Александра Беликова
Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной.
Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов и родителей, Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Особое место в работе над речью детей занимают речевые, пальчиковые игры, они благоприятно воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом для игр являются, потешки, стишки, рифмовоки, сказка. Язык первых потешек, стишков, рифмовок, сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.
Данные тексты просты, но их можно еще более упростить. В соответствии с речевыми возможностями малыша названия животных без ущерба для смысла сказки можно заменить на звукоподражания: не «курица», а «ко-ко-ко»; не «собака», а «ав». Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Что способствует формированию умения произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Таким образом, стимулируется развитие активной речи и пробуждается интерес к слову.
Использование художественной литературы для игр создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице). У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее).
Потешки, стишки, рифмовки, сказки замечательны и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Данные игры основаны на тесной связи слова, движения и включают пальчиковые, речевые, и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, стихотворения с движениями.
Данные произведения в раннем возрасте должна быть зримые, наглядные, могут сопровождаться предметными и сюжетными картинками.
Ребенок данного возраста усваивает знания при условии многократного повторения, поэтому следует использовать одно и то же произведение несколько раз, в различных видах деятельности — с бумагой, фломастерами или карандашами, конструирование.
Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года является развитие речи. Он начинает понимать смысл ваших высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т. к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, качества (легкий, тяжелый, вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный).
Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на восприятие речи.
Мы надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у вашего ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.
Библиографический список:
1. Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб. : Паритет, 2006. - 80 с.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.
3. Косинова Е. М Пальчиковая гимнастика. М. : Издательство «Эксмо», 2003. - 65 с.
4. Никитина А. В. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки, потешки. Для детей 2-3 лет. .- СПб. :КАРО, 2009. – 97 с.