Любовь Кондюрина
Методический материал к родительскому собранию «Зов морошковой земли»
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ
(приобщение детей к наследию ЯМАЛА)
«ЗОВ МОРОШКОВОЙ ЗЕМЛИ»
ЗАДАЧИ: тематическое родительское собрание «Зов морошковой земли», где будут освещены вопросы экологического воспитания детей и приобщение детей к культуре и наследию ЯМАЛА.
Публикация «Методический материал к родительскому собранию „Зов морошковой земли“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ПОВЕСТКА ДНЯ: интерактивный семинар на тему «Экологическое воспитание дошкольников».
Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься Если будут уничтожены они,
ПРОБЛЕМА: в настоящее время понятие «экология» (как объясняет словарь-это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой) из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей.
Опыт прежних лет показывает, что за отсутствие экологических знаний и убеждений, игнорирование отношений природы и человека наше государство дорого заплатило – и в материальном, и в моральном отношении.
Не надо, однако, нам думать, что эта проблема имеет только общественный характер. Она, конечно, и глубоко личностная, наиважнейшая для каждой семьи, имеющей детей.
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ: что же делать родителям? Самое важное – научить любить и понимать природу, сформировать у детей экологическую культуру. Это ё мкое понятие вмещает в себя следующее:
- научить практическим умениям, направленным на охрану природы;
- проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру;
- постоянно углублять знания для того, чтобы вследствие недостаточной осведомлённости дети не наносили ущерб природе.
Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с самых ранних лет знакомить детей с явлениями природы, со всевозможными взаимодействиями в ней. Дети 4-5 лет знают уже многое, особенно о животном мире. Но ведь не у всех развита любознательность. А ведь именно это качество поведёт ребёнка к дальнейшему углублению его знаний. Как же формировать это очень важное для человека качество? Лучшее решение вопроса заключается в методе системного подхода. Не нужно гнаться за количеством объектов. Лучше глубже подавать материал о небольшом количестве объектов. К примеру, что мы знаем о лисе? Даже взрослые, отвечая на вопрос, говорит далеко не многое: хитрая, рыжая, красивая, с красивым хвостом…А если мы постепенно расскажем всё о лисе, сами предварительно заглянув в соответствующие энциклопедии, пример по такой схеме:
ОБЪЕКТ:
Какой внешний вид? Чем питается? Какую пользу приносит лесу? Кого боится? Как убегает от врагов? Как приручается? Чем тебе нравится, чем не нравится? Это дикое или домашнее животное? И т. д.
И тогда ребё нок познакомится со взаимоотношениями: пушистым хвостом природа наделила лису не случайно, а чтобы заметать следы, и приручается лиса в зоопарке тяжело, и выглядит там она уже не так красиво. Несомненно, у ребёнка появится вопрос, а как волк живёт в лесу? То есть подача знаний в системе в подавляющем большинстве у нормального ребёнка формируются под руководством взрослого любознательность.
И ещё один совет. Параллельно использовать игру «Чем похожи и чем отличаются?», которая в своей основе систематизирует, углубляет знания, воспитывает наблюдательность. В силу традиционного обучения моя внучка Люба (5 лет 1 месяц) не смогла ответить на вопрос: «Чем похожи (а затем, чем отличаются) между собой волк и собака?» Вот почему так важно сгруппировать животный и растительный мир и играть в эту игру. Ниже предлагаем несколько примеров:
Чем похожи (и чем отличаются?
Волк и собака Лиса и белка
Жираф и страус
Стриж и ласточка
Ромашка и астра Роза и пион
Одуванчик и нарцисс и т. д.
Существует ещё один способ воспитания любознательности и особенно наблюдательности. Это народные приметы определения погоды. Есть много народных примет, связанных с предсказанием погоды. И это не удивительно потому что в старину погода имела большое значение, особенно для сельских жителей. Конечно, приметы важны не только сельским жителям, но и всем людям. А ведь они, как правило, верны, так как основаны на долголетних наблюдениях. А как хорошо бывает вовремя подготовиться к смене погоды. Кроме того, приметы приобщают детей к народной мудрости, побуждают запоминать, сравнивать, сопоставлять, помогают делать выводы и правильно понимать некоторые природные закономерности.
(С народными приметами вы можете ознакомиться в приложении №1)
Приметы к каждому месяцу вы можете прочесть или переписать для себя из альбома «Поэзия природы»
А сколько чудесных слов ребёнок услышит, поймёт и будет использовать их к месту, в своей активной речи! (иней, оттепель, ненастье, пологая, крутая, радуга и т. д.) Есть приметы краткосрочные «Ворона нос прячет под крыло – к холоду; долгосрочные: «Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная». И те и другие полезны, если подаются детям в ситуации, постоянно, периодически повторяя их вместе.
Наиболее верный путь ребёнка к природе лежит через вопросы, причё м с 2-х сторон: ребёнок – взрослому; взрослый ребёнку. И, конечно, вопросы эти (имеется ввиду от взрослого к ребёнку) должны нести познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора (приложение№2)
Полезно вышеизложенные вопросы чередовать с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства:
Что бы ты сделал, если бы увидел:
-упавшего на землю птенца;
-мальчишку, разоряющего гнездо птиц;
-на улице малыша, ломающего кусты;
-засыхающий стебель растения, цветка;
-погибающую жабу или лягушку;
-брошенного кем-то щенка или котёнка?
Пока мы ведё1м речь о чисто теоретическом образовании дошкольников. Следующим методом в этом плане являются логические задачи в экологических ситуациях. Они представлены в кратких рассказах, в которых поставлены вопросы детям. Пусть дети путём проб и ошибок, с помощью родителей найдут ответы, которые помещены в выводах. (Приложение № 3).
Давайте вместе с вами проведё м мини-эксперимент: прочитаем стихотворение и предложим ответить на поставленный в нё м вопрос: Я сорвал цветок, И он завял, Я поймал жука, И он умер у меня в ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к природе
Можно только сердцем – как это?
Думается, что большинство детей не ответит верно не только по тому, что они не в полной мере понимают переносное значение слов в силу своего возраста, но и потому, что пассивно живут в окружении природы. Вот мы и подходим с вами к одному из главных путей формирования экологической культуры ребёнка – организации посильного труда дошкольников в природе. По данным за последнее десятилетие, 50% дошкольников любят трудиться, сами проявляют инициативу и желание трудиться, 30% трудятся только по указанию взрослых, зачастую под так называемым давлением, и 29% стойко увиливают под любым предлогом от труда.
Речь идёт в данном случае о городских детях, т. к. в условиях села, бесспорно, не стоит остро проблема воспитания трудолюбия.
И так, мы на сегодня имеем около 50% неблагополучных в плане трудового воспитания дошкольников. Тут уж, как говорится, далеко до экологической культуры. Особенно трудно воспитывать трудолюбие в условиях моно семьи, где для единственного ребёнка создаются все условия, а обратной связи зачастую нет. При этом, в лучшем случае, старший дошкольник учится красиво рассуждать, созерцать природу, а на деле делает другое! Возникает типичный разрыв между представлениями и собственным поведением. Нет, маленький эколог – это маленький творец. Что же мы можем сделать в домашних условиях:
- завести 1-2 комнатных растения (дети поливают, моют, рассаживают, черенкуют их. Отростки можно предложить подарить другу);
- очень хорошо, если в доме есть живые объекты (собака, кошка, хомячок, птичка, рыбки). Почти все дошкольники хотят иметь живность, а родители в силу различных причин отказывают им. Можно выразить лишь сожаление по этому поводу.
-зелень на окне. Хорошая хозяйка уже с зимы ставит проросший лук ближе к свету. Хорошо бы приобщить детей к высаживанию и выращиванию лука, укропа, петрушки. А затем всем вместе заправлять борщ и готовить салаты;
- вместе с папой сделать скворечники, кормушки. При этом мы советуем разучить стихотворение:
Покормите птиц.
(А. Яшин)
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть, Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц зимой К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
А для того чтобы было чем кормить птиц, в начале осени вместе с детьми можно в мешочки собрать корм : семена арбузов, дыни, ягоды калины, рябины, семена сорных трав (лебеды, репейника, подорожника);
- рекомендуем собирать гербарии. Для дошкольников это тоже труд. осенние багряные, желтые берёзовые, рябиновые и другие листья аккуратно наклеиваются в альбом, а зимой рассматриваются. По ним сочиняются различные истории, рассказы. И в целом гербарии способствуют воспитанию понимания красоты природы;
- важно своевременно рассказать о том, что природа тоже любит человека и щедро одаривает его повсюду. В лесах – много ягод, орехов, грибов, в море – рыбы. И, конечно, существует много полезных для здоровья людей трав.
Вся эта работа проводится с дошкольниками по экологическому воспитанию и освещается в отдельном разделе «Региональный компонент», где мы учим детей любить и охранять нашу Северную природу, беречь её богатства, знать её особенности.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться ко всему живому, на всю жизнь сохранят любовь к Северу. И хочется закончить своё сообщение словами ненецкого поэта
Н. Оёгир.
Пускай бураны злятся – всё напрасно!
Пусть темень девять месяцев в году!
А всё – таки земля моя прекрасна,
Другой такой я в мире не найду.