Ирина Давыдова
«Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Создание условий для развития творческих способностей
детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»
План проведения
1 Регистрация участников МО
2 Мини диспут с педагогами по теме МО
3 Презентация «Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности с помощью методов ТРИЗ»
Руководитель МО старший воспитатель ДОУ № 7 «Колокольчик»
Давыдова И. А.
4 Выполнение практических заданий участниками МО
Публикация «„Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
5 Видеопросмотр фрагментов образовательных ситуаций с детьми, направленных на развитие творческих способностей :
- использование системного оператора;
- использование приема «изменение качественного показателя объекта";
- использование системного оператора;
- использование приема «добавление функций к объекту;
- использование координационного квадрата
6 Рефлексия
7 Подведение итогов МО, решение МО
Методическое объединение для воспитателей групп дошкольного возраста
«Создание условий для развития творческих способностей детей
в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»
Цели:
1. Способствовать формированию целостного представления о развитии творческих способностей детей в игровой деятельности
2. Осуществить коллективное продуцирование идей по выявлению эффективной педагогической стратегии развития творческих способностей у дошкольников.
Свободная игровая деятельность является самым привлекательным для детей занятием и, в то же время, одна из самых сложных видов деятельности.
Педагоги испытывают трудности при построении игрового сюжета, расшатывании стереотипных игровых ситуаций.
Мини-диспут
(время для обсуждения 3 мин)
ВОПРОС: «Каковы, на Ваш взгляд, причины того, что дети мало играют?»
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
- бедность игрового опыта,
- отсутствие дворовых объединений, как носителей игрового опыта,
- плохо организованная предметно-развивающая среда,
- недостаточная опытность педагогов и т. д.
Причины стереотипных действий (слайд) :
1. Привычные сюжеты («Больница», «Дом», «Магазин» и др.) и шаблонная атрибутика к ним.
2. Стандартные предметы – стандартные действия с ними.
3. Поощрение за точное воспроизведение образца.
4. Отсутствие условий для варьирования (недостаточно подготовленная предметно-пространственная образовательная среда).
Существенную помощь в развитии творческих способностей детей при построении игровых сюжетов может оказать использование педагогом методов ТРИЗ-педагогики.
Методы развития воображения :
1. Координационный квадрат (знакомство с системой координат). Задание для педагогов.
2. Круги Луллия (получение ответов на вопрос при помощи различных комбинаций с кругами, используя воображение). Задание для педагогов (см. презентацию №1).
3. Морфологический анализ (использование морфологической таблицы) – произвольно выбирая картинки можно создавать фантастические объекты, сочинять сказки, обсуждать полученные варианты (морфологический анализ). Задание для педагогов: используя морфологические таблицы, нарисовать несуществующее животное, портрет, рассказать о том, что получилось)
4. Системный оператор - рассматривание какого – либо предмета или явления со всех сторон
5. Метод фокальных объектов (расширение ассоциативных связей- выбор – выбор нескольких объектов-выявление их специфических признаков-поочередный перенос признаков этих объектов на другой объект – фокальный объект). Задание для педагогов: придумать признаки для объектов: кукла, окно, компьютер – перенести эти признаки на фокальный объект – яблоко- обсудить получившиеся сочетания – зарисовать.
6. Метод эмпатии (отождествление себя самого с кем-либо (с чем-либо). Задание для педагогов: представьте себе что Вы: стиральная машина (проблема - много загрузили белья, потерявшийся щенок, весеннее солнышко –покажите и расскажите что Вы чувствуете.
Спасибо! Все молодцы! А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Встаньте рядом …».
Время проведения 5 минут.
Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга («Я не один такой», вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой:
• Кто пришел в юбке;
• Кому интересна тема МО;
• У кого короткая стрижка;
• Кто испытывает трудности в организации творческих игр;
• Кто любит носить украшения;
• Кто еще не совсем понял как использовать в работе методику ТРИЗ;
• У кого двое детей;
• Кто иногда опаздывает на работу;
• У кого ничего не болит;
• Кто испытывает трудности в общении с родителями;
• Кто любит играть роли в детских утренниках;
• Кто любит отдыхать на море;
• У кого остались силы продолжать МО.
Особую сложность в организации игровой деятельности представляют собой игры-придумывания (старший дошкольный возраст). Для обучения детей таким играм, можно использовать еще один ТРИЗовский метод – Приёмы фантазирования.
(Презентация с приемами фантазирования)
1. объединение – разъединение ( н-р: волшебное зеркало = говорит как человек + показывает как телевизор; дерево + машина = деревянная машина; машина состоит из колес, кузова, кабины и тд., как можно использовать)
2. увеличение – уменьшение ( н-р: стол - увеличили одну ножку, как можно его использовать – как горку : увеличили весь стол -для чего нам такой стол, «уменьшили цвет у стола- стал прозрачный -хорошо это или плохо; примеры из сказок-«Крошечка-Хаврошечка», «Карлик-нос», «Дюймовочка»)
3. сделать наоборот (заменить данное свойство антисвойством)
( н-р: волк из сказки «Про Красную шапочку» стал добрым, придумайте другую сказку и тд.)
4. ускорение – замедление ( н-р: у родителей прошел на работе один день, а в детском саду 10 лет, представьте себе, что увидели родители вечером, хорошо это или плохо; наступило лето, а снег все еще не растаял, хорошо это или плохо)
5. смещение во времени вперед, смещение во времени назад
( н-р: машина – времени - дети попали в прошлое, где их родители еще сами дети, что может произойти; ребенок идет
сначала в школу, а только потом в детский сад, хорошо это или плохо).
6. отделение функции от объекта, добавление функции к объекту ( н-р: карандаш престал оставлять следы на бумаге, зачем нужен такой карандаш; телефон - можно звонить, есть фотокамера, видео, интернет, игры и тд.)
7. изменение связи между объектом и средой (включая замену среды)
( н-р: слоны стали обитать на севере, хорошо это или плохо; у змеи появился длинный мех)
8. изменение качественного показателя ( н-р: на ёлке вместо иголок растут цветы, хорошо это или плохо; снеговик стал квадратным).
Сегодня мы поговорили только о некоторых приемах фантазирования, предлагаемых нам ТРИЗ педагогикой. Данные приемы, при систематическом включении в совместную деятельность педагога с детьми, наиболее эффективно могут помочь в работе над развитием творческих способностей детей, в обогащении игровых сюжетов и замыслов.
Хотелось бы отметить и тот факт, что использование ТРИЗовской методики не противоречит ФГОС ДО на которые мы ориентируемся в своей работе с января 2014года (слайд с характеристикой ОО)
II часть
А сейчас предлагаю вашему вниманию видеосюжеты с использованием ТРИЗовских методов в совместной деятельности педагога с детьми.
Т. О. Использование методов ТРИЗ педагогики могут оказать существенную помощь воспитателям в развитии творческих способностей детей в игровой деятельности.
Рефлексия (используется мяч)
Время проведения 7-10 минут.
Проводится ритуал: обратная связь, когда каждый участник, получив мяч, рассказывает о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, полученных в ходе проведения мероприятия.
Каждый имеет возможность высказать свое мнение: что больше всего понравилось, что легко получалось, в чем были трудности, что не понравилось.
Обратная связь осуществляется по кругу.
РЕШЕНИЕ МО
1 Продумать методическую работу по подбору и использованию разнообразных методик и технологий, направленных на развитие творческих способностей детей в игровой деятельности.
А в заключение, я хотела бы привести высказывание писателя Бернарда Шоу:
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Спасибо за внимание!