Получи документы

Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ

Анна Вылегжанина
Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ

В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.

Публикация «Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ» размещена в разделах

Наиболее актуальной в данном направлении является психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.

Исходя из выше сказанного, социальный, учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.

Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста, имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.

Особенности составления психологических коррекционно-развивающих программ

Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

Программа коррекционно-развивающего воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и направленной на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей подрастающего поколения.

Составляя различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться на следующие принципы:

• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

• принцип единства коррекции и диагностики;

• принцип приоритетности коррекции каузального типа;

• • деятельностный принцип коррекции;

• • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося;

• принцип комплексности методов психологического воздействия;

• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе;

• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

• принцип программированного обучения;

• принцип возрастания сложности;

• принцип учета объема и степени разнообразия материала;

• принцип учета эмоциональной сложности материала.

Направления коррекционно-развивающей работы

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности :

- коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;

- коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;

- коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период взросления;

- коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;

- коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;

- коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.

Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками

Развитие и коррекция эмоциональной сферы :

• развитие эмоциональности юношей и девушек, коррекция невротических проявлений;

• повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.

Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:

• воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;

• формирование адекватной самооценки;

• исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.

Формирование видов деятельности:

• учебно-производственной;

• профессиональной.

Основные требования к составлению коррекционно-развивающей программы :

При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования:

1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.

Основные цели коррекционно-развивающей работы :

цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);

цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности;

цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»

2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы :

• совершенствование общей моторики;

• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;

• формирование произвольного внимания;

• развитие сферы образов-представлений;

• становление ориентировки в пространстве;

• совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;

• формирование связной речи и речевого общения;

• формирование элементов трудовой деятельности;

• расширение познавательной активности;

• становление адекватных норм поведения.

3. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Основные методики психокоррекционной работы :

• психогимнастика;

• эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;

• аутотренинга;

• сказкотерапия;

• арттерапия;

• игра.

4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.

5. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.

• индивидуальная;

• групповая;

• смешанная.

6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.

7. Определение частоты необходимых встреч.

8. Определение длительности каждой встречи.

9. Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.

10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.

11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы. Оценка эффективности реализованной программы.

• Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.

Важным условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.

Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.

Публикации по теме:

Авторская разработка интерактивных электронных дидактических пособий в логопедической практике Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Портфолио Департамент образования города Москвы Восточное окружное управление образования Департамента образования Государственное бюджетное образовательное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 22:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД