МААМ-картинки

«Опыт работы по формированию универсальных учебных действий». Консультация для воспитателей

Альфида Козлова
«Опыт работы по формированию универсальных учебных действий». Консультация для воспитателей

На современном этапе совершенствования образования проблема необходимости обеспечения преемственности между дошкольной и начальной школьной ступеней системы общего образования является особенно важной. С введением федеральных государственных требований (далее ФГТ) в систему дошкольного образования и ФГОС для начальной ступени образования сменились целевые ориентиры и требования к результатам освоения программ. На смену знаниям, умениям и навыкам пришли интегративные качества дошкольников, как планируемые итоговые результаты освоения образовательной программы ДОУ. Одним из таких результатов является сформированность универсальных учебных действий (далее УУД) и их предпосылок.

Публикация «„Опыт работы по формированию универсальных учебных действий“, Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Учебная деятельность - достаточно неоднозначное понятие, которое иногда рассматривается как синоним научения, учения, обучения. Учебная деятельность определяется как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте. Она понимается как особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий. Ведущая деятельность дошкольного возраста – это игра. Как отмечает Н. И. Гуткина, у современных дошкольников слабо развит этот вид деятельности, что соответственно приводит к тому, что к концу дошкольного возраста не появляются те психологические новообразования, которые возникают в случае хорошо развитой игровой деятельности. Поэтому важным и необходимым становится создание условий для проявления и развития детской игры, которая согласно ФГТ является основной формой работы с детьми дошкольного возраста. В связи с этим перед педагогом ДОУ стоит задача развития дошкольников в игровой деятельности, в рамках которой зарождаются и формируются универсальные учебные действия и их предпосылки. Возникает необходимость определения педагогических условий развития УУД у детей старшего дошкольного возраста в игре.

Универсальные учебные действия рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе. Показатель успешности формирования УУД - ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю (могу, хочу, делаю.

Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Опыт работы по формированию УУД ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей старшего дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместный деятельности можно достичь положительных результатов в работе.

Решение проблемы формирование УУД у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно с особенностями возраста и современными требованиями к организации образовательного процесса в детском саду. Свободный вход и выход воспитанников из деятельности, которую организует педагог, требует от современного воспитателя качественной подготовки, создание занимательной ситуации, которая будет интересна и увлекательна для старшего дошкольника.

Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала. Ведь от него требуется не просто сформировать предпосылки УУД у детей старшего дошкольного возраста через развитие игровой деятельности, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в гармоничном развитии ребёнка, пронести главную идею через сердце и душу, вовлечь в этот процесс своих воспитанников.

Формирование УУД у старших дошкольников в МБДОУ «Детский сад № 15» происходит на основе внедрения в образовательный процесс педагогической технологии «Ступеньки гармонии», разработанной автором опыта.

«Ступеньки гармонии» - это технология семи «У», разработанная на принципах формирования гармонично развитой личности. Термин «гармония» в музыке – это приятная для слуха слаженность звуков, состоящих из семи основных ступеней. «Ступеньки гармонии» тоже основаны на семи концептуальных положениях, которые заключаются в сформированности компетенций дошкольника в игровой деятельности:

1 ступень – Умение придумывать сюжет игры.

2 ступень – Умение перевоплощаться.

3 ступень – Умение следовать правилам.

4 ступень - Умение использовать атрибуты и предметы-заместители.

5 ступень - Умение видеть и создавать воображаемую ситуацию.

6 ступень – Умение договариваться и слышать партнёра по игре.

7 ступень – Умение обогащать и усложнять сюжет игры.

Педагогическая технология «Ступеньки гармонии» используется на протяжении всей непосредственно образовательной деятельности, в течение которой дошкольникам приходится перевоплощаться в разнообразных героев, согласно сюжету; пользоваться атрибутами и предметами-заместителями; вступать в партнёрские отношения; следовать установленным правилам. Рабочие тетради по программе «Ступеньки детства» помогают педагогу наглядно преподнести материал и выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка.

Результаты внедрения педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в практику работы превзошли самые смелые ожидания.

Для проверки эффективности данной технологии, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» протестировал детей на готовность к школьному обучению в начале учебного года (в ноябре) и в конце учебного года (в апреле).

У всех детей, занимающихся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» в конце года наблюдается ярко выраженная всесторонняя готовность к школьному обучению. Личностная готовность проявляется в положительном отношении к школе, учителям и учебной деятельности. У старших дошкольников сформированы коммуникативные качества, которые помогут им общаться с учителями и одноклассниками. Интеллектуальная готовность проявляется в наличии у ребенка широкого кругозора, большого запаса конкретных знаний. Дети владеют планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. У воспитанников сформированы предпосылки учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.

Дошкольники, занимающиеся по педагогической технологии «Ступеньки гармонии» отличаются устойчивостью внимания, логическим мышлением, долговременной памятью, большим словарным запасом.

Развитие игровой деятельности дошкольников в соответствии с педагогической технологией «Ступеньки гармонии» способствует формированию ключевых компетентностей. Достигаются положительные результаты по формированию УУД. Участие в совместной игровой деятельности способствует развитию самостоятельности и творчества детей. Наблюдается положительная динамика общего развития ребенка.

Публикации по теме:

Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности в условиях введения ФГТ и ФГОС Тема : «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной школы в вопросах преемственности обучения в условиях введения ФГТ и.

Участие во Всероссийской научно-практической конференцииУчастие во Всероссийской научно-практической конференции Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами новостью. 30 ноября 2012 года вместе с коллегами мы приняли участие во Всероссийской научно-практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Опыт работы по формированию универсальных учебных действий». Консультация для воспитателей
Опубликовано: 25 марта 2014 в 14:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД