Наталия Василенко
Методический комплекс для старшего воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование положительных взаимоотношений в группе детей.
Методический комплекс для старшего воспитателя.
1. Пояснительная записка.
Дошкольная педагогика рассматривает в диалектическом единстве развитие личности ребенка и его отношений в коллективе сверстников. Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка. И наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности. Изучение организации воспитательно-образовательного процесса по решению задач развития коммуникативных навыков и социализации ребенка рассматривается с точки зрения преодоления противоречия между возникновением потребности общества в воспитании человека способного вступать в диалог, понимать и присваивать разные позиции и ценности, обнаруживая собственную уникальность и идентичность, не противопоставляя себя другим и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении. Формирование эмоционально отзывчивого, способного управлять своим поведением, изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации и сопереживать окружающим ребенка, возможно только при наличии положительных взаимоотношений в группе детей. В ходе изучения данной проблемы были выявлены следующие недостатки в работе педагогов:
Публикация «Методический комплекс для старшего воспитателя» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
- в большинстве случаев отсутствует понимание важности формирования у детей дошкольного возраста социально-коммуникативной компетентности в целом и положительных взаимоотношений в группе как части развития личности каждого ребенка;
- отсутствие системы работы в данном направлении;
-достаточно высок процент низкого уровня развития коммуникативных навыков у старших дошкольников;
- Немногие педагоги в достаточной степени владеют умениями формировать положительные взаимоотношения в группе детей; еще меньшее количество педагогов обучают детей приемам разрешения конфликтов, знают и активно применяют более пяти способов.
В связи с этим совершенно очевидной стала необходимость в разработке специального методического комплекса для педагогов детского сада
Цель методического комплекса :
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам формирования положительных взаимоотношений детей в группе.
Задачи методического комплекса :
• Формирование у педагогов мотивации, осознания новых целевых ориентаций, содержания, средств образовательной деятельности в аспекте формирования положительных взаимоотношений в группе детей.
• Повышение информированности педагогов о важности, методах и приемах формирования положительных взаимоотношений в группе детей.
• Ознакомление и внедрение в практику педагогов методов формирования положительных взаимоотношений в группе детей.
• Формирование способности к самоорганизации, профессиональной рефлексии у педагогов.
• Освоение новых видов профессиональной деятельности: проектирование, педагогическая рефлексия; формирование позитивного отношения и мотивации профессиональной компетентности.
Предполагаемые результаты использования методического комплекса в детском саду :
В результате использования данного методического комплекса педагоги будут владеть следующими знаниями:
1. Значение развития положительных взаимоотношений дошкольников в группе для процесса социализации ребенка и развития у него социально-коммуникативной компетентности.
2. Возрастные особенности коммуникативной мотивации дошкольников и специфику развития коммуникаций со сверстниками на разных этапах дошкольного детства.
3. Разнообразные средства, методы и приемы формирования положительных взаимоотношений в группе детей.
Педагоги овладеют следующими навыками и умениями:
1. Планирование, организация и проведение целенаправленной воспитательной работы по формированию положительных взаимоотношений в группе детей.
2. Навыки использования активных форм работы, включающих родителей в совместные мероприятия ДОУ (деловые игры, тренинги).
3. Умение наблюдать, фиксировать и анализировать результативность своей профессиональной деятельности, корректировать ход образовательной работы и прогнозировать ее результаты.
2. Учебно – тематический план по освоению методического комплекса «Формирование положительных взаимоотношений в группе детей»
№ п/п Разделы комплекса Традиционные формы работы Нетрадиционные формы работы
1. Формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Педсовет
Лекции(№№ 1-3) (см. приложение 1)
2. Проблемы детских взаимоотношений в группе Проблемный семинар
(Тезисы к докладу старшего воспитателя и план семинара см. приложение 2)
3. Средства формирования положительных взаимоотношений в группе Лекция (№ 4) (см. приложение 1)
1. Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования положительных взаимоотношений в группе»
2. Круглый стол «Коллективный труд как средство формирования положительных взаимоотношений в группе»
3. Семинар-практикум «Проблемные ситуации как средство формирования положительных взаимоотношений в группе»
4. Взаимодействие с педагогом-психологом по вопросу формирования положительных взаимоотношений в группе Деловая игра
«Взаимодействие педагога и психолога в процессе работы в группе»
5. Метод структурированного наблюдения, как способ оценки результативности работы Семинар – практикум
(примеры разработанных карт наблюдения приведены в приложении 4)
6. Презентации проектов воспитателей Деловая игра
«Ярмарка проектов»
(Пример отчета по проекту приведен в приложении 5)
Содержание разделов комплекса.
1. Формирование положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.
Отечественная дошкольная педагогика о значении развития взаимоотношений дошкольников. Актуальные вопросы детской игры, как средства формирования положительных взаимоотношений в группе. Воспитание мотивов, социально приемлемых навыков и привычек поведения.
2. Проблемы детских взаимоотношений в группе.
Особенности развития коммуникативных навыков в дошкольном возрасте. Эмоциональная сторона развития коммуникации в детском коллективе. Дети с особенностями в развитии и с ОВЗ в детском коллективе.
3. Средства формирования положительных взаимоотношений в группе
Игра, совместные виды деятельности, специально организованные проблемные ситуации как средства формирования положительных взаимоотношений в группе.
4. Взаимодействие с педагогом-психологом по вопросу формирования положительных взаимоотношений в группе.
Возможности взаимодействия воспитателя и педагога психолога по вопросу формирования положительных взаимоотношений в группе, границы ответственности и компетентности специалистов.
5. Метод структурированного наблюдения, как способ оценки результативности работы
Технология структурированного наблюдения в работе воспитателя
6. Презентации проектов воспитателей
Обмен опытом воспитателей по различным вопросам формирования положительных взаимоотношений в группе.
3. Учебно-методическое обеспечение комплекса
Рекомендуемая литература для воспитателей
Основной список.
1. Бодалев А. А. Психология общения: Избр. психол. труды. – М. : Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 254 с.
2. Бойко Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. – СПб. : КАРО, 2005. – 275 с.
3. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М. : Знание, 1988. – 94 с.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. – М. : Изд-во АН РСФСР, 1956. – 350 с.
5. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология. – 1995. - №6. – с. 7-16.
6. Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2000. – 182 с.
7. Детский церебральный паралич: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Сост. : Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. М. : Дидактика Плюс, 2003. – 519 с.
8. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С. 20-21.
9. Ермакова С. Д. Ребенок, родители и учитель: как избежать проблем во взаимодействии? // Начальная школа: плюс До и После. – 2003. - №4. – с. 72-77.
10. Икрянникова Т. Н. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у детей 5-7 лет // Начальная школа: плюс До и После. – 2003. - №10. – с. 17
11. Капитовская О. А., Плохотнюк О. Г. Развитие диалогической речи у детей с речевыми нарушениями. М. : Айрис-пресс, 2004. – 110 с.
12. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.
13. Кобазева Ю. А. Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте и его роль в процессе формирования личности ребенка // Психолог в детском саду. – 2003. - №3. – с. 73-88.
14. Ковылова Е. В. К проблеме общения детей с тяжелыми нарушениями речи со сверстниками // Актуальные проблемы специальной психологии в образовании: Сб. докл. межрегион. науч. - практ. конф. : В 2-х ч. Новосибирск: Изд-во НГИ, 2002. – 450 с.
15. Ковылова Е. В. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск: Фетра Системс, 2000. – 431 с.
16. Коломинский Я. Л. Психология личностных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969. – 238 с.
17. Корницкая С. В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста ко взрослым // Вопросы психологии. – 1973. -№4. - с. 52-56.
18. Леонтьев А. А. Деятельность и общение // Вопросы философии. – 1979. - №2. - с. 121-132.
19. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1986.
20. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. М. : Наука, 1981. – 354 с.
21. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. М. : Владос, 1997. – 303 с.
22. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания : Учеб. пособие. – М. : Пед. общество России, 2001. – 319 с.
23. Мудрик А. В. Общение как объект педагогических исследований // Проблемы общения и воспитания. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. т. 1. с. 36-60.
24. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М. : Педагогика, 1990. – 150 с.
25. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. – М. : Педагогика, 1974.
26. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. – М. : Изд-во МГУ, 1987. – 301 с.
27. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5-7 лет // Начальная школа: плюс До и После. – 2003. - №10. – с. 11-15.
28. Павленко Т. Почему они конфликтуют? / Т. Павленко, А. Рузская // Дошкольное воспитание. – 2003. - №1. – С. 72-77.
29. Ребенок внутри общения: как дети дошкольного возраста общаются друг с другом (подготовили Е. Кравцова, Е. Бережковская) // Дошкольное образование: Издательский дом «Первое сентября» - 2005. - №4. - с. 6.
30. Рогов Е. И. Психология общения. – М. : Владос, 2001. – 334 с.
31. Рузская А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. М., 1989.
32. Самсонова Е. В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду. – 2003. - №3. – с. 89-109.
33. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие. – М: Академия, 2000.
Дополнительная литература по теме.
1. Гилберт К., Питере Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов Пер. с англ. О. В. Деряевой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной; Д. Н. Исаева. М. : Владос, 2002.-144 с.
2. Глозман Ж. М. Личность и нарушения общения. М. : Изд-во Московского Ун-та, 1987. 148 с.
3. Горелов И. Н. Невербальные компоненты коммуникации. М. : Наука, 1980. 104 с.
4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М. : АПН РСФСР, 1958. 370 с. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М. : ТЦ Сфера», 2000.
5. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога. Минск: Университетское, 1988. 304 с.
6. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. 134 с.
7. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. Феникс, 2004. 224 с.
8. Лепская Н. И. Язык ребенка: Онтогенез речевой коммуникации. М., 1997.-151 с.
9. Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка Дефектология. 1996. 3. 56 66.
10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М. : Педагогика, 1986. 148 с.
11. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М. : Педагогика, 1978. 224 с.
12. Питере Т. От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов Пер. с англ. М. М. Щербаковой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной; Д. Н. Исаева. М. : Влааос, 2002. 240 с.
13. Развитие общения у дошкольников. Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной М. : Педагогика, 1974. 288 с.
14. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А. В., Неверович ЯЗ. НИИ дошкольного воспитания. М. : Педагогика, 1986. 172 с.
Материально-техническое обеспечение комплекса.
Компьютер
Видеокамера
Проектор
Музыкальный зал
Библиотека
Выставка новинок литературы и тематических экспозиций
4. Методические рекомендации по организации комплекса в детском саду.
Подробное описание мероприятий комплекса приводится в приложении в форме конспектов, тезисов и планов.
Методические рекомендации для старшего воспитателя, приведенные ниже относятся к проведению работы разработке и организации проектов по данной тематике.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
a. по составу участников;
b. по целевой установке;
c. по тематике;
d. по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
1. исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Подарки друзьям», «Азбука этикета» и др.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий, средней продолжительности, долгосрочные (например, «Правила общения в группе» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
1. обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
2. развитие познавательных способностей;
3. развитие творческого воображения;
4. развитие творческого мышления;
5. развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
• формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
• развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко). 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап 4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность. 5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап 7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап 9. Подготовка к презентации.
10. Презентация. 8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Рекомендации по проведению и организации деловых игр для воспитателей
Структура
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру:
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников и имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалистов.
Педагогические цели
дидактические:
- закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;
- выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
- обмен опытом создания ДИ;
- совершенствование навыков принятия коллективных решений;
- развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные :
- порождение творческого мышления;
- выработка установки на практическое использование ДИ:
- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
- преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.
Игровые цели
- разработка вариантов проекта ДИ;
- демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. l
Перечень примерных заданий для самостоятельной работы.
- Понятие культура общения в дошкольном возрасте
- Полоролевая социализация и взаимоотношения дошкольников
- Этнопсихологические аспекты общения дошкольников
- Нормы и традиции в жизни группы
- Эмпатия к объектам природы, людям и взаимоотношения в группе.
- Влияние произведений художественной литературы на взаимоотношения в группе дошкольников
- Гендерные аспекты взаимоотношений дошкольников
- Влияние семейных традиций на взаимоотношения детей в группе
- Взаимодействие с семьей в аспекте формирования положительных взаимоотношений в группе
- Экспрессивные проявления дошкольников и взаимоотношения в группе
- Ребенок с ОВЗ – аспекты социализации
- Планирование проблемных ситуаций с целью формирования положительных взаимоотношений в группе
По каждому заданию воспитатель должен сделать сообщение на педсовете или методическом объединении.
Примерная тематика проектных работ воспитателей (7-15)
1. Вернисаж «Я и моя семья»
2. Организация нормативной проектной деятельности старших дошкольников. Проект «Правила общения и поведения в группе» (полный вариант приведен в приложении)
3. Коллективные формы труда дошкольников
4. Творческий проект «Мои друзья»
5. Проект «Моя семья»
6. Творческий проект «Подарки друзьям»
7. Проект «Трудимся вместе»
8. Проект «В мире вежливых слов»
9. Проект «Гостям всегда рады»
Презентация проектов является логическим завершением работы в рамках изучения комплекса и проводится на итоговом педсовете в конце учебного года.
Примерный перечень вопросов к оценке освоения комплекса
Проводится в форме заполнения анкеты.
1. Значение положительных взаимоотношений в группе для развития личности ребенка
2. Основные этапы развития взаимоотношений в дошкольном возрасте
3. Основные средства формирования положительных взаимоотношений в группе детей
4. Нетрадиционные формы работы с детьми с целью формирования положительных взаимоотношений в группе детей
5. Варианты диагностики положительных взаимоотношений в группе детей
6. Формы взаимодействия специалистов ДОУ с целью формирования положительных взаимоотношений в группе детей
7. Формы взаимодействия с родителями по формированию положительных взаимоотношений в группе
8. Перечислите мероприятия, формы работы, проведенные лично Вами с целью формирования положительных взаимоотношений в группе детей
5. Автор комплекса - воспитатель Василенко Наталия Викторовна