Ольга Яковлева
Методическое объединение по теме: «О правилах хорошего тона за столом».
▼ Скачать + Заказать документы
Из истории правил поведения за столом.
Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует общий уровень культуры человека. Этим умениям нужно обучать с детства, ибо усвоенное в детском возрасте становится привычкой и необходимостью в зрелом.
Определенные правила поведения за столом существовали уже в древности.
Существовали эти правила и на Руси.
Публикация «Методическое объединение по теме: „О правилах хорошего тона за столом“,» размещена в разделах
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
По мере развития общества свод этих правил пополнялся. Например, в XV веке, когда еще не было столовых приборов и гости брали еду пальцами, строгий этикет не разрешал прикасаться к общей посуде грязными и жирными руками. Еду брали только тремя пальцами, поэтому пирующие старались держать два крайних пальца «изысканно» оттопыренными. (К сожалению, и в настоящее время можно увидеть людей, желающих выглядеть «элегантно» и точно так же держащих чашку кофе или нож.)
В феодальных замках существовала церемония подачи блюд: когда вносили еду, все вставали и снимали шляпы, затем мыли руки и целовались. По нескольку человек ели из одной тарелки, но были строгие правила, кому, в зависимости от знатности, полагается начинать трапезу. Так же — в порядке знатности — гости рассаживались за столом.
Ширился свод правил и в России, В XVIII веке Императорская Академия наук выпустила Правила поведения в повседневной жизни, где можно найти много указаний о поведении молодых людей за столом. В них, в частности, говорится, что никогда не следует восхвалять и возвышать себя без нужды — нужно ждать, чтобы другие со стороны это сказали.
Согласно этим правилам, нельзя чистить зубы ножом, отрезать хлеб, прижав буханку хлеба к груди; облизывать себе пальцы; сооружать вокруг тарелки частокол из костей, хлебных корок и пр. ; пить первому, брать еды больше, чем можешь съесть.
Крепкий напиток правила рекомендуют пить из маленькой рюмки, более слабый — из стакана; помнить, что алкоголь развязывает язык и связывает ум.
Некоторые из этих правил сегодня вызовут кое у кого улыбку. Однако, на наш взгляд, существует еще немало людей, кому такие поучения были бы необходимы.
Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Но как просто и ненавязчиво объяснить ребёнку те правила, которые должен знать каждый?
Наша работа представляет собой беседу с ребёнком младшего школьного возраста, в которой сочетаются объяснение правил поведения за столом с занимательными историческими фактами.
Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы.
Как помочь детям усвоить все без исключения правила поведения за столом и при этом, почувствовав поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам.
Об этом мы сегодня имеем возможность поговорить на нашем методическом объединение тема которого : «О правилах хорошего тона за столом».
Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха.
Воспользовавшись советом мудрого народа «Ум хорошо, а два лучше», все вопросы мы выносим на обсуждение.
Итак, мною были даны воспитателям вопросы, давайте послушаем, что получилось…
1. С чего следует начинать воспитание культуры поведения за столом?
2. Какие методы и приемы в усвоении и выполнении правил сервировки являются самыми эффективными?
3. Отчего зависит желание детей следовать правилам хорошего тона за столом? Какая роль в этом отводится в-лю?
Какие, по-вашему, должны быть созданы условия в группе для успешной работы с детьми в данном направлении?
4. Что, по-вашему, является препятствием в выполнении детьми правил сервировки и хорошего тона за столом?
Ваши планы работы на ближайший период для достижения результатов по данному вопросу.
5. Придумать игру или физ. мин. на закрепление одного из правил сервировки и поведения за столом?
6. Сочинить сказку на тему: «Почему соловые приборы так располагаются на столе?»
А теперь представьте, ---что вашим сменным воспитателем стал начинающий педагог.
Какие правила, советы Вы бы дали ему, как непременное условие успешной работы в воспитании у детей хороших манер за столом.
Клубок ниток (воспитатели передают друг другу клубок ниток, при этом называя советы)
Вот примеры советов:
1. Больше хвалить детей.
2. Не ругать.
3. Поучать на примере своего поведения.
4. Больше играть.
5. Изучи и выполняй все правила поведения.
6. Каждый день сообщай об успехах детей родителей.
7. Ни на день не забывать о привития правил поведения за столом.
8. Прочитывай стихи о правилах поведения за столом.
9. Оформи наглядность.
Игра, как вы все знаете – основной вид деятельности у дошкольников. Без игры нет детства.
Игра – это умение весело и непринужденно общаться. От нас, педагогов, зависит, принесет ли игра радость познания.
Я предлагаю поиграть в игру «Острое блюдо».(воспитателям предлагается надутые шары, в которых есть бумага с вопросом).
Лопнуть шарик и ответить на вопрос.
Вопросы:
Куда положить столовые приборы, нож и вилку после еды?
Можно ли есть от целого куска?
Куда следует положить локти во время еды?
Нужно ли вылизывать остатки супа на тарелке?
При доедании супа тарелку наклоняют к себе или от себя?
Как нужно правильно пользоваться салфеткой?
В своих группах каждый из нас каждый день учит правилам поведения за столом.
Давайте посмотрим, что мы успели сделать, в чем достигли успехов, а над чем предстоит поработать?
Фишки, лежащие на столе, помогут определит степень результативности нашей работы по воспитанию культуры поведения за столом.
Я буду называть правило, а ВЫ, если дети его выполняют, кладете себе фишку красного цвета, если немногие – желтого, а если не выполняют – синего.
1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2 см от края стола.
2. Чашки с чаем или компотом подаются на блюдце с ложкой.
3. Всегда на столах имеются салфетки.
4. Соблюдается последовательность сервировки.
5. Мальчики подают стул девочкам со словами «прошу садиться, пожалуйста».
6. Дети правильно держат ложку, вилку.
7. Умеют пользоваться ножом.
8. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
9. Не едят от целого куска.
10. Не выбирают кусок на тарелке.
11. Не вылизывают тарелку, не пьют из тарелки.
12. При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
13. Пережевывают пищу с закрытым ртом.
14. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирая рот, а прикладывая ко рту.
15. Использованные приборы кладут на тарелки параллельно ручками влево.
16. Благодарят после еды и убирают посуду.
17. При временном прекращении еды кладут столовые приборы на бортик тарелки.
Давайте посмотрим, что получилось (подсчитываем фишки).
Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации – прекрасное качество для каждого педагога.
Слово предоставляется.
И подводя итоги нашего мет. об. хочется сказать:
Предлагаю Вам подвести к законченности тему : «О правилах хорошего тона за столом», и
1. Провести для родителей консультации по данной теме.
2. В каждой группе пользоваться столовыми приборами, салфетками, скатертями в соответствии с возрастом.
3. Оформить на группе наглядные пособия, плакаты для детей.