МААМ-картинки

Конспект заседания методического объединения «Педагог и семья»

Наталья Мальцева
Конспект заседания методического объединения «Педагог и семья»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое объединение «Педагог и семья»

Цель: познакомить сотрудников Центра с формами работы с родителями.

Оборудование: п/к, проектор, демонстрационный экран, слайды,

воздушные шары, папки «Работа с родителями», журнал

учета оказания консультативных услуг (дневное

отделение, памятка воспитателям «»

Ход методического объединения

1 часть

Звучит музыка

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Публикация «Конспект заседания методического объединения „Педагог и семья“» размещена в разделах

Родители – пример всему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в прилчии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Себастьян Брант

Добрый день, коллеги. В начале нашей встречи мы с вами перенесемся на 1 минуту в далекое прошлое, к нашим предкам.

Звучит народная музыка

Представьте себе мир, в котором они жили. Не было городов, высоких домов, машин, электричества. Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья.

Так и нас всех собравшихся сегодня можно назвать одной большой семьей. Для многих детей наш Центр стал вторым домом. Сотрудники Центра в течении дня стараются заменить детям родителей. Так что за эти годы мы сроднились и живем общими заботами и радостями.

Народная мудрость гласит:

«Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды.»

Воспитывая ребенка все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться ребенком.

Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся к своим родителям, того же нужно ждать и от своих детей.

Древняя притча рассказывает:

«Сын схватил старенького отца и потащил на съедение крокодилам. Сын сына побежал за ним. «Зачем?» - спросил отец. «Чтобы узнать дорогу, по которой придется тащить тебя…»

Глядя на ребенка, можно ясно представить какие у него родители, как и о чем они разговаривают друг с другом, какой микроклимат в семье.

В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а вместе решать их. Не отклвдывать ее решение на более поздний период, усугубляя ситуацию.

Воспитание детей неразрывно связано с просвещением родителей. Наша задача – привлечь родителей к сотрудничеству. Работа с семьей разноообразна.

Словесная перестрелка «Формы работы с родителями»

Слушатели визуально делятся на 2 группы. Каждая из них получает задание: за 2-3 минуты написать как можно больше форм работы с родителями. Затем команды по череди называют по одной написанной форме работы. Побеждает команда последней назвавшая слово.

Анализ анкет

В ходе подготовки к методическому объединению было проведено анкетирование педагогов по данной теме. Оно показало (слайды, что все педагоги считают необходимой работу с родителями воспитанников. 82% опрошенных считают необходимой проведение специальной подготовки воспитателей в работе с родителями.

27% иногда испытывают трудности в общении с родителями.

24% педагогов причиной этих трудностей считают недостаток знаний у педагога, 73% опрошенных причиной трудностей видят нежелание родителей вступать в диалог с воспитателями и 3% - сами не умеют вступать в диалог с родителями.

В работе с родителями 64% сотрудников Центра используют консультации, 90% - беседы, 18% применяют совместное творчество, 45% диагностические методы.

Именно поэтому особый акцент нам хочется сделать на формах организации работы с родителями.

Их все можно разделить на несколько групп.

Информационно-аналитические:

* анкетирование, опрос проводятся с целью выявления социального заказа родителей в образовательном процессе, для выявления степени удовлетворённости родителей работой педагогов, для выявления проблем в индивидуальном развитии детей. Анкетирование позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по различным темам.

Познавательные:

* практикумы,

* родительские собрания,

На собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

- беседы с детьми и родителями оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам.

- консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию, стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся систематически: 3—4 консультации в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по учреждению согласно годовому плану. Продолжительность консультации 30—40 минут. Неплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

- Телефонные звонки.

Телефонные звонки делаются в особых случаях или раз в месяц всеми родителями, чтобы поддерживать неформальное общение с ними

* совместная работа по тематическому плану, проектам,

Любой проект включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, оформление стендов и мн. др. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

* маршруты выходного дня или экскурсии. Это посещение выставок КВЦ «Радуга», театров, музеев, экскурсий по городу и т. д. В настоящее время возникает потребность в выходе (выезде) детей за территорию детского сада на различные городские мероприятия. Родители активно участвуют в таких мероприятиях

* дни открытых дверей, познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий, обеспечивают наглядное знакомство родителей с жизнью детей в группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий, играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

- Первые визиты в группу.

Перед тем как ребенок начнет посещать группу, родители должны прийти на занятия и познакомить с педагогами, другими детьми и вообще с детским садом.

Существуют приемы создания ролей для родителей.

Родители могут играть разные формальные и неформальные роли в программе. Ниже приведены некоторые из них.

Гость группы.

Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Доброволец.

У родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут помогать воспитателям в классе, принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, помогать убирать, обустраивать и украшать групповые помещения и пр.

Что могут делать родители в детском саду:

- читать детям рассказы, сказки, истории;

- приносить различные игрушки для общих игр;

- собирать природные материалы для деятельности детей: камешки, семена, раковины и т. п. ;

- участвовать в праздниках (например, к празднику «День моей семьи» принести альбомы, семейные реликвии, рассказать детям о себе, своей семье и т. д.)

- посещение семей воспитанников на дому; выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например проверку выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания илиобследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т. д. По результатам такого обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи

Досуговые:

* совместные праздники, досуги, развлечения;

* участие родителей в конкурсах, фотовыставках.

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. Активность родителей в создании фотовыставок, газет, выставок поделок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Трудовые или хозяйственные:

Благоустройство группы,

Озеленение участка,

праздничное оформление

акции («Кормушка для птиц», Дни добрых дел «Подари книгу детям» У многих дома есть книги и игрушки, из которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание души.

«Золотая осень» (сбор природного материала для образовательной деятельности).

Наглядно-информационные:

* сайты организации и педагогов, куда выкладываются нормативно-правовые документы, информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни групп и т. д.

* мини-библиотека, где дают родителям необходимую литературу для изучения или рекомендуют то или иное издание.

Письменные формы общения используют, когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают вам встретиться с родителями лично или если у вас нет телефона, поддерживать контакт с родителями.

Брошюры, буклеты:

Помогают родителям ознакомиться с программой. Они могут содержать краткое изложение философии, общую информацию о ней.

Справочники:

Содержат более подробную информацию о программе: описание центров активности; задачи, поставленные в каждом центре на развитие ребенка.

Информационные бюллетени:

o информация о различных специальных мероприятиях: собраниях, вечерах, экскурсиях, спектаклях и т. д. ;

o описание событий, происходящих в детском саду;

o описание видов занятий, проводящихся в группе, а так же мер, по поддержке этих занятий дома;

o изложение идей, позволяющих лучше преподнести тему, которая проходит в группе ("Осень”, "Моя семья”, "Домашние животные” и т. д.);

o благодарности добровольным помощникам;

o просьба принести какие-либо материалы или оказать какую-либо помощь.

- Индивидуальные кармашки:

В кармашки складываются записки о последних достижениях ребенка, его успехах и новых приобретениях.

- Пособия могут содержать подробную информацию о группе или о знакомить с определенным видом деятельности детей. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Личные альбомы, дневники, которые передаются от педагога к родителю и обратно:

o короткие сообщения о достижениях ребенка;

o извещение о особых событиях;

o благодарность родителям;

o здоровье ребенка;

o личный рост.

Анонимные записки, Воспитатели могут посылать с ребенком короткие записки домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др. Семьи также могут посылать в детский сад записки, выражающие благодарность или содержащие просьбы.

- родительский уголок

Доски объявлений:

o объявления о собраниях;

o объявления о предстоящих мероприятиях;

o информация о деятельности в группе, какая в данный момент идет тема в группе, чем занимаются дети в группе;

o высказывание детей в течение дня;

o ежедневные расписания;

o благодарности родителям.

* информационные стенды, где размещается информация о жизни группы, успехах детей, конкурсах, рекомендации по развитию детей. Там же помещаются фотографии, сочинения детей, продукты индивидуального и коллективного детского творчества. При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: “Что такое безопасность?”, “Еще раз о правах ребенка” и т. д. слайды14-…18

* выпуск стенгазеты

Наглядно – информационное направление является одним из наиболее эффективных. Т. к. оно не предуматривает непосредственного контакта воспитателя с родителями, поэтому способ подачи информации имеет не меньшее значение, чем содержание. В этом помогут новые подходы к оформлению наглядной информации, основными принципами которых являются следующие:

1. уголки оформляются в едином стиле, по единому сюжету. По сказке или стихотворению, в виде леса или водного царства.

2. Традиционные стенды заменяются необычными формами соответственно сюжету: в цветке, в ягодке, в вагонах поезда.

3. информация дается крупным печатным шрифтом не светлом фоне так, чтобы ее можно было читать с расстояния 2-3 метров.

4. Информационные материалы должны регулярно обновляться.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Поэтому, приступая к работе, особое внимание необходимо уделить формированию у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, мотивации на дальнейшую совместную работу в группе. А в этом вам помогут все перечисленные формы работы. Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками.

Словесная перестрелка «Хороший – плохой родитель»

Команды получают задание: за отведенное время написать черты характера самого приятного и самого трудного, «плохого» родителя. Затем словесная перестрелка – поочередно зачитывают их.

В нашей работе приходится сталкиваться с разными родителями. Но мы всегда должны оставаться грамотными, воспитанными, сдержанными и тактичными людьми. Порой приходится мириться с их отрицательными чертами характера и качествами личности, принимать родителей такими, какие они есть. Поэтому сейчас мы хотим вручить вам Памятку «6 Не в работе с родителями»

ПАМЯТКА

«6 НЕ в работе с родителями воспитанников»

Уважаемые педагоги, помните:

1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.

2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.

3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.

4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.

5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.

6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

«Острое блюдо»

В шарах - вопросы «острого блюда». Педагоги ловят шары. Тот, кто поймал шарик, лопает его и зачитывает вопрос. Обе команды совещаются, выдвигают свои версии по решению ситуации, приходят к общему выводу.

1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не водить её ребёнка на улицу. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

2. Воспитатель решил поговорить с матерью ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?

3. В конце рабочего дня родители регулярно задерживаются и невовремя забрают ребенка из группы. Действия воспитателя.

4. Ребенок плохо вел себя в группе, ломал игрушки, обижал других ребят. На вашу просьбу к матери обсудить с ребенком дома его поведение, она ответила «Вы воспитатель, вот и воспитывайте его…». Что вы ответите и как выйдете из сложившейся ситуации?

Итог

Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце – умным будет!

Рефлексия за чаем

Анализ и обсуждение методического объединения

Публикации по теме:

Моя работа в районном методическом объединении педагогов дополнительного образованияМоя работа в районном методическом объединении педагогов дополнительного образования В нашем Районном Центре дополнительного образования созданы Районные Методические Объединения по трём направлениям: 1. Предшкольное образование.

Семинар по воспитательной системе центра художественного образования МГДДЮТСеминар по воспитательной системе центра художественного образования МГДДЮТ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект заседания методического объединения «Педагог и семья»
Опубликовано: 10 июня 2013 в 17:53
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект заседания методического объединения «Педагог и семья»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мальцева (УИ 81903) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД