Получи документы

Методическое пособие «Кубанское наследие» (4 фото)

Инна Владимировна
Методическое пособие «Кубанское наследие»
▼ Скачать + Заказать документы

Методическое пособие «Кубанское наследие»

"Кубанское наследие"

Содержание

1 Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи

2. Конспект НОД

3. Игры и пословицы.

4. Планируемый результат

5. Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Методическое пособие „Кубанское наследие“» размещена в разделах

Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к искусству и народному творчеству. Наш край, к счастью пока еще сохранил свои богатые многонациональные культурные традиции. Прекрасна кубанская земля. Кто, видел кубанские поля, тот никогда не забудет наш Кубанский край. Большая Родина всегда начинается с малой - дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родно! о края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему, воспитать любовь к своей Родине.

Для получения хороших результатов, провожу работу с детьми систематически.

Поэтому изготовила пособие «Кубанское наследие».

Кто такие Кубанские казаки? В работе с детьми использую самые разнообразные формы нравственного и патриотического воспитания: НОД, дети знакомятся с историей возникновения Кубанского казачества, с особенностями жизни и быта казаков, фольклором, праздниками, обрядами. Рассматривание и обследование предметов народного быта в свободной деятельности. Дети получают представление о труде, жилище, традиционной одежде.

Данное пособие знакомит дошкольников с историей, традициями, культурой, бытом казаков Кубани; охватывает литературный, фольклорный, исторический материал; помогает формировать личность, способную к успешной социализации; создаёт обогащённую духовную среду; способствует самореализации индивидуальности ребенка.

Фото «Кубанское наследие»
Методическое пособие - фото
Фото №1 Кубань Кубанское наследие Содержание Пояснительная записка

1. 1Цель: Воспитание патриотизма, любви к родному краю, возрождение духовных и культурных традиций казачества.

Задачи:

Образовательные: Знакомить детей с историей, культурой, особенностями Кубани, традициями Кубанского казачества.

Развивающие: Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани, к природе, к людям труда, творческие и интеллектуальные способности. Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства: любовь к местам, в которых ребенок живет, к Родине, родному краю, уважение к традициям Кубани, бережное отношение к природе, чувство сопереживания, гордости за свой народ, желания преумножать его богатства.

2. Конспект НОД (старший дошкольный возраст)

Тема: «Обряды и традиции Кубанских казаков» ( направление: «Познавательное развитие»)

Цель: Расширять знания детей об обрядах и традициях Кубанского казачества. Задачи: Образовательные: Продолжать углублять знания детей о кубанской одежде, её назначении, названии, разных её частях. Развивающие: Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту. Воспитательные: Воспитывать желание следовать старинным народным традициям. Материал и оборудование: казак и казачка в национальных костюмах.

Ход НОД:

Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в казачьи костюмы заходят в группу. Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите, присаживайтесь. Гости здороваются с детьми и садятся. Воспитатель: Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в казачьих костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались казаки. Национальная казачья одежда очень древняя. Казачий костюм складывался веками. В первую очередь это относится к штанам. Они называются шаровары. Прошло очень много лет, но ничего не изменилось. Это такие же широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь. Конные казаки носили синие шаровары и кафтан красного цвета. Но была и другая форма костюма казаков. Какая? Дети: Еще казаки носили башлык. Воспитатель: Что такое башлык? Дети: Теплая накидка с двумя длинными концами. Дети: Зимой казаки сверху одевали бурку. Дети: Рукава были с широкими отворотами. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на нашего гостя-казачка. Воспитатель: Что у казака. вы видите на голове? Дети: На голове носили шапку. Воспитатель: Шапка у казаков называется папаха. На ногах у казака должны быть сапоги. Воспитатель: Еще казаки носили черкеску черного цвета. Что вы еще видите? Дети: Кинжал и сабля вешались к поясу казака. Воспитатель:Капюшон-бешмет. Воспитатель: В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие. Во время первой мировой войны традиционная казачья форма изменилась. Черкесску и бешмет заменили на гимнастерку, а шапку – на фуражку. Прежняя казачья форма осталась как парадная, то есть её надевали праздникам. А сейчас поиграем, а заодно и проверим как вы знаете части костюма казака. Берите по карточке (на карточках нарисованы куклы в казачьих костюмах). Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет. Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.

Женский казачий костюм сложился в конце 19 века. Женская казачья одежда, даже повседневная, шилась и украшалась с любовью. Но особенно красивой, нарядной одежда казачки была в праздники. Для настоящей казачки важно было одеваться так, как требовала ситуация. На все случаи жизни казачки имели одежду. Самый любимый и самый красивый наряд она надевала на свадьбу, один раз в жизни. Изготовление национального костюма связано с различными народными промыслами: шитьем, ткачеством, плетением кружев, вышивкой. Вышивка являлась украшением одежды. Ребята, кто скажет из чего состоял женский костюм? Дети: Костюм состоял из юбки и кофты. Воспитатель: Какие детали украшали одежду? Дети: Внизу юбка украшалась оборками, кружевами. Юбки любили пышные. Воспитатель: Как украшали кофты, блузки? Дети: Кофты украшались вышивкой, бисером, кружевом. Воспитатель: Как в праздники одевались казачки? Дети: На праздники казачки одевали самые нарядные свои костюмы. На голову надевали красивые платки Воспитатель: На ноги надевали полусапожки. Украшали шею бусами и монистами. Воспитатель: Какую прическу носили казачки? Дети: Молодые девушки носили косу и вплетали в неё разноцветные ленты. Женщины заплетали волосы вокруг головы. Воспитатель: Вы все правильно сказали. Хочу только добавить, что зимой женщины-казачки одевали стеганую «кохту» с глубоким запахом. Это было очень удобно, можно было выносить ребенка на улицу, не заворачивая его в одеяло. На ноги зимой одевали валенки. Какой костюм считался самым красивым? Дети: Костюм молодых женщин и невест. Воспитатель: Как украшались рукава рубах? Дети: Рукава украшались орнаментом, вышивкой.

Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций. Посмотрите и скажите, какие же? Дети: Казаки гостей встречают с хлебом – солью. Воспитатель: Еду готовили в чугуне. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко хранят в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Запомнили, как называется глиняный горшок для молока? Дети: Глэчик. Воспитатель: Здесь на столе разложены картинки с орнаментами. Покажите, какие рисунки вышивали. Дети выбирают рисунки с геометрическим и растительным орнаментом. Воспитатель: Правильно, ребята. А ещё все женщины носили кружевные платки, без них нельзя было появляться на люди. Так же как казаку нельзя было ходить без фуражки или шапки. Дети часто донашивали старую одежду, оставшуюся от старших братьев и сестер, так как семьи были большими, и детей было много. Но жили все дружно, любили веселиться, Как проводили праздники казачьи женщины? Дети: Женщины надевали самые нарядные свои одежды, украшения, пели песни, частушки, водили хороводы. Воспитатель: В наше время такую одежду не носят, одевают современные вещи. Но казачьи народные костюмы достались нам в наследство от предков, они продолжают жить, как живы до сих пор предметы народных ремёсел. В музеях бережно хранятся костюмы, которые изготовили старые мастера и они уцелели до наших дней. И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками. А иногда, по особым праздникам можем и пощеголять в казачьих костюмах, как настоящие казаки и казачки. Рефлексия. Воспитатель: А что вам понравилось больше? А что бы вы хотели еще узнать о казаках? А где можно узнать?

3. Игры и пословицы

1. Игра «Звонок».

Дети встают в круг, крепко держась за руки. В круг заходят двое детей. У одного в руках колокольчик, у другого – веревочка. Ребенку с веревочкой завязывают глаза. Он должен по звуку колокольчика поймать своего противника и набросить на него веревочку. Круг не позволяет играющим далеко расходиться.

Игра «Ваня - казачок».

Под берёзой за рекой

Пашет Ваня молодой,

Пашет чёрную землицу,

Сеет жёлтую пшеницу –

Первым он идет играть.

(скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой).

Игра «Передай подкову» (под музыку передают подкову). Кому попадется тот говорит пословицу или поговорку о казаках.

Хороводные игры: «Игровая» (Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре – ведущий. Играющие ходят по кругу.) Ведущий говорит нараспев: У казака Трифона Было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели, Разом делали, как я! Ведущий показывает разные движения, а все играющие повторяют за ним. Тот, кто повторил движения лучше и выразительнее всех, становиться новым ведущим. Игра повторяется.

«Во садике казачка» Дети идут по кругу в одну сторону, девочка – казачка в другую и поет (движения выполняются согласно тексту).

Во садике казачка, казачка, казачка. Казачку звать Наталья, Наталья, Наталья. По садику ходила, ходила, ходила, Златым кольцом звенела, звенела, звенела, Казака манила, манила, манила: - Иди сюда поближе, поближе, поближе И кланяйся пониже, пониже, пониже. Здоровайся покрепче, покрепче, покрепче, Еще тогда покрепче, покрепче, покрепче. В конце хоровода обнимаются.

«Долгая Арина» Играющие встают в круг, берутся за руки. В центре – ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев:

Долгая Арина Встань выше авина, Рученьки сложи Чье имя укажи. Ведущий поет: Хожу, гуляю Вдоль по караваю Вдоль по караваю Кого найду, узнаю. Показывает закрытыми глазами на одного из игрока. Тот говорит Арина. Ведущий должен узнать, кто его позвал.

2. Пословицы о казаках

Казак и в беде не плачет.

Где казак, там и слава.

Атамана из плохого казака не получится.

Казак без службы – не казак.

Не тот казак, кто поборол, а тот, кто вывернулся.

Где враг, там и казак.

Казачий обычай такой: где просторно, тут и спать ложись.

Казак сам себя веселит.

Конь казаку – лучший друг.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Без коня казак кругом сирота.

Казак голоден, а конь его сыт.

Пословицы о хлебе

Хлеб всему голова. Хлеб – батюшка, вода – матушка Худ обед когда хлеба нет. У кого хлеб родится – тот всегда веселится. Без труда хлеб не родится никогда! Невелик кусок пирога, а стоит много труда

4. Планируемый результат:

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников.

Дети серьезно относятся к изучению материала по патриотическому воспитанию, активно отвечают на вопросы и задают их сами, с большим желанием выполнять задания творческого характера. У воспитанников появляется интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению.

Узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях Кубани.

Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствует формированию наглядно-образного мышления детей.

В игре и труде между детьми улучшаться дружеские взаимоотношения.

5. Литература:

1. Казачество. Энциклопедия. М., 2003.

2. Ткаченко, П. И. Кубанские пословицы и поговорки. Издательство «Традиция», 2008. 3. Бондарь Н. И. К вопросу о традиционной системе ценностей кубанского казачества// Из культурного наследия славянского населения Кубани. Краснодар, 1999. 4. Бакалдин, В. Б. Краснодар: Традиция, 2013.

.

Публикации по теме:

Методическое пособие по подвижным играм с мячом Методическое пособие по подвижным играм с мячом. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ» для детей 3-4 года Цель. Совершенствовать навык отталкивания.

Методическое пособие «Кубанское наследие» «Кубанское наследие» средний и старший дошкольный возраст. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций. /Составитель.

Методическое пособие Лэпбук «Подружимся со звуком С».Методическое пособие Лэпбук «Подружимся со звуком С». Методическое пособие Лэпбук «Подружимся со звуком С». Учитель-логопед Зырянова Елена Леонидовна МАДОУ «Центр развития ребенка – детский.

Методическое пособие Лэпбук «В гостях у осени»Методическое пособие Лэпбук «В гостях у осени» Цель: Систематизация и закрепление знаний детей о приметах осени, характерных изменениях в природе. Задачи: 1. Способствовать видению причинно.

Презентация «Методическое пособие «Пирамида» Пособие «Пирамида» изготовлено в совместной деятельности с детьми, может использоваться как во время непосредственной образовательной деятельности.

Методическое пособие «Туристический органайзер»Методическое пособие «Туристический органайзер» Методическое пособие «Туристический органайзер» Методическое пособие «Туристический органайзер» является многофункциональным, благодаря.

Методическое пособие «Умное дерево» Описание технологии изготовления развивающего пособия для детей старшего возраста «Умное дерево» Техника изготовления: Основа пособия.

Методическое пособие «Веселый огород»Методическое пособие «Веселый огород» Начался новый учебный год и значит, что впереди нас всех ждут новые открытия, увлекательные исследования, интересные мероприятия и чтобы.

Многофункциональное методическое пособиеМногофункциональное методическое пособие Уважаемые коллеги, хочу предложить Вам, такое пособие, которое можно использовать как дидактическую игру и методическое пособие для образовательной.

Многофункциональное методическое пособие «Разноцветный кубик»Многофункциональное методическое пособие «Разноцветный кубик» Сегодня в магазинах можно приобрести разнообразные игры, игрушки, развивающие пособия для детей. И согласитесь, современных детей сложно.

Автор публикации:
Методическое пособие «Кубанское наследие»
Опубликовано: 27 января 2018 в 20:43
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое пособие «Кубанское наследие»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Владимировна (УИ 1334556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД