений, развитие общей двигательной и тонкой моторики в процессе театрализованной или другой деятельности.

Положительная динамика в развитии психических процессов и мыслительной деятельности.

Для достижения таких результатов необходимо поддерживать даже небольшой успех учащихся, его усилия, оценивать действия ребенка, показывать ему положительные перспективы его развития, задействовать взаимооценку и самооценку учащихся. Также отслеживание результатов осуществляется путем тестов, наблюдений, диагностики.

Таким образом, я выполняю поставленную цель и вытекающие из нее задачи: развитие речевой активности ребенка, развитие высших психических процессов. Я считаю, что моя работа детям необходима, она им нравится. Видна динамика развития речи, памяти, внимания в лучшую сторону. Ребята стали больше общаться, играть, у них появилось больше знаний, опыта, обогатился словарный запас, улучшилась речь.

Литература:

«Развиваем речь» М. Г. Борисенко, Н. Я. Лукина

Санкт-Петербург, 2011. Издательский дом Лит-ра.

«Развивающие классные часы и праздники в 1-2 классах» Н. Ф. Дак

«Весёлый этикет» Н. Е. Богуславская, Н. А. Купина. Екатеринбург, 2002

• «Группа продленного дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий 2-3 классы» Москва, 2009. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.

«Классные часы: внеклассная работа 1-4 классы» Москва, 2011. М. В. Козлова.

• «Классные часы на тему этикета (тематические занятия,ролевые игры, тренинги) 1-4 классы. Москва, 2009. А. В. Агафонова.

«Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию 1-4 классы» Москва, 2007. О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева.

• «Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» 1-4 классы». Москва, 2004. Н. Т. Брыкина, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина.

Публикации по теме:

Презентация программы «Театр кукол» Программа развития детей,посещающих кружок “Театр кукол” ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦель: Основная цель программы “Театр кукол” является : - Создание.

Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативной рефлексии у детей старшего дошкольного возраста. Результаты психолого-педагогических исследований и практический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация школьников в социальной среде детей через развитие коммуникативных способностей личности
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 21:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД