саяна иргит
Методика изучения уровня профессионализма педагогов-воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Предлагаемая методика измерения уровня профессионализма воспитателей разработана на основе технологии аттестации педагогических руководящих работников учреждений образования профессора И. К. Шалаева и может быть использована при аттестации педагогов как воспитателей. Определяя уровень профессионализма педагога, предлагается измерить по 10 бальной системе: его личностную готовность к выполнению профессиональной деятельности, процесс деятельности, в котором реализуется теоретическая и технологическая готовность (идея трехуровневого рассмотрения готовности педагогов к выполнению профессиональной деятельности принадлежит В. А. Сластенину) педагога и результативность самой этой деятельности.
Публикация «Методика изучения уровня профессионализма педагогов-воспитателей» размещена в разделах
1 Параметр «Личностная готовность» («хочу» и «имею» для этого способности) – Л:
ПОКАЗАТЕЛИ А – эксперт от администрации К – эксперт от числа коллег С – сам педагог, воспитатель
Л. 1 .Гуманистическая направленность
Л. 2 Уровень общей культуры, эрудиция
Л. 3 Потребность работать с детьми, позитивная мотивация к профессии
Л. 4 Социальная зрелость, активность, ответственность
Л. 5 Креативность;
Л. 6 Коммуникативные способности и качества
Л. 7 Персептивные способности
Л. 8 Рефлексивно – аналитические качества
Л. 9 Организаторские способности и качества
Л. 10 Состояния психического и физического здоровья
Л. 11 Эстетический вкус
Средний показатель
Следует оценить в количественных показателях проявление личностных качеств в профессиональной деятельности :
9-10 баллов (оптимальный уровень) – обладает данными качествами в большей степени, проявляет их в деятельности;
6-8 баллов (допустимый уровень) – обладает, но не в достаточной степени, проявляются в профессиональной деятельности неустойчиво;
4-5 баллов (критический уровень) – качества проявляются слабо, их недостаточность создает проблемы в профессиональной деятельности;
0-3 балла (недопустимый уровень) – большинством указанных качеств не обладает, не считает необходимым их развивать.
По каждому из 11 показателей личностной готовности определяется средний показатель:
Л. 1+Л. 2+…Л. 11
Л= ---
11
2 Параметр «Теоретическая готовность» педагога (воспитателя) («знаю») – Т:
ПОКАЗАТЕЛИ А – эксперт от администрации К – эксперт от числа коллег С – сам педагог, воспитатель
Т. 1 Знание основ философии, культурологи, социологии воспитания, методологии исследования
Т. 2 Владение системой знаний и человеке как совокупности биологического, социального, духовно-нравственного, о факторах, влияющих на развитие и социализацию человека
Т. 3 Знание общей теории воспитания, современных концепций воспитания
Т. 4 Владение системой знаний по психологии развития личности
Т. 5 Знание педагогической психологии
Т. 6 Знание методики организации воспитательного процесса, новых социально-педагогических технологий
Т. 7 Знание особенностей современных семей, методики работы с ними
Т. 8 Знание особенностей работы с детьми с НОДА
Т. 9 Знание законов, позволяющих защищать ребенка
Т. 10 Знание законов «Об образовании» и других нормативных документов
Средний показатель
Следует оценить уровень владения профессиональными теоретическим знаниями в количественном измерении по каждому из 10 показателей:
9-10 баллов (оптимальный уровень) – имеет глубокие знания, которые воплощаются в профессиональную деятельность;
6-8 баллов (допустимый уровень) – в основном владеет знаниями, которые проявляются в профессиональной деятельности;
4-5 баллов (критический уровень) – владеет знаниями, но затрудняется воплотить их в деятельность;
0-3 балла (недопустимый уровень) – слабо владеет знаниями в основном на «житейском» уровне.
Определите среднее количественное значение:
Т. 1+Т. 2…. Т. 10
Т = ---
10
3 Параметр «Операционно - деятельностная (технологическая) готовность» («умею» и «делаю») – Д:
ПОКАЗАТЕЛИ А – эксперт от администрации К – эксперт от числа коллег С – сам педагог, воспитатель
Д. 1 Реализация диагностической функции
Д. 2 Реализация прогностической функции
Д. 3 Реализация организаторской функции
Д. 4 Реализация коммуникативной функции
Д. 5 Реализация коррекционной функции
Д. 6 Реализация охранно-защитной функции
Д. 7 Реализация координационной функции
Д. 8 Реализация психотерапевтической функции
Д. 9 Реализация социально-профилактической функции
Д. 10 Взаимодействие с родителями дошкольников
Д. 11 Реализация в деятельности индивидуального подхода
Д. 12 Использование активных форм, новых педагогических технологий
Д. 13 Проведение исследовательской работы
Средний показатель
Следует оценить в количественных показателях уровень операционно - деятельностной (технологической) готовности:
9-10 баллов (оптимальный уровень) – владение технологиями на основе глубоких знаний; собственных исследований и выводов, внедрение их в профессиональную деятельность;
6-8 баллов (допустимый уровень) – владение технологиями на основе знания и, в основном, заимственного опыта, внедрение их в профессиональную деятельность;
4-5 баллов (критический уровень) – имеет представление о педагогических технологиях, но затрудняется воплощать их в деятельность;
0-3 балла (недопустимый уровень) – слабо владеет педагогическими технологиями.
Определяем среднее количественное значение:
Д. 1+Д. 2+…. Д. 13
Д = ---
13
4 Параметр «Результативность» деятельности педагога (воспитателя) («получаю») – Р:
ПОКАЗАТЕЛИ А – эксперт от администрации К – эксперт от числа коллег С – сам педагог, воспитатель
Р. 1 Личностный рост воспитанников: положительная динамика развития личности каждого воспитанника (интеллектуального, физического, социального, духовно-нравственного….)
Р. 2 Степень оказания педагогической помощи и поддержки ребенку в решении личностных проблем: проведение мониторинга развития воспитанников; наличие банкам данных на воспитанников (результатов исследований); оказание комплексной помощи ребенку в решении личностных проблем; сокращение «проблемного поля» воспитанника; удовлетворенность детей и их родителей уровнем оказания комплексной помощи со стороны педагога
Р. 3 Защищенность ребенка (психологическая, физическая, социальная, создание условий для физической, социальной, психологической защиты ребенка от негативных воздействий, дети знают свои права и обязанности, удовлетворены своими социальными позициями, уверены в хорошем к себе отношении со стороны педагогов, сверстников, свободно выражают свое «Я»
Р. 4 Социально-психологический климат в коллективе: преобладание доброжелательных отношений: каждый член коллектива чувствует себя комфортно, занимает благоприятную социальную позицию; активны, инициативны; присутствует атмосфера радости, спокойствия, надежности, защищенности
Р. 5 Наличие кружковых работ: изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития личности каждого ребенка
Р. 6 Развитие самоуправления: чередование творческих поручений, активная позиция членов коллектива реально действующие органы самоуправления, работающие на принципах сменяемости актива; сотрудничество и согласованность; в коллективе легко распределяются поручения с учетом желаний, возможностей и интересов дошкольников; высокий уровень ответственности детей
Р. 7 Организация творческой, социально-полезной жизнедеятельности: наблюдается включенность каждого ребенка в различные виды деятельности, насыщенный личностным смыслом; возможность выбора интересующего вида деятельности, расширение спектра полезных дел, организация деятельности отвечает всем психолого-педагогическим требованиям
Р. 8 Взаимодействие с социумом: использование возможностей внесадиковской среды в развитии ребенка, взаимодействие со школой, социальными, медицинскими, общественными организациями
Р. 9 Планирование и осуществление образовательно-воспитательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими специалистами дошкольного учреждения
Р. 10 Сотрудничество с семьей дошкольника, партнерство, привлечение родителей к совместной деятельности с детьми, удовлетворенность родителей уровнем педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей, выработка совместных программ по оказанию помощи в развитии ребенку, участие в органах самоуправления (родительские комитеты)
Р. 11 Степень авторитета педагога : педагог является референтным лицом, пользуется авторитетом, уважением, доверием детей, их родителей и коллег
Р. 12 Удовлетворенность педагога собственной педагогической деятельностью
Средний показатель
Следует оценить в количественных показателях качество результатов деятельности педагога (воспитателя) :
9-10 баллов (оптимальный уровень) – указанные характеристики результатов деятельности проявляются ярко, полно, устойчиво, убедительно;
6-8 баллов (допустимый уровень) – указанные характеристики проявляются не в полном объеме, однако устойчиво;
4-5 баллов (критический уровень) – указанные характеристики проявляются недостаточно полно, неустойчиво;
0 - 3 балла (недопустимый уровень) – указанные характеристики проявляются слабо или не проявляются.
Определяется средний показатель результативности деятельности:
Р. 1+Р. 2…Р. 12
Р = ---
12
УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГА-ВОСПИТАТЕЛЯ ВЫЧИСЛЯЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩЕЙ ФОРМУЛЕ:
Л+Т+Д+Р
П = ---
10
где П – интегративный показатель уровня профессионализма педагога – воспитателя :
Л – теоретическая готовность;
Т – теоретическая готовность;
Д – операционно – деятельностная, технологическая готовность
Р – результативность воспитательной деятельности.
Для объективности показателя уровня профессионализма педагога-воспитателя интегративный показатель вычисляется по указанному выше правилу отдельно каждым экспертом:
А – эксперт от администрации (старший воспитатель, заведующий);
К – эксперт от числа коллег (руководитель МО);
С – сам педагог (самооценка).
После этого определяется объективизированное значение по правилу:
А+К+С
ОП= ---
6
Где ОП – объективный показатель профессионализма :
9-10 баллов – высокий уровень профессионализма;
6-8 баллов – допустимый;
4-5 баллов – критический;
0-3 балла – недопустимый.