Лучший педагог года

Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6–7 лет. (1 фото)

Наталья Чудинова
Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6–7 лет.

ФГТ предполагают отказ от привычной предметно-учебной модели, и призывают строить воспитательно-образовательную работу с детьми с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. В нашем детском саду одним из направлений стало иллюстрирование сказок, которое предполагает интегрирование следующих образовательных областей «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Публикация «Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6–7 лет,» размещена в разделах

Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6–7 лет.

Восприятие детьми книжных иллюстраций и их стремление выразить в рисунке свои эстетические впечатления, закрепить связи, возникающие между словесным и зрительным образами, можно отнести к естественным природным способностям детей, к их потребности живо и непосредственно реагировать на окружающий мир.

Изобразительная деятельность по иллюстрированию литературных произведений предполагает создание изображения с опорой на словесный образ. Окружающий мир и отношение к нему уже воплощено в литературном образе. Создание детьми изобразительного образа требует понимания и анализа литературного произведения. Иллюстрации не самостоятельны по сюжету, поэтому ребенку, чтобы точно передать особенности сказки в иллюстрации необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения. Создавая иллюстрации, дети, прежде всего, должны стремиться отразить в них содержание, художественные образы произведения. Для этого им необходимо выбрать характерный сюжет, решить композиционные и другие изобразительные задачи, научиться использовать средства художественной выразительности в рисунке, а так же развить свое воображение. При этом юному художнику понадобятся и специальные знания о видах иллюстраций, о последовательности работы художников-иллюстраторов, о специфике книжной графики, условностях, принятых в ней.

Говоря о значении творческой фантазии, воображения детей при иллюстрировании, не следует его переоценивать и противопоставлять их изобразительной грамоте. Плодотворная работа творческого воображения осуществима только на основе реальных жизненных наблюдений.

Задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих педагога на формирование у детей целостной деятельности и развития при этом личности ребенка.

Для иллюстрирования детям необходимы специально организованные наблюдения предваряемые, сопровождаемые и закрепляемые беседой. Проводятся такие наблюдения в системе общевоспитательной работы. Как правило, «живые» впечатления дополняются встречами – беседами с людьми разных профессий, посещениями музея, рассматриванием фотографий, слушанием музыки и т. д.

Для воплощения сюжетного замысла рисунка дошкольнику нужно освоить доступные приемы построения общей композиции рисунка, научиться располагать предметы – изображения на двухмерной плоскости листа так, чтобы это выражало, хотя бы приблизительно, расположение этих предметов в реальном трехмерном пространстве. Эти приемы условны, их придумывало человечество в течение многих сотен лет.

Все эти приемы, хотя и наиболее доступны детям 6-7 лет, однако процесс их усвоения достаточно сложен и трудоемок и требует длительной и систематической помощи, обучения со стороны педагога.

Методика иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подобных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа (Н. П. Сакулина, В. С. Кузин, Н. М. Сокольникова и др.).

Начинать непосредственную деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы. Цель такой беседы – воздействовать на сознание и чувства детей, возбуждать их умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по иллюстрированию знания, и в то же время дети как бы настраиваются на эту работу.

Способность художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребенка, его фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После того, как главное детьми уже нарисовано, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений. Этот прием содействует закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной передаче этих образов детьми в рисунках.

Развитие изобразительного замысла детей при иллюстрировании возможно при освоении ими знаний языка народного искусства, понимание которого осуществляется в процессе художественного восприятия сказки. Поэтому вся работа, а особенно на первом этапе нацелена на обогащение представлений дошкольников сведениями о народной культуре.

Основными методами на первом этапе освоения детьми содержания народной культуры являются методы, направленные на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания детьми новой информации (информационно-рецептивный метод). Большое значение на данном этапе имеют чтение сказок, беседа, обследование и анализ традиционных изделий, наблюдение, рассказ педагога, пояснение, художественное слово, игровые моменты.

На первом этапе используются организационные формы, такие как занятия, дидактические игры и экскурсии в краеведческий музей, помогающие обогатить представления детей об истории, культуре, быте, сформировать положительное отношение дошкольников к культуре своего народа, сохранять и воспроизводить в художественном творчестве, игровой деятельности традиции народа. Очень важны экскурсии в музей, где дети знакомятся с реальной обстановкой крестьянской избы, чувственным путем познают материал, формы, размеры различных предметов домашнего обихода, знакомятся с традиционными занятиями крестьян, могут рассмотреть национальную одежду. Так же на первом этапе дети знакомятся со структурой книги, иллюстрацией, как видом книжной графики. В изобразительной деятельности украшают национальную одежду мужчин и женщин традиционным орнаментом.

На втором этапе дошкольники учатся создавать художественный изобразительный образ героя на основе народной сказки. Передавать традиционный быт народа в иллюстрации (экстерьер и интерьер традиционной избы, предметы быта, одежду героев, украшенную традиционным орнаментом). Систематическая реализация принципа наглядности в обучении иллюстрированию на занятиях тесно связана с демонстрацией разнообразного иллюстративного материала, пособий, произведений книжной графики, а также с активным изучением детьми натуральных объектов, поскольку эти объекты сами могут оказаться наглядными пособиями. На втором этапе особо важны беседы, использование наглядных средств и дидактических игр, направленных на закрепление знаний об иллюстрациях, иллюстраторах и приобщение к народной культуре.

Структура занятия состоит из трех частей. В первой части по развитию изобразительного замысла на основе иллюстрирования народной сказки необходимо в интересной форме «оживить» впечатление, вспомнить, о чем сказка (про что, главных персонажей, их характеристику (зачитать или вспомнить выразительные строчки из произведения, ярко характеризующие образ, припомнить яркие ситуации.

Целесообразно заслушать примерный целостный замысел одного ребенка: определение содержания (что нарисует, внешней характеристики образов (как будет выглядеть персонаж, где будет располагаться то или иное изображение, с чего удобнее начать рисунок, в какой последовательности будет он воплощаться, в каком материале. В процессе замысла уточняются внешние изобразительные характеристики образа, передающие его сущность, характер, настроение и т. д., возможные способы изображения (выразительные детали, одежда, движение, позы и т. п.).

Иллюстрируя сказки, дети могут передавать характеристику действующих лиц, обстановку, изобразить действия животных и людей, используя характерные для народа традиционные декоративные украшения в виде орнаментального узора предметов быта, домашней утвари, одежды, орудий труда и охоты. Воспитатель предлагает выбрать один момент из сказки и изобразить его. В процессе исполнительской деятельности педагог решает задачи изобразительной деятельности, но уже с учетом специфики литературного материала (выполнение выразительного образа персонажа, передача сюжетного содержания, связи, взаимосвязи, отношений).

Педагог обращает внимание детей на изображение сказочных персонажей и всего, что их окружает. Он советует дополнить рисунок некоторыми деталями. Именно в процессе рисования по сказкам ребенок наиболее полно может выразить свое отношение к действующим лицам цветовой гаммой.

Детям может быть предложено рисование иллюстрации к разным моментам сказки. Они договариваются, кто что будет рисовать, а в конце занятия просматривается, насколько полно и хорошо отражено содержание всей сказки. Дети учатся передавать в рисунке один какой-нибудь момент сюжета народной сказки, изображать обстановку и действия именно этого момента, что делает детский рисунок понятным для окружающих (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др).

Использование проблемных вопросов активизирует творчество детей. Вопросы к детям могут быть разной степени сложности. При анализе детских работ следует использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания детей удачам и неудачам друг друга. При доброжелательном внимании к детским рисункам у детей появляется желание продолжить рисунок, дорисовать. Это значит, что образ стал дорог ребенку и творческий замысел продолжается почти, так как это бывает в зрелой деятельности.

Третий этап – творческий, способствует обогащению самостоятельных творческих замыслов и закреплению представлений дошкольников об иллюстрировании сказок, формированию умений и навыков в работе с художественными материалами. На занятиях третьего этапа детям предлагаются сложные сюжетные темы. По окончании работы необходимо проанализировать с детьми получившиеся работы. В дальнейшем дети сами смогут подводить итоги, выбирать и рассказывать про наиболее понравившиеся поделки, отмечать их оригинальность и выразительность.

Чтобы сделать процесс иллюстрирования детьми литературных произведений интересным, можно ввести в структуру занятий художественно-дидактические игры и отдельные игровые элементы. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной в ней задаче, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.

Так же необходимо организовывать выставки детских работ как в группе, в кабинете изобразительного искусства, где они послужат наглядными пособиями для других групп.

Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом – основные слагаемые успеха. Первые уроки красоты и добра, которые дают возможность провести этот замечательный и любимейший вид работы детей – иллюстрирование литературных произведений, могут остаться в памяти ребенка на всю его жизнь. Быть может, любовь к книге, к изобразительному искусству, которую испытывает юный художник во время занятий навсегда сохранится в его сердце.

Публикации по теме:

Организация и проведение интегрированных занятий в детском садуОрганизация и проведение интегрированных занятий в детском саду Согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 №655) программа должна строиться на основе.

Программа «Успех». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования В своём профиле в разделе "Файлы" я поместила Программу "Успех" под редакцией Н. В. Фединой, канд. пед. наук. Научный руководитель: В. В. Рубцов,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методические рекомендации по организации и проведению совместной образовательной деятельности по иллюстрированию народных сказок детьми 6–7 лет.
Опубликовано: 19 февраля 2012 в 16:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД