Елена Акайкина
Методический материал для педагогов по теме «Толерантность»
▼ Скачать + Заказать документы
Данный материал поможет педагогам познакомить детей в доступной для них форме с понятием "Толерантность". Материал представляет собой подборку художественной литературы, бесед, ситуаций для разбора с детьми вопросов в области "Толерантность".
Часть № 1
Ситуация 1:
Вова пришел в детский сад и рассказывает ребятам: «Я сейчас видел, как около наших ворот девочка упала в лужу». «А что ты сделал, после того, как это увидел?» - спросила воспитательница. «Я смеялся, она была вся мокрая, было смешно!» - гордо ответил Вова.
- Ребята, как бы вы поступили на месте Вовы?
Публикация «Методический материал для педагогов по теме „Толерантность“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Ситуация 2:
- Ты плохо себя вел. Воспитательница обиделась.
Что ты будешь делать?
Ситуация 3:
- Давайте представим, что Пете и Вите понравилась машинка. Витя забрал машинку себе и не дает Пете.
Ты – Петя, что ты, будешь делать?
Ситуация 4 :
- Воспитатель попросил тебя отнести книгу в спальню, логопеду Нине Васильевне.
Как ты это сделаешь? Что скажет логопед?
Ситуация 5:
- У одного мальчика машина, у кого – книжка. Тот, у которого книжка захотел поиграть с машинкой.
Как поступят дети?
Ситуация 6:
- Тебе хочется построить большой красивый замок.
Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?
Ситуация 7:
В группу новый мальчик. Звали его Али. Мальчик был одного и того же возраста, что и дети в группе, только отличался цветом кожи и цветом волос. Кожа и волосы Али были темные, не такие как у ребят. Воспитатель представила мальчика детям. Подошел Виталик к Али и сказал: «Почему ты такой грязный?» И громко засмеялся. А Али заплакал.
Почему заплакал Али? Какую ошибку допустил Виталик?
Ситуация 8:
Два мальчика. Они играют. Один нечаянно толкнул своего товарища.
Как они должны поступить?
Ситуация 9:
Нина и Катя решили одеть куклу, но заспорили, во что её будут одевать. Нина забрала одежду и куклу.
Ты – Катя, что будешь делать?
Ситуация 10:
Гена и Костя играли в хоккей. Гена сильно ударил по шайбе и попал Косте по ноге. Костя рассердился на него и стукнул клюшкой.
Правильно ли поступил Костя? Как мальчики помирились?
Ситуация 11:
- Твой друг долго болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел.
Что ты ему скажешь? О чем ты расскажешь ему?
Ситуация 12:
- Ты увидел, что твой товарищ обидел малыша.
Что ты сделаешь? Что ты ему скажешь? Что ты скажешь малышу?
Ситуация 13:
- Шли двое прохожих: пожилой человек и мальчик. У первого был портфель и большой сверток. Вдруг из свертка выпала книга. «У вас упала книга», - удивился прохожий. «Конечно, вот она». Пожилой с трудом наклонился и поднял книгу. Но спасибо мальчику не сказал.
Какие ошибки допустил мальчик? Почему пожилой прохожий не поблагодарил мальчика?
Ситуация 14:
- Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке». Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл крикнул: «Ого, папа пришел!» - и выбежал из группы.
Какие ошибки допустил мальчик? Как бы он должен был поступить? Как поступаете вы, когда за вами приходят родители?
ДВЕ ПОДРУЖКИ.
Варя дала Лене поиграть в свою куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила внутрь куклу:
- Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу.
Лена ответила грубо:
- На, возьми, пожалуйста, свою куклу.
Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку. (Р. Дурова.)
? *Почему Варе стало грустно?
*Какую ошибку совершила Лена и как её исправить?
*Подходит ли Лене пословица? Те же слова, да не так молвить.
Тема: «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»
Художественная литература:
Катаев «Цветик – семицветик»
С. Михалков «Настоящие друзья»
Г. Х. Андерсен «гадкий утёнок»
Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
Тема: «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»
Художественная литература:
Н. Дурова «Заботливая подруга».
Е. Благинина «подарок»
Л. Толстой «Два товарища»
Н. Дурова «Две подружки»
А. Седугин «Дом с трубой и дом без трубы»
По М. Пляцковскому «Урок дружбы»
БЕСЕДА О ТРУДОЛЮБИИ
Блестящии ботинки
Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке:
- А мои ботинки лучше твоих блестят!
Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает:
- Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь?
Мальчик отвечает:
- А я…а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка.
- Ах, дедушка! – сказала девочка и пошла дальше.
По В. Сухомлинскому.
? *Что можно сказать о девочке, какая она?
*Можно ли назвать поступок дедушки правильным?
Что дедушка должен был сделать?
* Про таких мальчиков говорят:
Ленивые руки чужие труды любят.
*Что для себя вы делаете сами?
Ситуация 15:
В группу пришел новый помощник воспитателя. Воспитатель Мария Николаевна представила её детям: «Дети, познакомьтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак; дёрнула её за халат и спросила: «Как тебя зовут?». Помощник воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна».
Почему удивилась женщина? Какие ошибки допустила Маша?
Ситуация 16:
-Утром воспитательница младшей группы шла на работу и встретилась с Катей и её мамой. Катина мама сказала: «Здравствуйте». Воспитательница ответила: «Доброе утро».
Когда воспитательница отошла подальше, мама спросила у Кати: !А почему ты не поздоровалась с воспитательницей?» «А зачем? Она ведь не из нашей группы», - ответила Катя.
Что на это должна была сказать мама? Как поступаете вы, когда видите воспитателя другой группы?
Ситуация 17:
У Маши день рождения. Ей мама разрешила пригласить в гости Лену и Катю – соседок Маши. Маша утром вбежала в группу и громко закричала: «У меня сегодня день рожденья! Ко мне в гости придут Лена и Катя».
К Кате подошла Галя – это самая тихая девочка в группе – и спросила: «А я, почему нет?» «Мама не велела! – крикнула Маша и показала Гале язык.
Галя пошла в игровой уголок, и весь день была очень грустная.
Правильно ли поступила Маша? Как она должна была поступить, чтобы никого не обидеть?
Тема: «НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ»
Ситуация 18:
Группа детей гуляет на площадке детского сада. Дети играют в мяч. Неожиданно на площадку пришла воспитательница другой группы вместе с Сашей, который сидел в инвалидном кресле. Вдруг мяч покатился под ноги Саши. Вова сказал: «Чего ты сидишь, пойдём с нами играть!» Саша опустил голову и тихо ответил: «Я не хочу!» «Ну, не хочешь, как хочешь!» - ответил Вова и убеждал обратно к детям с мячом.
Какие ошибки допустил Вова?
Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Художественная литература:
В. Осеева «Волшебное слово».
В. Осеева «синие листья».
О. Дриз «Добрые слова»
Г. Сатир «Самые слова»
БЕСЕДА О НАСТОЯЩЕЙ ДРУЖБЕ
ДВА ТОВАРИЩА
Шли по лесу два товарища, выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слёз с дерева и смеё тся: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»
-А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Л. Толстой.
? *Тех, кто бросает товарища в беде, называют предателями. Таких никто не уважает. Можно ли назвать мальчиков хорошими товарищами – друзьями?
* Послушайте новые пословицы о дружбе:
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
Дружба в делах помощница.
Тема: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»
Ситуация 19:
- Андрей дежурный по столовой. Он первым разделся, вымыл руки и пошел к обеденным столам, расталкивая детей и наступая им на ноги. «Я ведь дежурный, мне нужно поскорее», - сказал он.
Какие ошибки допустил мальчик?
Тема: «ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА»
Ситуация 20:
- Поссорились в группе два мальчика. Когда за Серёжей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Серёжей больше не дружим. Он плохой!»
Правильно ли поступил мальчик? Можно ли Андрея назвать другом Сергея?
Ситуация 21:
Поссорились два товарища – Вася и Миша. Миша ударил Васю и пошел один играть в мяч. Но одному играть было скучно и не интересно. Он посидел, посидел и…
Придумайте, что было дальше и как мальчики помирились?
Тема: «ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ»
Художественная литература:
Р. Тилиршин «Где лежало спасибо?»
А. Седугин «Как Артёмка котёнка спас»
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Л. Толстой «Старый дед и внучок».
По В. Сухомлинскому «Блестящие ботинки».
Тема: «ХОРОШИЕ, ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ»
Ситуация 22:
У тебя развязалась лента. Алёна подошла к тебе и завязала её. Что ты должна сказать?
ЗАБОТЛИВАЯ ПОДРУГА.
Лена и Катя очень дружили. Но вот Катя заболела и долго не ходила в детский сад. Лена скучала и ни с кем не хотела играть. Каждый день она спрашивала у своего воспитателя, Галины Николаевны, скоро ли придёт катя? Но Галина Николаевна не знала – девочка поправлялась медленно.
Однажды пришла Лена в группу, подошла к Галине Николаевне и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».
Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Сегодня я попрошу маму, чтобы мы пошли к Кате».
Галина Николаевна ласково посмотрела на девочку и говорит: «Очень хорошо, Леночка, что ты такая заботливая подруга, но ходить тебе к Кате пока нельзя. Лучше ты нарисуй рисунок, а я передам Кате». Н. Дурова.
? *Почему Лене нельзя было пойти к Кате?
*Как вы можете позаботиться о заболевшем друге?
БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ
- Сегодня я прочту вам стихотворение. У него нет названия (заглавия). Вы должны сами его назвать (озаглавить).
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
«простите» сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже;
- Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!» -
Казалось бы,
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Н. Юсупов
? *Какую вазу разбил папа? (Драгоценная – это значит красивая, дорогая)
*Почему нахмурилась мама и бабушка?
*Как вы понимаете слова «но папа нашелся»?
*Что сказал папа? (Папа не просто сказал, он взглянул в глаза и робко и тихо сказал… Вежливые слова - очень важные слова, и их нужно уметь говорить.)
БЕСЕДА О ХОРОШИХ ПОСТУПКАХ
ГДЕ ЛЕЖАЛО «СПАСИБО»?
За ночь выросли сугробы
Впарке, во дворе, в саду,
Пробираясь еле-еле,
Я по улице иду.
И на лево погляжу я,
И на право погляжу6
- Это кто ж там снег сгребает? –
Самого себя спрошу.
Это бабушка – соседка.
Надо бабушке помочь!
У неё беру лопату,
Я помочь всегда не прочь!
Всё очистил?
От работы
У меня лицо горит.
Улыбнулась мне старушка
И «спасибо»! говорит.
Мне приятно слышать это,
Ведь порядком я устал…
Вот и вышло, что «спасибо»
Я под снего отыскал.
Р. Тимершин
? *Почему мальчик сказал, что он «спасибо» под снегом отыскал?
*Какую пословицу можно сказать такому мальчику?
*Как вы думаете, трудно ли заслужить от взрослых слово «спасибо»?
БЕСЕДА О ДРУЖБЕ УРОК ДРУЖБЫ
ЖИЛИ ДВА ВОРОБЬЯ: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел всё пшено. Только десять зёрнышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику.
- Чик, я нашел десять зёрнышек. Давай разделим поровну.
- Не надо, - сказал Чик. – Ты нашел, ты и съешь.
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик.
Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зёрнышка.
Взял Чик пять зё рнышек и сказал своему другу:
-Спасибо, Чирик, за зёрнышки и за урок.
По М. Пляцковскому
? *О каком уроке говорил Чик?
*Можно ли Чика назвать другом Чирика?