МААМ-картинки

Методическое пособие по мелкой моторике

Юлия Огурцова
Методическое пособие по мелкой моторике

Движение руки всегда тесно связано с

речью и способствует её развитию

В. М. Бехтерев

I. Актуальность проблемы.

Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.

Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Сотрудники института по физиологии детей подростков АПН установили. что существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики, чем выше двигательная активность. тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание. осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.

Публикация «Методическое пособие по мелкой моторике» размещена в разделах

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, я решила провести с детьми углублённую работу в этом направлении, работая совместно со вторым воспитателем, младшим воспитателем, родителями, начав эту работу далеко до поступления в школу.

II. Цели и задачи.

Исходя из всего перечисленного в первой главе была определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук.

Основные задачи:

• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук

• Формировать координацию движений

• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости

Способствовать развитию творческих способностей

• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь

• Стимулировать зрительное и слуховое восприятия

• Обогащать словарный запас

III. Методические рекомендации при использовании воспитателем комплекса по развитию мелкой моторики.

Изучив множество литературы по развитию мелкой моторики таких авторов как И. Светлова " Развитие мелкой моторики", Е. С. Анищенкова "Пальчиковая гимнастика", Е. М. Чернова "Пальчиковые шаги", В. Савченко "Штриховка", А. Н, Малышева "Аппликация в детском саду" и др., я пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики. Поставив перед собой цели и задачи, исходя их моего личного педагогического опыта, учитывая возрастные особенности детей, опираясь на развёрнутое тематическое планирование, предложенное в программе "От рождения до школы", под редакцией авторов Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики.

Для наибольшего удобства те виды игровых упражнений, которые я использую в работе с детьми, я разбила на комплексы:

1. Комплекс "Пальчиковые игры"

2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности в развитии

мелкой моторики"

3. Комплекс "Развитие графической моторики"

IV. Комплексы упражнений по развитию мелкой моторики.

1 Комплекс "Пальчиковые игры"

Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.

В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:

• Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики необходимо стараться задействовать все пальцы рук. В начале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

• Фигурки из счётных палочек.

В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения можно использовать на занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.

• Физкультминутки.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривания стихов, одновременно с движением обладают радом преимуществ, как сказано выше, речь делается более громкой, чёткой, эмоциональной, развивается слуховое восприятие. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки на занятиях и в утреннюю гимнастику играет положительную роль на развитие речи детей. Это позволяет: регулярно стимулировать действия речевых зон коры головного мозга, совершенствовать внимание и память.

• Пальчиковые шаги.

Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

• Самомассаж.

Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Выполнение упражнений можно сопровождать стихами или счётом.

• Игры с каштанами, грецкими орехами.

Каштаны и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

• Шнуровка.

В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: из куска картона вырезаю какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко и листик и др., делаю по контуру с помощью дырокола отверстия. В эти отверстия дети просовывают шнурки. Так же можно пришнуровать один объект к другому ( например: ёжик несёт яблоко). Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев. У меня в группе, на доступном для детей уровне, развешаны цветные шнурки (по три штуки на одном креплении). Дети свободно подходят и занимаются плетением косичек.

• Мозаика.

Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.

• Игры с молниями и застёжками.

Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры я использую при подготовке и возвращении с прогулки. В свободное время мы с детьми учимся пользоваться молнией, количество которых соответствует количеству детей.

2. Комплекс

"Использование элементов изодеятельности"

Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.

• Ниткография

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". "Рисунки" получаются объёмные и живые. Кроме того, работа с мягкой и пушистой нитью успокаивает детей. Как заниматься по этой методике :

1. Сначала научите ребёнка выкладывать картинки по готовому образцу, который выкладывает взрослый.

2. Когда ребёнок научится выкладывать простейшие изображения, можно переходить к "рисованию по представлению". В этом случае развивается не только мелкая моторика. но и творческое воображение ребёнка.

3. Для тетей занятия ниткографией будут более увлекательными, если их сочетать с рассказом. сказкой, загадкой. Попросите ребёнка изобразить героев сказки или ответ на загадку.

4. В последствии можно будет давать задания посложнее. Дети должны пересказать знакомый сюжет сказки и "нарисовать картинки из сказки нитью".

• Конструирование.

Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Развивающий потенциал оригами очень велик. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, притягательная сила которого способна пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и живой лист, превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень разнообразна и идёт от простого к сложному.

• Аппликация.

При работе с бумагой, ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают не мало практических навыков и умений. Умение держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. Во время занятий аппликацией ребёнок учится пользоваться ножницами и клеем, по результатам таких занятий вы сможете оценить. на сколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у ребёнка.

3 Комплекс

"Развитие графической моторики"

Большое значение на развитие мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования можно использовать книжки-раскраски. Трафареты могут иметь разную тематику. При выполнении штриховки решают следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер. В группу я приобрела фигурные линейки, использование которых формирует умение составлять из геометрических фигур изображения предметов и смысловых композиций, штриховать их. Учу детей штриховать сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево, по косым линиям и волнистым. Не всё сразу получается у детей. Сначала дни сильно нажимают на карандаш, рука напрягается. Постепенно ребёнок осваивает технику штриховки. Мышцы расслабляются, линии, выходящие за контур, становятся на место.

Перечисленные комплексы я использую в ежедневной работе с детьми, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:

1. Утренняя гимнастика.

2. Самостоятельная деятельность

3. Организованная образовательная деятельность

4. Непосредственная образовательная деятельность

5. Прогулка

6. Самообслуживание

7. Работа с родителями

8. Индивидуальная работа

9. Продуктивная деятельность

Определив основное направление в работе, необходимо найти пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

В группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что бы дети могли свободны выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.

В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.

На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.

В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.

В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.

В театральной зоне: пальчиковый театр.

Заключение

Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук всем воспитателям, не только речевых, но и общеобразовательных групп.

Список используемой литературы:

• Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика",

изд. АСТ, 2007г.

• Долженко Г. И. "100 оригами"

Ярославль, "Академия развития", 2000г.

• Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"

Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.

• Картуша М. Ю. "Логоритмика для малышей",

Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.

• Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду"

Ярославль, "Академия развития", 2010г.

• Светлова И. "Развиваем мелкую моторику"

ЭКСМО-Пресс, 2001г.

• Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги"

С-Пб, "Корона", 2007г.

Публикации по теме:

Пальчиковые игры. Пальчиковые игры. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время.

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическое пособие по мелкой моторике
Опубликовано: 19 января 2013 в 19:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД