Ольга Клещук
Методические рекомендации для педагогов по работе с семьей.
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с педагогами ДОУ по организации взаимодействия
с семьёй.
Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа.
А условием - соблюдение педагогического такта и гибкости. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ МЕТОДЫ :
- Ближе познакомиться с родителями.
- Установить контакт с родителями с помощью верного тона разговора, конкретных, точных ответов.
Публикация «Методические рекомендации для педагогов по работе с семьей,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Выявить структуру семьи и её психологический климат (сколько человек, возраст, образование, отношения между взрослыми в семье, профессия взрослых).
- Выявить формы семейных отношений:
а) гуманизм или жестокость
б) ответственность или стихийность
в) взаимопонимание или недоверие
г) взаимопомощь или неуважение
- Определить микроклимат в семье :
а) какой фон семейной жизни преобладает - положительный или отрицательный
б) каковы причины семейных конфликтов
в) причины отрицательных переживаний детей и родителей
г) как разрешаются конфликты
Выявить положение матери и отца в семье :
а) степень участия в воспитательном процессе
б) степень участия в семейной жизни (хозяйственно-бытовая деятельность, отдых)
в) наличие желания воспитывать ребёнка
Определить педагогические возможности семьи :
а) наличие или отсутствие системы в воспитания (осознание целей, задач и методов воспитания)
б) уровень педагогической культуры и потенциальные педагогические возможности родителей
в) знание своего ребёнка
г) объективность в оценке его поведения
д) характер влияния родителей на детей
е) какие черты характера ребёнка вызывают у родителей тревогу
ж) какие методы воспитания родители используют
- Чем наполнена жизнь ребёнка в семье :
а) наблюдение за ребёнка в сюжетно-ролевых играх «Дочки - матери», «Семья» и т. д.
б) изучение рассказов детей на тему «Наша семья»
в) изучение рисунков детей «Мой дом», «Моя семья» и т. д.
г) опрос детей
Результаты многочисленных психолого-педагогичеких исследований свидетельствуют о том, что эффективность взаимодействия воспитателя с родителями во многом зависит от изучения воспитателем семейной микросреды. Учёные рекомендуют традиционные методы :
- наблюдения ;
- опросные методы (беседы, анкетирование, интервью, тестирование, изучение продуктов детской деятельности) ;
Изучение семьи способствовать её посещение, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением во время утреннего прихода в детский сад и ухода домой.
В процессе наблюдения воспитателю необходимо обратить особое внимание на содержание обращений, вопросов родителей к детям, их форму (мягкая, жёсткая) потребление уменьшительно- ласкательных или грубых слов, реакцию родителей на просьбы, рассказы детей, их шалости, капризы. Следует также оценить эмоциональную окраску общения : громкость, тон голоса родителей (спокойный, резкий ироничный и т. д.) ,мимику,контакт глаз, телесные контакты - касания, поглаживания или жёсткие толчки. Эффективными являются и наблюдения за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания позволяют воспитателю сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Содержательную информацию о психологическом климате семьи воспитатель может получить также из рисунков ребят на темы: «Моя семья», «Мой самый любимый человек», «Самый добрый человек» .При анализе детских работ надо обратить внимание а цветовую гамму рисунков, состав семьи (полный, уменьшенных, увеличенных). Отметить расположение и последовательность рисования членов семьи, особенности нарисованных фигур, время рисования и т. п.
Для изучения семьи воспитатель может воспользоваться проективными методиками. Полезно использовать следующие ситуации :
1. У тебя 2 билета в цирк, Кого бы ты взял (а) с собой на представление?
2. Твоя семья идёт в гости, но один человек заболел и должен остаться.
Кто это?
3. Ты строишь из конструктора дом, у тебя не получается.
Кого ты позовёшь на помощь?
4. Ты потерял (а) что-то дорогое для тебя. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
5. У тебя болит зуб, и ты должен (должна) идти к зубному врачу.
С кем ты пойдёшь к врачу?