татьяна омельченко
Методические рекомендации «Этапы работы воспитателя по формированию культуры поведения дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели, задачи и содержание методических рекомендаций
Формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров, среди которых: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, является одной из главных задач воспитания подрастающего поколения. Культурно воспитанный человек никогда не сделает ничего такого, что могло обидеть, задеть, унизить другого, не сломает ветку, не пройдет мимо чужой беды.
Публикация «Методические рекомендации „Этапы работы воспитателя по формированию культуры поведения дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
Как бы разносторонне мы не будем развивать наших детей, если мы не научим их культуре общения, уважению, умению вести себя среди людей, они не смогут жить в обществе, а у общества, в котором отсутствует нравственная культура, нет будущего.
То, что несут нашим детям телевидение окружающая среда, семья сейчас как никогда, требует от нас, воспитателей, детского сада, всего общества пересмотра форм и методов работы. И начать, я считаю, нужно с нашей культуры и прежде всего с себя, а дети научатся у нас. Ученным можешь ты не быть- культурным просто быть обязан.
Поиск новых педагогических технологий, реализующих сегодня личностно- ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка заставил по- новому посмотреть на структуру и содержание его работы. Поэтому целью предлагаемых методических рекомендаций является оказание помощи педагогам в системной и
последовательной работе по воспитанию культуры поведения дошкольников с использованием новых технологий.
Эта помощь заключается в том, чтобы показать как постепенно, от этапа к этапу, тщательно сориентированных на создание воспитательных ситуаций ( когда дети стоят перед выбором: поступать, как требует правило или как хочется, уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить свою помощь или пройти мимо проблемы сверстника, идет усвоение общепринятых норм и правил поведения.
Предлагаемые видео приложения к рекомендациям ставят педагога перед необходимостью импровизировать и разносторонне использовать данный
материал на занятиях, в беседах, играх и т. п., демонстрируя его на мультимедийной установке. Сегодня качество - умение импровизировать – актуально, поскольку без него не может быть реализован поиск педагогических
технологий, позволяющей взаимодействовать с ребенком на принципах личностно - ориентированной модели.
Работу по воспитанию культуры поведения дошкольников следует начинать с углубленного изучения теории по этой теме. Схематично ее содержание оформлено с помощью схем (приложение) :
Согласно программе воспитания и обучения, необходимо определить задачи
воспитания культуры поведения по кварталам для среднего и старшего дошкольного возраста и в соответствии с ними составить перспективные планы
по разным видам деятельности, которые способствуют формированию у детей привычки быть вежливым, соблюдать правила культуры поведения за столом, в общественных местах и т. п.
Чтобы работа в этом плане была еще более эффективной следует много сделать для создания развивающей среды: изготовить разные виды игр и пособий с учетом перспективы, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Далее с учетом форм работы и условий, при которых возможно усвоение детьми норм и правил поведения (схема «Формы и условия воспитательно-образовательной работы с детьми») необходимо изучить основные направления и содержание этапов работы, на каждом из которых проводится знакомство по
принципу - от простого к сложному.
Поэтапное знакомство дошкольников с основами и правилами поведения предлагается проводить с использованием современных инновационных технологий - мультимедийной установки, с помощью которой можно демонстрировать разного рода слайды,видеоматериалы по данной теме.
Первый этап - Знакомство с пиктограммами эмоций, настроений. Многие дети затрудняются выражать разные виды эмоций и понимать их. Если ребенок не умеет выражать свои эмоции, то чувства и эмоции других ему тоже трудно понять. Поэтому на данном этапе с детьми следует рассматривать альбомы
«Разные виды настроения», пиктограммы эмоций, проводить игры: «Наше настроение», «Угадай эмоции», «Покажи какое у тебя настроение».
Можно оформить «Уголок настроения», в котором находятся фото детей вашей группы. Под каждым фото - прозрачный карманчик для карточки. В течение дня каждый ребенок помещает в этот карманчик карточку –пиктограмму того настроения, которое у него проявляется на данный момент. Заглядывая в этот уголок, ребята стараются помочь тому, у кого плохое настроение и порадоваться за того у кого – хорошее.
На одном из занятий (конснект занятия «Поговорим о настроении» дети сравнивают настроение с цветом, запахом, погодой, значением слова.
Второй этап – Связь эмоций с жестами и мимикой С помощью игровых упражнений «Скажи без слов», «Угадай, что хочу сказать» следует учить детей с помощью пантомимы изображать то, что они хотят сказать без слов, но с определённым настроением и мимикой, жестами.
Третий этап - Знакомство с волшебными словами: приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности. С разнообразием вариантов слов вежливости детей помогут познакомить разные виды наглядного материала (слайды на темы «Учимся культуре общения», «Волшебные слова»; игра «Ручеек вежливых слов»). Игры «Подари доброе слово», «Скажи по другому» вызовут у детей желание говорить эти слова с разной интонацией и настроением, что поможет им понять интонационное значение слова. Оно звучит красиво и становится по-настоящему добрым, если сказано с доброй интонацией, от сердца, с душой и наоборот – может ранить, если звучит грубо.
Четвертый этап работы- Знакомство с правилами культуры поведения за столом, в общественных местах и т. п. С детьми можно разыграть ситуации, которые подводят их к пониманию того, что мало знать вежливые слова, нужно связывать их с правилами поведения. Такие игровые ситуации как: «На дне рождения», «В транспорте», «В кинотеатре» помогут познакомить их с правилами поведения в гостях, в общественных местах. Игры: «Семья», «Рыцарский турнир», «Дочки-матери» - с правилами этикета для девочек и мальчиков.
Чтение программных художественных произведений по соответствующей теме рекомендуется заканчивать игрой-драматизацией эпизодов из этих произведений. Перед драматизацией следует побуждать ребят обсуждать и оценивать поступки, характеры героев и только потом можно пробовать обыгрывать отдельные эпизоды, где они с помощью уже известных им эмоций, мимики, жестов и интонаций речи будут упражняться в передаче характеров и поведения этих героев (Драматизация немецкой сказки «Вежливый кролик»)
Пятый этап- «Оценка детьми своих поступков и поступков сверстников» Когда большинство правил культуры поведения усвоено детьми, воспитатель может разного рода игровыми ситуациями побуждать их к оценке поступков сверстников и их собственных. Можно предложить им сначала оценить поступки детей на сюжетных картинках. А после такого рода рассматривания и обсуждения хороший эффект имеет загадочное появление Феи Вежливости, которая передает ребятам «Сундучок хороших поступков» (в каждой ячейке сундука-маленькие картинки хороших поступков и фишки). За хорошие поступки дети поощряются фишками от Феи, конечно только после предварительной оценки этих поступков самими детьми и их сверстниками. Это очень стимулирует детей. Кроме того, поощряться должны и те ребята, которые честно признаются в своих отрицательных поступках и стараются их исправить.
Когда воспитатель заметит, что дети готовы совершать хорошие поступки не ради фишек и призов, а просто, потому, что они получают удовольствие от того, что поступают хорошо. «сундучок» возвращается Фее Вежливости. Можно провести занятие, содержание которого вызвало бы у ребят желание делать добрые дела по отношению к людям, животным, птицам.
Кроме того, творческие дети правила поведения усваивают лучше, пропуская через себя. Да и как иначе? Если ребенок умеет видеть и создавать прекрасное, то из сердца его будет идти только хорошее, а значит, он не пройдет мимо чужой беды. Поэтому тему воспитания культуры поведения следует связывать и с темой развития творческой активности детей: знакомить их с произведениями искусства, использовать в работе с дошкольниками нетрадиционные методы рисования, лепки, конструирования.
Воспитание культуры поведения неразрывно связано с задачами социально-нравственного воспитания. Поэтому очень важно знакомить детей с историей малой и большой Родины, традициями наших предков, подвигами герое Великой
Отечественной войны, рассказывать ребятам как вести себя у памятников, уважать свой герб, флаг и т. п.
Такая планомерная и поэтапная работа с детьми, конечно, даст хорошие результаты – у детей постепенно сформируется навык культуры общения друг с другом, с окружающими, соблюдение правил поведения станет для них – нормой.
Желаю вам, дорогие педагоги, чтобы данные рекомендации помогли вам в вашей непростой работе и ваши воспитанники не только знали, как себя вести, но и вели бы себя всегда так, как гласит правило: относись к людям так, как бы ты, хотел, чтобы относились к тебе.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Поговорим о настроении».
Цель: Обобщить и расширить представления детей о настроении и его влиянии на поведение людей; показать, как проявляется настроение у добрых, злых, угрюмых и т. п. людей; показать изменчивость настроения, побуждать понимать настроение другого человека, познакомить со способами регуляции и управления настроения.
Материал: карточки с изображением доброго и злого гномиков, цветы из цветной бумаги разных цветов, карточки с изображением разных состояний погоды, пиктограммы, кружки(ё - 5 см) из белой бумаги по количеству детей; кружки из цветного картона разного цвета, фломастеры, фланелеграф.
Организационный момент: Дети сидят полукругом перед фланелеграфом. На фланелеграфе - силуэты доброго и злого гномика.
Ход:
Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришли гномы Ах и Ух. Посмотрите на них
внимательно. Какие они?
Дети: Один добрый, другой злой.
Воспитатель : А как вы догадались?
Дети: По их лицам.
Воспитатель : Верно. По выражению их лиц, по мимике, т. е. по их настроению. Какое
настроение у доброго гнома Ах!
Дети: веселое, доброе, светлое, радостное.
Воспитатель : а у злого Ух?
Дети: мрачное, сердитое, угрюмое.
Воспитатель : А как вы думаете, почему у сердитого такое настроение? Дети: Его кто-то обидел, он злится на что-то. Воспитатель : А как же его нам развеселить?
Веселый гном Ах предлагает поиграть в игру «Угадай настроение» Воспитатель показывает пиктограмму, а дети называют соответствующее настроение.
Воспитатель : Смотрите, Ух продолжает сердиться. Что же делать? А вы знаете, ребята, наше настроение можно сравнить с определенным запахом. Хорошее настроение пахнет цветами, а плохое, наверное, горьким перцем.
А еше, настроение можно обозначить цветом. Желтый - веселое настроение, оранжевый радостное, розовый - состояние покоя, красный - смущение, синий - печаль, а гневное настроение? Дети: Черный.
Воспитатель : А давайте выберем цветы, цвет которых поднимет настроение сердитого гнома.
(Дети выбирают цветы теплых, ярких тонов).
(Воспитатель меняет злого гнома на угрюмого) Воспитатель : Изменилось настроение Уха?
Дети: Стало угрюмым.
Воспитатель : Гном огорчен тем, что у вас, ребята, не у всех хорошее настроение, верно?
Дети: Да.
Воспитатель : Тогда выберите цветок, цвет которого соответствует вашему настроению. (Дети выбирают).
Воспитатель : Да, вижу, что не всем весело. А как же можно поднять настроение человеку, который грустит, плачет?
Дети: Рассказать стихотворение, сказку, спеть, станцевать, пожалеть, приласкать.
Воспитатель : Или поиграть в игру. Игра «Жмурки». (Дети в кругу, водящему завязывают глаза).
Воспитатель : Надувала кошка шар,
А котенок ей мешал -
Подошел, и лапкой - ток!
А у кошки шарик-лоп! (Дети убегают от жмурки).
Воспитатель : Ну, если у всех теперь хорошее настроение, замечательно, и оба гнома наши тоже веселы! Ребята, а с чем еще можно сравнить наше настроение?
Дети: С погодой.
Воспитатель : Если весело - светит солнце. Солнышко за тучами, с каким можно сравнить настроением?
Дети: Грустным.
Воспитатель : А ветер дует?
Дети: Сердитое.
Воспитатель : Дождь - с плаксивым настроением. А злое? Когда пасмурно, черные тучи.
Воспитатель : Давайте поиграем, предлагают гномы. Я показываю карточки погоды, а вы жестами, мимикой передаете соответствующее настроение.
Воспитатель : Настроение мы выражает не только мимикой, но и словами. Хорошее настроение такими словами: светлое, радостное, праздничное, сказочное. А плохое?
Дети: Сердитое, злое, мрачное, плаксивое, грустное, печальное.
Воспитатель : А еще настроение мы выражаем эмоциональными звуками и интонацией голоса. Гномы приготовили уже мне платок. Я буду прятать лицо за платок и произносить звуки, а вы угадывать по этим звукам настроение, мои эмоции. (Ого! Ух! Эхе-хе! У-у-у)
Воспитатель : Молодцы! Скажите мне теперь, отчего же зависит наше настроение? Дети: От погоды.
Воспитатель : А еще и от наших хороших поступков. От них у нас и у окружающих нас людей всегда будет хорошее настроение. Я хочу предложить вам изобразить свое настроение и наклеить на кружок соответствующего цвета. (Дети выполняют задание) Гномам очень понравились ваши рисунки, они желают вам, чтобы ваше настроение всегда было хорошим и не зависело от погоды, цвета и запаха, а не только от ваших хороших поступков.