Папки-передвижки

«Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»

Ирина Давыдова
«Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Создание условий для развития творческих способностей

детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»

План проведения

1 Регистрация участников МО

2 Мини диспут с педагогами по теме МО

3 Презентация «Развитие творческих способностей детей в игровой деятельности с помощью методов ТРИЗ»

Руководитель МО старший воспитатель ДОУ № 7 «Колокольчик»

Давыдова И. А.

4 Выполнение практических заданий участниками МО

Публикация «„Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ“» размещена в разделах

5 Видеопросмотр фрагментов образовательных ситуаций с детьми, направленных на развитие творческих способностей :

- использование системного оператора;

- использование приема «изменение качественного показателя объекта";

- использование системного оператора;

- использование приема «добавление функций к объекту;

- использование координационного квадрата

6 Рефлексия

7 Подведение итогов МО, решение МО

Методическое объединение для воспитателей групп дошкольного возраста

«Создание условий для развития творческих способностей детей

в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»

Цели:

1. Способствовать формированию целостного представления о развитии творческих способностей детей в игровой деятельности

2. Осуществить коллективное продуцирование идей по выявлению эффективной педагогической стратегии развития творческих способностей у дошкольников.

Свободная игровая деятельность является самым привлекательным для детей занятием и, в то же время, одна из самых сложных видов деятельности.

Педагоги испытывают трудности при построении игрового сюжета, расшатывании стереотипных игровых ситуаций.

Мини-диспут

(время для обсуждения 3 мин)

ВОПРОС: «Каковы, на Ваш взгляд, причины того, что дети мало играют?»

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

- бедность игрового опыта,

- отсутствие дворовых объединений, как носителей игрового опыта,

- плохо организованная предметно-развивающая среда,

- недостаточная опытность педагогов и т. д.

Причины стереотипных действий (слайд) :

1. Привычные сюжеты («Больница», «Дом», «Магазин» и др.) и шаблонная атрибутика к ним.

2. Стандартные предметы – стандартные действия с ними.

3. Поощрение за точное воспроизведение образца.

4. Отсутствие условий для варьирования (недостаточно подготовленная предметно-пространственная образовательная среда).

Существенную помощь в развитии творческих способностей детей при построении игровых сюжетов может оказать использование педагогом методов ТРИЗ-педагогики.

Методы развития воображения :

1. Координационный квадрат (знакомство с системой координат). Задание для педагогов.

2. Круги Луллия (получение ответов на вопрос при помощи различных комбинаций с кругами, используя воображение). Задание для педагогов (см. презентацию №1).

3. Морфологический анализ (использование морфологической таблицы) – произвольно выбирая картинки можно создавать фантастические объекты, сочинять сказки, обсуждать полученные варианты (морфологический анализ). Задание для педагогов: используя морфологические таблицы, нарисовать несуществующее животное, портрет, рассказать о том, что получилось)

4. Системный оператор - рассматривание какого – либо предмета или явления со всех сторон

5. Метод фокальных объектов (расширение ассоциативных связей- выбор – выбор нескольких объектов-выявление их специфических признаков-поочередный перенос признаков этих объектов на другой объект – фокальный объект). Задание для педагогов: придумать признаки для объектов: кукла, окно, компьютер – перенести эти признаки на фокальный объект – яблоко- обсудить получившиеся сочетания – зарисовать.

6. Метод эмпатии (отождествление себя самого с кем-либо (с чем-либо). Задание для педагогов: представьте себе что Вы: стиральная машина (проблема - много загрузили белья, потерявшийся щенок, весеннее солнышко –покажите и расскажите что Вы чувствуете.

Спасибо! Все молодцы! А сейчас немного отдохнем и поиграем в игру «Встаньте рядом …».

Время проведения 5 минут.

Участники стоят в кругу. Ведущий называет некий признак по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга («Я не один такой», вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой:

• Кто пришел в юбке;

• Кому интересна тема МО;

• У кого короткая стрижка;

• Кто испытывает трудности в организации творческих игр;

• Кто любит носить украшения;

• Кто еще не совсем понял как использовать в работе методику ТРИЗ;

• У кого двое детей;

• Кто иногда опаздывает на работу;

• У кого ничего не болит;

• Кто испытывает трудности в общении с родителями;

• Кто любит играть роли в детских утренниках;

• Кто любит отдыхать на море;

• У кого остались силы продолжать МО.

Особую сложность в организации игровой деятельности представляют собой игры-придумывания (старший дошкольный возраст). Для обучения детей таким играм, можно использовать еще один ТРИЗовский метод – Приёмы фантазирования.

(Презентация с приемами фантазирования)

1. объединение – разъединение ( н-р: волшебное зеркало = говорит как человек + показывает как телевизор; дерево + машина = деревянная машина; машина состоит из колес, кузова, кабины и тд., как можно использовать)

2. увеличение – уменьшение ( н-р: стол - увеличили одну ножку, как можно его использовать – как горку : увеличили весь стол -для чего нам такой стол, «уменьшили цвет у стола- стал прозрачный -хорошо это или плохо; примеры из сказок-«Крошечка-Хаврошечка», «Карлик-нос», «Дюймовочка»)

3. сделать наоборот (заменить данное свойство антисвойством)

( н-р: волк из сказки «Про Красную шапочку» стал добрым, придумайте другую сказку и тд.)

4. ускорение – замедление ( н-р: у родителей прошел на работе один день, а в детском саду 10 лет, представьте себе, что увидели родители вечером, хорошо это или плохо; наступило лето, а снег все еще не растаял, хорошо это или плохо)

5. смещение во времени вперед, смещение во времени назад

( н-р: машина – времени - дети попали в прошлое, где их родители еще сами дети, что может произойти; ребенок идет

сначала в школу, а только потом в детский сад, хорошо это или плохо).

6. отделение функции от объекта, добавление функции к объекту ( н-р: карандаш престал оставлять следы на бумаге, зачем нужен такой карандаш; телефон - можно звонить, есть фотокамера, видео, интернет, игры и тд.)

7. изменение связи между объектом и средой (включая замену среды)

( н-р: слоны стали обитать на севере, хорошо это или плохо; у змеи появился длинный мех)

8. изменение качественного показателя ( н-р: на ёлке вместо иголок растут цветы, хорошо это или плохо; снеговик стал квадратным).

Сегодня мы поговорили только о некоторых приемах фантазирования, предлагаемых нам ТРИЗ педагогикой. Данные приемы, при систематическом включении в совместную деятельность педагога с детьми, наиболее эффективно могут помочь в работе над развитием творческих способностей детей, в обогащении игровых сюжетов и замыслов.

Хотелось бы отметить и тот факт, что использование ТРИЗовской методики не противоречит ФГОС ДО на которые мы ориентируемся в своей работе с января 2014года (слайд с характеристикой ОО)

II часть

А сейчас предлагаю вашему вниманию видеосюжеты с использованием ТРИЗовских методов в совместной деятельности педагога с детьми.

Т. О. Использование методов ТРИЗ педагогики могут оказать существенную помощь воспитателям в развитии творческих способностей детей в игровой деятельности.

Рефлексия (используется мяч)

Время проведения 7-10 минут.

Проводится ритуал: обратная связь, когда каждый участник, получив мяч, рассказывает о своих чувствах, переживаниях и эмоциях, полученных в ходе проведения мероприятия.

Каждый имеет возможность высказать свое мнение: что больше всего понравилось, что легко получалось, в чем были трудности, что не понравилось.

Обратная связь осуществляется по кругу.

РЕШЕНИЕ МО

1 Продумать методическую работу по подбору и использованию разнообразных методик и технологий, направленных на развитие творческих способностей детей в игровой деятельности.

А в заключение, я хотела бы привести высказывание писателя Бернарда Шоу:

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

ТРИЗ — игры для дошкольниковТРИЗ — игры для дошкольников Триз - это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал эту удивительную технологию писатель-фантаст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»
Опубликовано: 25 марта 2014 в 14:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности посредством использования методов ТРИЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Давыдова (УИ 189202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД