Получи документы

Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

Александра Беликова
Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной.

Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов и родителей, Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Особое место в работе над речью детей занимают речевые, пальчиковые игры, они благоприятно воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока-Ворона.». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Известно, что ребенок развивается в движении. С развитием двигательных навыков тесно связано звукопроизношение, автоматизация звуков, формируется интонация, выразительность голоса, а также мимика, пластика, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Для развития всех сторон психической деятельности ребенка 2-3 лет наиболее доступным материалом для игр являются, потешки, стишки, рифмовоки, сказка. Язык первых потешек, стишков, рифмовок, сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.

Данные тексты просты, но их можно еще более упростить. В соответствии с речевыми возможностями малыша названия животных без ущерба для смысла сказки можно заменить на звукоподражания: не «курица», а «ко-ко-ко»; не «собака», а «ав». Простота звукоподражания стимулирует малыша к повторению упрощенных слов, а позже — и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу. Что способствует формированию умения произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Таким образом, стимулируется развитие активной речи и пробуждается интерес к слову.

Использование художественной литературы для игр создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице). У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее).

Потешки, стишки, рифмовки, сказки замечательны и тем, что в ней подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Данные игры основаны на тесной связи слова, движения и включают пальчиковые, речевые, и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, стихотворения с движениями.

Данные произведения в раннем возрасте должна быть зримые, наглядные, могут сопровождаться предметными и сюжетными картинками.

Ребенок данного возраста усваивает знания при условии многократного повторения, поэтому следует использовать одно и то же произведение несколько раз, в различных видах деятельности — с бумагой, фломастерами или карандашами, конструирование.

Одной из важнейших особенностей развития ребенка третьего года является развитие речи. Он начинает понимать смысл ваших высказываний. Речь теперь является для него регулятором поведения. Формирование активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. С развитием речи начинает развиваться мышление. Это особенно важно, т. к. обобщенное значение приобретают слова, обозначающие цвет, форму, величину, качества (легкий, тяжелый, вкус, оценку действий (хороший, плохой, чистый, грязный, пустой, полный).

Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «настраиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на восприятие речи.

Мы надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у вашего ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

Библиографический список:

1. Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб. : Паритет, 2006. - 80 с.

2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-3 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 192 с.

3. Косинова Е. М Пальчиковая гимнастика. М. : Издательство «Эксмо», 2003. - 65 с.

4. Никитина А. В. 20 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения, загадки, потешки. Для детей 2-3 лет. .- СПб. :КАРО, 2009. – 97 с.

Публикации по теме:

Мастер-класс для родителей «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста; познакомить родителей.

Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» Консультация для родителей «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами русского фольклора» В формировании развития речи.

Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста» Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой ребенок появляется на свет с врожденной.

Методические рекомендации для педагогов «Развитие творческой активности детей» «Развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами музыки». Программа «Детство». (Методические рекомендации для педагогов.

Методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД Многие задаются вопросом: «Как научить дошкольника правилам дорожного движения?» Как и все остальное, ребенок все схватывает в игровой ситуации.

Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Методические рекомендации по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста со свойствами объектов неживой природы Разработала воспитатель.

Методические рекомендации по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Рекомендации логопеда для родителей детей младшего дошкольного возраста Родителям как можно раньше необходимо обратить внимание на речь своего малыша. Конечно сразу произносить большинство звуков малыш не может.

Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольно-го образования (ФГОС) одной из приоритетных задач ставит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 10:46
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации для педагогов и родителей. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Беликова (УИ 89882) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД