Папки-передвижки

Методика «Исключение неподходящей картинки» (27 фото)

Елена Косолапова
Методика «Исключение неподходящей картинки»

ВАРИАНТ 1.

Источник: Забрамная С. Д. "От диагностики к развитию". - /Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М. : Новая школа, 1998 г. - 144 с.

Цели исследования

Исследуется аналитико-синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах (первый и второй варианты) и на основе мысленного представления (третий вариант). Умение делать обобщения. Логическая обоснованность и целенаправленность. Четкость представлений. Использование помощи.

Оборудование

Три рисунка разной сложности.

Публикация «Методика „Исключение неподходящей картинки“» размещена в разделах

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) три квадрата, в каждом по четыре фигуры, одна из которых не подходит по одному признаку (величина, цвет, форма). Предлагается детям с 5 лет.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) три квадрата, в каждом по четыре предмета: три одной родовой группы, а четвертый — другой родовой группы. Предлагается детям с 6 лет.

На рисунке (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) три квадрата, в каждом по четыре слова-понятия, одно из которых не подходит. Предлагается детям с 7 лет.

Процедура проведения

Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ 1, 2, 3.

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 инструкция: "Скажи, что здесь не подходит?".

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 2 сначала просят назвать, что нарисовано, а затем спрашивают: "Что здесь не подходит?". Помощь: "Здесь три предмета (картинки, чем-то одинаковые, а один не подходит. Какой?".

При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ 3 исследователь сам читает слова, а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово. При правильном ответе просят объяснить выбор.

Анализ результатов

Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак, который отличает фигуру от остальных. Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры. В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки. При выделении слов-понятий иногда требуется повторное прочтение. Наводящие вопросы достаточны для правильного выполнения. Необходимо иметь в виду, что уровень развития обобщения в этом возрасте у детей разный. Одни сразу выделяют существенные признаки, другие обращают внимание на побочные признаки. Это свидетельствует о недостаточной сформированности высших уровней обобщения. Тем не менее у детей с нормальным умственным развитием нет случаев неадекватного выполнения этого задания.

Дети умственно отсталые не понимают инструкцию и самостоятельно не выполняют задания. К 6—7 годам они зрительно выделяют величину, цвет, но затрудняются дать речевое обобщение даже при наводящих вопросах. Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) в этом возрасте им недоступно.

Дети с задержкой психического развития понимают инструкцию, выполняют задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по установлению родовых групп и их обоснованию вызывает трудности. Организующая помощь эффективна. Работа с выделением слов-понятий (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) выполняется при наводящих вопросах, повторных прочтениях, разъяснениях. Затрудняются дети при объяснении принципа выделения. Наибольшие сложности у них при речевом обосновании.

Приложение 1

Методика «Исключение неподходящей картинки»
Фото «Исключение неподходящей картинки»
Методика - фото

Приложение 2

Фото №1 Источник Забрамная С Фото №2 От диагностики к развитию Фото №3 Материалы для психолого педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях М

Приложение 3

Фото №4 Цели исследования Исследуется аналитико синтетическая деятельность в зрительно воспринимаемых объектах первый и второй варианты и на основе мысленного представления третий вариант Фото №5 Умение делать обобщения Фото №6 Логическая обоснованность и целенаправленность

ВАРИАНТ 2.

Источник: Немов Р. С. "Психология в 3-х томах". - М. : ВЛАДОС, 1995 год. - Том 3, стр. 148.

Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4, на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».

На решение задачи отводится 3 минуты.

Оценка результатов

10 баллов — ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

6—7 баллов — ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

4—5 баллов — ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

2—3 балла — ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

0—1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий

8—9 баллов — высокий

4—7 баллов — средний

2—3 балла — низкий

0 - 1 балл - очень низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фото №7 Четкость представлений Фото №8 Использование помощи Фото №9 Оборудование Три рисунка разной сложности Фото №10 Предлагается детям с лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 4Б. Дополнительные материалы к методике "Что лишнее?"

Фото №11 На рисунке ПРИЛОЖЕНИЕ три квадрата в каждом по четыре предмета три одной родовой группы а четвертый другой родовой группы Фото №12 Предлагается детям с лет Фото №13 На рисунке ПРИЛОЖЕНИЕ три квадрата в каждом по четыре слова понятия одно из которых не подходит Фото №14 Предлагается детям с лет Фото №15 Процедура проведения Поочередно предлагаются ПРИЛОЖЕНИЯ Фото №16 При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ инструкция Скажи что здесь не подходит

ВАРИАНТ 3.

Источник: Альманах психологических тестов - М. : КСП, 1996 г. - 400 с.

Для проведения исследования потребуются бланки методики «Исключение лишнего», позволяющей оценить способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Методика состоит из серий, в каждой серии — по 4 слова. (Предлагается 2 варианта). Экспериментатору необходимо иметь секундомер и протокол для регистрации ответов.

Материал: Бланк с напечатанными сериями из четырех - пяти слов.

Инструкция и ход выполнения: Испытуемому предъявляю бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять (четыре) слов, из которых четыре (три) можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этот группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

Бланк для словесного варианта

1 ВАРИАНТ.

1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф.

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.

4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.

5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый.

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила. ;

2 ВАРИАНТ.

1) книга, портфель, чемодан, кошелек;

2) печка, керосинка, свеча, электроплитка;

3) часы, очки, весы, термометр;

4) лодка, тачка, мотоцикл, велосипед;

5) самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;

6) бабочка, штангенциркуль, весы, ножницы;

7) дерево, этажерка, метла, вилка;

8) дедушка, учитель, папа, мама;

9) иней, пыль, дождь, роса;

10) вода, ветер, уголь, трава;

11) яблоко, книга, шуба, роза;

12) молоко, сливки, сыр, хлеб;

13) береза, сосна, ягода, дуб;

14) минута, секунда, час, вечер;

15) Василий, Федор, Семен, Иванов.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

ШКАЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИИ ОБОБЩЕНИЯ

Число баллов Характеристика решения задач

1 2

Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:

5

--- ---

5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);

2) «лишнего» предмета (слова).

Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:

4

--- ---

4 1) для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;

2) для обозначения «лишнего» предмета (слова).

Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:

2,5

--- ---

2,5 1) Объединяемых в одну группу предметов (слов);

2) «лишнего» предмета (слова).

То же, но с помощью исследователя для обозначения:

1

--- ---

1 1) предметов (слов) объединенных в одну группу;

2) «лишнего» предмета (слова).

Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения

0

--- ---

0 1) предметов (слов) объединенных в одну группу;

2) «лишнего» предмета (слова).

Если испытуемый справляется с первыми тремя - четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной

недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы, то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Фото №17 При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ сначала просят назвать что нарисовано а затем спрашивают Что здесь не подходит Фото №18 Помощь Здесь три предмета картинки чем то одинаковые а один не подходит Фото №19 При работе с ПРИЛОЖЕНИЕМ исследователь сам читает слова а затем просит ребенка назвать неподходящее к остальным слово Фото №20 При правильном ответе просят объяснить выбор Фото №21 Анализ результатов Дети с нормальным умственным развитием понимают цель задания и самостоятельно выделяют признак который отличает фигуру от остальных Фото №22 Дают речевое обоснование принципа выделения фигуры Фото №23 В работе с картинками также способны произвести самостоятельное обобщение и обосновать выделение неподходящей картинки Фото №24 При выделении слов понятий иногда требуется повторное прочтение
Публикации по теме:

Дифференциация звуков ш-с. ПрезентацияДифференциация звуков ш-с. Презентация Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет.

Логические игры и диагностика психолого-педагогического развития детей Логические игры на развитие восприятия, внимания, памяти. Использую на занятиях кружка «Клуб интеллектуалов» Цель: • формирование восприятия.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методика «Исключение неподходящей картинки»
Опубликовано: 23 марта 2012 в 10:19
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 32.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД