Анна Вылегжанина
Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков и юношей, склонных к девиантному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания подрастающего поколения, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития личности, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества. В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение молодого человека в профессию и жизнь общества, выстроить систему качественной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки.
Публикация «Методические рекомендации педагогам-психологам по написанию коррекционно-развивающих программ» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Наиболее актуальной в данном направлении является психологическая коррекционно-развивающая работа, которую осуществляет в учреждении образования педагог-психолог. Сущность коррекционно-развивающей работы заключается в том, что с одной стороны, педагог-психолог корректирует уже сформировавшиеся качества личности учащегося, причем, нежелательные отрицательные качества он ослабевает, а положительные – усиливает. С другой стороны, педагог-психолог формирует у обучаемого нужные психологические качества, которые у конкретного индивида либо вовсе отсутствуют, либо недостаточно развиты, т. е. развитие предполагает возникновение принципиально новых образований, переход на новый уровень функционирования.
Исходя из выше сказанного, социальный, учебно-профессиональный либо эмоциональный характер проблем детей требует соответствующей коррекционно-развивающей работы, которая осуществляется на основе разработанных коррекционно-развивающих программ.
Планомерно организованный и индивидуально построенный коррекционно-развивающий комплекс позволяет практически для любого учащегося юношеского возраста, имеющего проблемы личностного, социального или профессионального становления эмоционального характера определить индивидуальный оптимум его социального функционирования и провести адаптацию в рамках этого диапазона.
Особенности составления психологических коррекционно-развивающих программ
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Программа коррекционно-развивающего воздействия на личность учащегося должна быть психологически обоснованной и направленной на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей подрастающего поколения.
Составляя различного рода коррекционно-развивающие программы, необходимо опираться на следующие принципы:
• принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
• принцип единства коррекции и диагностики;
• принцип приоритетности коррекции каузального типа;
• • деятельностный принцип коррекции;
• • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащегося;
• принцип комплексности методов психологического воздействия;
• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционно-развивающей программе;
• принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;
• принцип программированного обучения;
• принцип возрастания сложности;
• принцип учета объема и степени разнообразия материала;
• принцип учета эмоциональной сложности материала.
Направления коррекционно-развивающей работы
Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию личности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию. Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачи коррекционно-развивающей работы определяются не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности :
- коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения;
- коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период;
- коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период взросления;
- коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе;
- коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше;
- коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития индивида на данном возрастном этапе.
Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практике при работе с детьми и подростками
Развитие и коррекция эмоциональной сферы :
• развитие эмоциональности юношей и девушек, коррекция невротических проявлений;
• повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства.
Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития:
• воздействие на формирование системы мотивов юноши и девушки;
• формирование адекватной самооценки;
• исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т. п.
Формирование видов деятельности:
• учебно-производственной;
• профессиональной.
Основные требования к составлению коррекционно-развивающей программы :
При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четкое формулирование целей коррекционно-развивающей работы.
Основные цели коррекционно-развивающей работы :
• цели интеллектуально-перцептивного характера: коррекция и развитие адекватного восприятия информации, предъявляемой зрительно и на слух; коррекция и развитие умений аналитического характера — выделение существенных признаков, отделение главного от второстепенного, выделение закономерностей, осуществление распределения по выделенным признакам (классификация) и обобщение результатов деятельности (в предметно-практической или вербальной форме);
• цели регуляторно-динамического характера: формирование элементов учебно-познавательной деятельности — понимание поставленной учебной задачи, самостоятельный выбор нужных средств в соответствии с задачей, планирование деятельности и самоанализ (умение находить и исправлять ошибки, развитие учебно-познавательной мотивации, познавательного интереса и учебной самостоятельности;
• цели психофизиологического характера: развитие, коррекция или компенсация нарушенной деятельности анализаторов, развитие мелкой моторики, кинестезической чувствительности, пространственной ориентации, координации в системе «глаз—рука»
2. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционно-развивающей работы.
Основные задачи коррекционно-развивающей работы :
• совершенствование общей моторики;
• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной координации;
• формирование произвольного внимания;
• развитие сферы образов-представлений;
• становление ориентировки в пространстве;
• совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
• формирование связной речи и речевого общения;
• формирование элементов трудовой деятельности;
• расширение познавательной активности;
• становление адекватных норм поведения.
3. Отбор коррекционно-развивающих методик и техник для предстоящей коррекционно-развивающей работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Основные методики психокоррекционной работы :
• психогимнастика;
• эмоционально-коммуникативные и поведенческие тренинги;
• аутотренинга;
• сказкотерапия;
• арттерапия;
• игра.
4. Подготовка необходимых материалов и оборудования.
5. Чёткое определение формы коррекционно-развивающей работы.
• индивидуальная;
• групповая;
• смешанная.
6. Определение общего времени, необходимого для реализации всей коррекционно-развивающей программы.
7. Определение частоты необходимых встреч.
8. Определение длительности каждой встречи.
9. Разработка конкретной коррекционно-развивающей программы в целом и определение содержания каждого коррекционно-развивающего занятия.
10. Планирование форм участия других лиц в работе (педагогов социальных, кураторов, мастеров производственного обучения, преподавателей, медиков, социальных работников и др.) при работе с семьёй - подключение родственников, значимых взрослых и т. д.
11. Определение формы контроля динамики хода коррекционно-развивающей работы. Оценка эффективности реализованной программы.
• Первичная, промежуточная и итоговая диагностики.
Важным условием коррекционно-развивающей работы является ее продолжительность и возможность осуществления в последующем поддерживающих коррекционно-развивающих воздействий на учащегося в процессе его социально-трудовой адаптации. При этом особенно важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.
Содержание любой коррекционной программы должно быть направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое совершенствование, коррекцию нарушений развития, то есть программа обучения и воспитания должна решать оздоровительные, развивающие и коррекционные задачи.